Скрыть
Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Речение «что» употреблено вместо «весьма».

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

Он убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его; он сам щадил его, как сына, но бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и по­носим за него Семеем (2Цар. 16), сам великодушно пере­носил все; но так как многие соблазнялись о нем, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи; ныне Бог отсту­пил от него, как некогда от Саула; как тогда Он отсту­пил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давида и обратился к Авессалому; восстанем и нападем на него; нет для него спасения в Боге, – так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерз­ких поступках сына, вопрошает Бога: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня»? Я осажден искушениями, окружен пото­ками зол, на меня сошел дождь бедствий, пришли реки вра­гов, подули ветры злых духов, и напали на дом мой, стараясь отлучить от Тебя душу мою; но, утвержденный на камне веры, я не падаю, а припадаю, чтобы узнать: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня»? Тот, который от меня, против меня, но Ты – со мною. Против меня ведет войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, мое войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы – львами, ягнята – бешеными собаками, и овны – бодливыми волами; но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель.

Беседы на псалмы. На псалом 3

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя: Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов.

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Всякой богобоязненной душе два великие предлежат подвига: первый – чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-либо на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа; второй, более тяжкий, – чтоб не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами. Это лишение благодати случается по следующей причине. После того, как благодать Божия долгое уже время пребывает в душе, сшествуя ей путем спасения, поднимается против нее сильная и тягчайшая брань, подобная той, какую изображает пророк Давид, взывая к Богу: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения тебе в Бозе твоем (Пс. 3:2–3), то есть что спасение твое совершается не силою Бога твоего, но твоею мудростию и твоею собственною силою. Если согласится душа на такое внушение, благодать отходит от нее. Но если она, отвергнув такое внушение, начнет с Давидом взывать к Богу: Ты, Господи, заступник мой и помощник, Ты – слава моя, и возносяй главу мою, Ты Божественною благодатию Твоею совершаешь во мне спасение мое, а не я, – благодать Божия пребудет с нею. И этот-то второй подвиг, после первого, в коем получается благодать Святого Духа, великий подвиг, чтоб не лишиться Божией благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания.

Слова. Слово 4

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

Господи, что ся умножиша стужающии ми

Тяжело скорбя, что подвергся такому злоумышлению со стороны своих домашних и друзей, и устремляя мысли к единому Богу, пророк спрашивает: из-за чего с каждым днем все более и более увеличивается число его врагов (их именно назвал он стужающими), которые целыми толпами присоединяются к отцеубийце Авессалому,—какая тому причина, когда сам он (т.е. пророк) не причинил ни одному из них никакой обиды? Этими словами намекается также и на злоумышления демонов против нас.

Мнози востают на мя

Это сказано для пояснения—выражения: умножишася.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя,

Давид, моляся к Богу, жалуется на множество гонителей своих. Ибо весь почти Израильский народ, отложася от него, прилепился ко Авессалому, как повествуется во второй книге Царств, в главе 15. Имя Авессалома означает, с Еврейскаго, мир отчий. Отец любил своего сына, но сей брань произвел противу отца: что сбылось как на Давиде, так и на Христе. Давид плакал о смерти сына; плакал и Христос о распинателях. Ахитофел, искренний друг и советник Давидов, изменил ему, и после сам удавился. Тако Иуда, един от учеников Христовых, предал Учителя и, наконец, сам удавился.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

Ст.2   Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;
 

Господи, что ся умножиша стужающии ми? «Что» употреблено, говорит св. Афан., вместо: «весьма»; стужающий – притесняющие, угнетающие. С еврейск.: «Господи! как умножились враги мои!» – Вторая книга Царств повествует, что с Авессаломом противу Давида восстали очень многие; потому что Авессалом лестию и обманом приусвои сердца сынов Израилевых, вкрался в сердца их (2Цар. 15:6, 12, 14). Такое восстание поразило Давида, и он в удивлении воскликнул: «Господи! как много у меня врагов!» В смятении он говорил верным рабам своим: восстаните, бежим, яко несть нам спасение от лица Авессаломля (2Цар. 3:7). Восстали на Давида – целые тьмы – (Пс. 3:7).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

В первой части псалма Давид говорит о степени опасности для него от множества врагов.

«Как умножились враги мои!», выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. - «Говорят душе моей» - говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Обратив слезный взор к небу (Господи), он высказывает свое удивление множеству своих врагов; весь Израиль был (2Цар. 15:13) на стороне Авессалома; дело последнего считали (мнози) правым и громко высказывали убеждение, что Бог на этот раз не поможет Давиду. Но Давид и теперь надеется на Господа, что Он спасет его честь и выведет победителем из настоящего угнетенного его положения (ст. 4).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу:

Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя

По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» или: «Как умножились враги мои!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12). В смятении Давид говорил рабам своим: «Востаните, и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля» (2Цар. 15:14). «Мнози восстают на мя». Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предызобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible