Скрыть
«слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Слово законопреступное возложиша на Мя, именно же: возми, возми, распни Его (Ин. 19,15). А что слово это было законопреступно, явствует из сказанного: неповинна и праведна да не убиеши (Исх. 23,7). Еда спяй не приложит воскреснути? Посмевается замыслам иудеев, думавших, что сокрушат Его смертию, как одного из нас. Посему говорит Он: ужели думаете жизнь одолеть смертью? Что постражду, то для Меня сон, за успением необходимо следовать восстанию. Но и смерть есть успение, посему и за смертью необходимо последует воскресение.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 «Вкупе на Мя шептаху вси врази мои, на Мя помышляху злая Мне». «Слово законопреступное возложиша на Мя». О сем свидетельствует конец событий; потому что, в тишине разсуждая между собою, искали способа исполнить злоумышление. Потом сложили обвинения в присвоении Себе власти, сказав Пилату, что именует Себя Царем, и возбраняет «Кесареви дань даяти» (Лк.23:2). То же говорит и пророчество: «слово законопреступное возложиша на Мя», то есть, составили против Меня беззаконное обвинение.

«Еда спяй не приложит воскреснути?» Если и смерть претерплю; то разве не воскресну и не разсею уготовавших оную? И сие сходно с евангельским изречением: «раззорите церковь сию, и тремя денми воздвигную» (Ин.12:19); и еще: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет в руки грешников; и убиют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.20:18–19). Посему справедливо смерть наименовал сном.

Евфимий Зигабен (†1118)

Слово законопреступное возложиша (противопоставили) на мя.

Противопоставили—принимается за ответствовали; ибо когда иудеи были спрошены Пилатом: что же мне делать с Иисусом, называемым Христом? то отвечали ему все: да будет распят (Матф. 27,22). Это слово, сказанное иудеями в ответа, было законопреступное, потому что большое преступление закона было—предать смерти невинного и безгрешного: закон говорит: безвинного и праведного не убей (Исх. 23,7), как и Пилат многократно в укор им говорил: я не нахожу в нем вины, также: не повинен я в крови праведника сего; вы увидите (Матф. 27,24). Или это—противопоставили—принимать должно за устроили, как полагает Феодорит; ибо говорили Пилату ложно, что Он развращает народ, запрещает кесарю дань давать (Лук. 23,2). И это слово беззаконно, ибо противно закону—свидетельствовать на другого ложно: закон говорит: не свидетельствуй ложно (Исх. 20,16).

Еда (неужели) спяй не приложит воскреснути (встать)?

Христос говорит это вопросительно, как Бог, наперед знающий: неужели кто спит, не встанет более? Нет, он встанет. Евреи обыкновенно выражение «приложить» принимали за выражение будущего времени. А если спящий встанет, то и Я, уснувши, то есть, умерши плотию, не замедлю встать, ибо и Моя смерть уподобляется сну. Как человек самовластно и по своей воле спит; так и Я самовластно и по своей воле умру.

Слова Божеств. Кирилла: Как вы думаете смертию облечь жизнь? Ибо смерть для меня сон, и смерть не для уничтожения жизни бывает, но для восстания: ибо если Я в третий день встану, то не сон ли моя смерть? Феодорита: Это сходно с Евангельским словом: разрушьте храм сей, и в три дня восставлю его; также: вот восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет в руки грешников и убьют Его и в третий день воскреснет. Посему справедливо смерть назвал сном.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-10 Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его: собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание

Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они в болезни Давида видели кару от Бога, («слово велиала пришло на него»), почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу. Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы поддерживать его, близкий ему («человек мирный со мною»), на которого Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости), усилил тяжесть его положения («поднял на меня пяту») своей изменой. Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя, которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя, особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам (Ин. 13:18 ст.).

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути

В числе врагов Давида, кроме тех, которые открыто действовали против него, было еще больше таких, которые под видом дружбы враждовали против него скрытно, хитростью и тайным коварством замышляли устроить его погибель: таким злоумышленникам свойственно сообщать или распространять между другими свои злоумышления посредством шепота (на мя шептаху, помышляху злая мне). Выражения: слово законопреступное возложиша на мя, и проч. с еврейского переводятся так «слово велиала пришло на него, он слег, не встать ему более». А это «слово велиала» – некоторыми учеными чрез филологическое объяснение значения еврейских речений переводится так: «болезнь смертельная постигла его, – ему уже не встать от одра болезни». Так говорили враги Давида, злоумышлявшие против него и искавшие его погибели, хотя они и ошибались в своем ожидании. Так понимаются и толкуются изречения стихов 8 и 9 в буквальном смысле. Но они, конечно, изречены Давидом в пророческом смысле о лице Иисуса Христа, Который так говорит о врагах Своих: враги Мои, архиереи, книжники и старейшины народа еврейского, сговариваясь погубить Меня, тайно, на ухо говорили друг с другом (шептаху), имели совещание о предании Меня смерти (см. [[new:mf:27:01Мф. 27:1]]), помышляху злая Мне. Он богохульствует и за то повинен смерти (Мф. 26:65–66), – говорили они на суде своем. Это было слово законопреступное, потому что ложное. А когда римский правитель Иудеи Пилат всенародно говорил, что он никакой вины не находит во Христе, то иудеи кричали ему: «Да распят будет» (Мф. 27:22–23). И это слово законопреступное, или противозаконное, потому что закон запрещает осуждать невинного. Еда спяй не приложит воскреснути (востати), – в славянской речи это выражение составляет как будто одно предложение, между тем как в переводе с еврейского, а также и греческого оно состоит из двух предложений: первое (греч.) – «разве не спит он?»; и потом другое – «не встать ему более» (пер. с евр. см. выше). А потому, говоря о врагах Своих, Христос вопрошает: «Неужели кто спит, тот не встанет более? Моя смерть подобна будет сну: как человек самовластно спит и потом встает, так и Я самовластно умру и так же самовластно воскресну».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible