Скрыть
то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? той бо весть тайная сердца

Это свойственно признательным рабам – не оставлять служения господину даже среди тяжких страданий; это – уроки любомудрия. Здесь они научают и слуша­телей не лицемерить, но служить Богу от всего сердца. «Он знает тайны сердца». Это говорят они, устрашая слушателей, чтобы они не помышляли ничего, недостойного Бога.

Беседы на псалмы. На псалом 43

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21-23 «Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему»: «Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца». «Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения». Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но неприкосновенным соблюли чествование истиннаго Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостию. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: «не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца», – Пророк присовокупил: «зане Тебе ради умерщвляемся весь день». Сия перемена в местоимении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 21-22 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему. Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца.

Если, говорит, мы забыли имя Божие, или Бога, назвавшего так пространнее, и если мы простерли руки наши в молитвах ложному чужому богу, если говорю, мы это сделали; то не взыщет ли и не осудит ли Бог за таковые нечестивые дела? Без сомнения осудит за оные, потому что Он знает и тайные глубины сердца и Он свидетель того; мыслим ли мы о подобном.

Слова Феодорита: Надобно заметить, что слова сии указывают на два рода лиц, ибо сказав: Бог не взыщет ли за сие? ибо Он ведает тайны сердечные, он прибавил, что за Тебя нас умерщвляют всякий день. А сей замен местоимением содержит и еврейский текст и поместили все прочие толковники. Добродетель сию показали Маккавеи, сообщники Маттафия и семь отроков с матерью и священником Елеазаром; они не преклонились ни ласкательствами, ни наказаниями, но истинное богопочтение сохранили ненарушимым. И это, говорит, Ты, Владыка, знаешь. Ибо Тебе не только известны деда, но и самые движения сердца.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 21-23 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения

Если бы Израильтяне отпали от Бога и обратились в идолопоклонство, то это конечно не укрылось бы от Всевышнего, и они не дерзнули бы заявить себя пред Ним невиновными. Между тем это так, потому что (зане) они страдают ради Бога, как верный народ Божий, и находятся в смертной опасности. Таким образом, достаточно оснований для Израиля к возбуждению как бы спящего Бога, за Которого он страдает, чтобы Он подал скорее помощь против такого уничижения.

Умерщвляемся; или: мы постоянно находимся в опасности смерти, или: некоторые из нас ежечасно (весь день) действительно умерщвляются.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

не Бог ли взыщет сих? той бо весть тайная сердца.

Господь «знает тайны сердца» - знает, что евреи были истинными Его чтителями, не уклонялись во след ложных богов.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–22 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца

Воздехом (от слова воздеть, «поднять, простирать») значит: «воздели, подняли»; воздехом руки нашя к Богу – значит: «подняли», или «простерли руки для молитвенного служения», или «поклонения Богу». Этими словами псалмопевец поясняет и доказывает то, что сказал он выше в стихах 18-19. Никогда, говорит, не отступали мы от Господа и не забывали имя Бога нашего и не простирали рук своих для служения чуждому, ложному божеству язычников. Если бы мы так сделали, если бы забыли Бога нашего и простерли руки наши в молитвах богу чужому, то не взыскал ли бы и не осудил ли бы нас Бог за такое нечестие? Конечно, взыскал бы, потому что Ему известны не только дела наши, но и сокровенные, тайные мысли сердца. Таким доводом псалмопевец хочет засвидетельствовать о совершенной невинности своего народа, от имени которого он выражает эту молитвенную жалобу, призывая в свидетели Самого Бога.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible