Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея
Гласом моим ко Господу воззвах. Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. — Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: гласом моим ко Господу воззвах. Под гласом разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: услыша мя от горы — сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: от горы святыя — значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: в гору святую Твою (Пс. 14:1), и: приближитеся горам вечным (Мих. 2:9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2:2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: от горы святыя, с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.
Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 4-6 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея», научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя». Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша Мя от горы святыя Своея
Посему-то со всем усердием приношу тебе моление, зная, что вскоре исполнишь сии прошения. Под воззванием должно разуметь здесь не глас и не вопль, но душевное усердие. Ибо блаженному Моисею, хотя он и молчал, так говорил Бог всяческих: «что вопиеши ко Мне» (Исх. 14:15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы. Сказано же: «услыша мя от горы святыя Своея», сообразно с принятым в древности мнением. Ибо тогда думали, что Бог всяческих обитает в скинии; потому что там давал и ответы иереям.
Евфимий Зигабен (†1118)
Гласом моим ко Господу воззвах и услыша мя от горы святыя своея
Едва только, говорит, я воззвал чувственно, (т.е. устами), или мысленно,— тотчас же и услышал меня Бог; ибо Господь близок ко всем, призывающим Его. Горою святою пророк называет Сион, где, как веровали, обитает Бог и где беседует Он с людьми достойными сего. Но под святою горою можно также разуметь небо, которое и мы называем жилищем Божиим.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея.
Утверждает собственным примером вышереченную истину. Часто, глаголет, в подобных обретаяся скорбех, взывал я ко Господу, и Той всегда выслушивал меня. Здесь заметить должно, что оныя слова: гласом воззвах, положены для изъявления сильнаго сердечнаго движения и означают, что Давид не слабым молился гласом, ниже с холодностию, но взывал с жаром, и вопль испускал, то есть, молился и духовным и телесным гласом. Оныя же слова: от горы святыя Своея, означают или вещественную гору Сион, где находился ковчег Завета и где особливым образом присутствие Свое являл Господь; подавая ответы, или самое небо, которое Апостол Павел нарицает Сионскою горою и небесным Иерусалимом (Евр. 12:22)
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
Услыша мя от горы святыя Своея. «Сии слова, – говорит св. Афанасий, а за ним и бл. Феод., – сказаны согласно с общепринятым образом представления; ибо думали, что Бог обитает в Скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: от горы Святыя значит: с неба». Кивот завета в восстание Авессалома находился в Вефаре и Иерусалиме 2Цар. 15:24, 29. Потому под горою Святою можно разуметь Сион, на которой, вероятно, находился ковчег завета (Сн. Пс. 14:1).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея
В первой части псалма Давид (ст. 2-3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (ст. 4-9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов.
Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея
К Нему, царствующему на Сионе, поэтому, настойчиво (гласом взывать – гебраизм) взывает он о помощи, и уверен, что Бог услышит его (воззвах зову; услыша услышит).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Давид во второй части (стихи: 4–7) не только со всей твердостью выражает свою веру в заступление Божие, но и свидетельствует, что Господь уже и услышал его «от горы Святыя Своея» почему он и спит спокойно, и не убоится даже и полчищ нападающих на него врагов.
Слова: «Гласом воззвах» «означают, что Давид не слабым молился гласом, и ни с холодностью, но взывал с жаром, и вопль испускал, то есть молился и духовным и телесным гласом». Гору Сион можно разуметь здесь и в земном, и в небесном Иерусалиме.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея
Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.