Скрыть
Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от Авессалома сына своего

Содержание: Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. Давид, толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего

Цари воздвигают победные статуи в честь военачальни­ков, одержавших победу; также начальники выставляют победоносные изображения и столбы в честь возниц и борцов, и заставляют вещество надписью, как бы устами, возвещать победу. Другие излагают похвалы победите­лям в книгах и письменах, желая показать, что в похва­лах сами они сильнее тех, кого хвалят. Ораторы и живо­писцы, резчики и ваятели, народы и начальники, города и селения, удивляются победителям; но никто не начертал изображения в честь бегущего и не воевавшего, как (делает) те­перь Давид, – потому что говорится: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». И когда беглец удостаи­вается похвал? Когда изгнанник заслуживает надписи? Бегле­цов ловят, письменно объявляя о них, а не прославляют надписями. Но узнай, брат, причину такого надписания (псалма) и сохрани свою душу; пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни; пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был го­ним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом, как бы на основании, созидаться страхом Божием, – потому что как зда­ние без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы.

Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешив­ший не потерпел того же, что потерпел он сам. Да­вид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супру­жество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: «не убивай, не прелюбодействуй» (Исх.20:13-14). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его вос­стала против него война. Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послу­шай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: «Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула»: «и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин»: «и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во веки» (2Цар. 12: 7-10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего», не откуда-нибудь извне, но «из дома твоего» (2Цар. 12:11). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнан­ником по отношению к заповеди Божией.

Беседы на псалмы. На псалом 3

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего. Хотя история сия известна более рачительным, однако же перескажу ее кратко для нерадивых. Великий Давид, по совершении онаго сугубаго беззакония, подпал многим и различным бедствиям. Не только соседственные народы подвиглись на противоборство и войну, но и самый дом его дал в себе место мятежу, беззаконие следовало за беззаконием, за непотребством Амнона убийство Авессалома, за братоубийством востание против отца и отпадение подданных. Пока промышляла о Давиде Божественная благодать, ничто это не приближалось к нему. Когда же за учиненное им преступление благодать отступила; порок занял ея место, произвел достойное слез, и произрастил много бедствий. В сие-то время, спасаясь бегством от сына и от тех, которые вместе с этим сыном подняли против него оружие, написал он псалом сей; потому что, по причине принесеннаго им теплаго покаяния, воздействовал в нем тогда Божий Дух.

Евфимий Зигабен (†1118)

Псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего

Надписание этого псалма ясно, особенно для людей, знакомых с книгами Царств (См. 2Цар. 12,14). Он приличествует не Давиду только одному, а и всякому подвергающемуся нападениям от врагов, видимых или невидимых.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Из сего надписания явствует, что сей псалом, по простому смыслу, должно разуметь о самом Давиде, молящемся о избавлении от гонения Авессалома сына своего. А понеже Давид прообразовал Христа, и у Пророков Сам Христос именуется Давидом (Иер. 30:9; Иез. 34:23; Ос. 3:5): сего ради можно псалом сей разуметь и о Христе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.
 

Давид, преследуемый сыном своим Авессаломом и его единоплемениками, написал сей псалом, в котором молит Бога о спасении и выражает твердую надежду на избавление от врагов и свое восстановление.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего

Кроме указания на автора псалма, в надписании говорится о поводе и времени написания последнего, именно - во время бегства Давида от Авессалома.

Изображаемое в псалме внешнее и внутреннее состояние Давида настолько отвечает его положению во время гонений от Авессалома, что вполне отвечает и согласуется с приведенным в надписании указанием времени происхождения псалма. Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (3 ст.), и он сам опасался за свою жизнь (ст. 6).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего

По заглавному надписанию, возражать против которого нет никаких важных внутренних оснований, псалом этот написан во время гонения Давида Авессаломом. – С плачем и босой убежал Давид, с немногими оставшимися ему верными, из Иерусалима через гору Масличную в Иерихонскую пустыню. Здесь он дал покой своим усталым членам (ст. 6; ср. 2Цар. 16:14); но в ту же ночь (2Цар. 17:21-22) он должен был продолжать свое бегство и перейти через Иордан в Маханаим. Перешедши благополучно чрез Иордан, он ранним утром (2Цар. 17:22) излил свою душу в молитве, составляющей содержание третьего псалма.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

3:1-2. Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́.
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя.

Составляя третий Псалом, в особенно печальных и трудных обстоятельствах жизни своей, Давид является в нем светлым образцом для нас на те случаи, когда и мы оказываемся в подобном же положении тяжелых испытаний. Люди в таких условиях слишком склонны бывают впадать в уныние и даже часто ропщут на Бога. Соблазн подобной настроенности должен был быть тогда особенно близок к Давиду, ибо он, среди великой и заслуженной славы, царственной мощи и долгого глубокого мира, оказался вдруг в положении изгнанного и осужденного на смерть, и от кого же? От родного сына, крепко любимого и не так еще давно прощенного отцом в грехе братоубийства. Но Давид и в старости остается все тем же «отроком Божиим», как и перед помазанием своим, и вместо того, чтобы вместе с маловерами пошатнуться тут в своей надежде на Бога, он, напротив, с энергией духовной юности лишь оживляет, укрепляет и возвышает ее. Как в дни ранние, при гонениях от Саула, так и теперь, он всем существом своим прибегает к Богу, как Отцу своему, за спасением, и в непоколебимой надежде сердца знает, что будет услышан, и эту свою настроенность передает он и каждому, кто и в собственной беде со вниманием и разумением станет читать этот его Псалом.
Псалом 3-й, единый по настроению и по общему содержанию, может быть разделен на три части. В первой из них (стихи: 1–3) Давид в тоне сыновнем жалуется Господу на множество поднявшихся против него врагов, оттеняя, что в их восстании против него был и нарочитый религиозный уклон: открытое неверие тому, что Бог может спасти его.
 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего

В начале третьего псалма имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов его. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже Авессалом, один из сынов его. Последний задумал воцариться вместо Давида, отца своего, и для этой цели подготовил вооруженное против него восстание. Давид принужден был оставить Иерусалим, свою столицу, и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома. Но Господь услышал молитву Давида и спас его от козней врагов его, которые все погибли лютой смертью.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible