Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 43:26
ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Смирися в персть душа наша. Прилпе земли утроба наша. Говорят так, потому что не дозволено им мудрствовать, еже о Христе, и оттого впали они в мудрование плотское.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша
Сказав: «забываешь нищету нашу», т.е. огорчение, говорят потом, в чем состоит их огорчение. Смысл этих слов следующий: мы погибли, мы погребены, положение наше нисколько не лучше положения мертвых. По справедливости можно сказать и о тех, которые привязаны душою к настоящему, что они также «унижены до праха», и о тех, которые преданы чревоугодию, – что «утроба наша прилипла к земле».
Действительно, кто предан земной любви, прилепился к праху, и бестелесную силу, находящуюся в нем, поработил пеплу, о том справедливо можно сказать, что он находится в таком положении. В самом деле, что иное телесная красота, как не земля и прах, или даже еще хуже того? Если не веришь, то загляни в человеческие гробы, и увидишь там прах и пепел. Когда лицо лишается настоящей жизни, тогда оно и оказывается тем, что есть, и даже еще прежде смерти. Когда настанет старость, когда поразит болезнь, и тогда можешь видеть тоже явление, потому что это – прах. Но Бог, как мудрый художник, и из ничтожного вещества создал превосходную красоту, не для того, чтобы ты предавался прелюбодеянию, но чтобы показать тебе свою премудрость. Поэтому не оскорбляй Художника и дело премудрости Его не обращай в предмет распутства и прелюбодеяния. Удивляйся красоте, но столько, чтобы прославлять Художника, а далее не простирайся, чтобы не возбуждать своей страсти. Прекрасно – создание: поэтому тебе должно покланяться Создателю, а не оскорблять Его.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 9-10 И я пошел к ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем
Утроба наша прильнула к земле (Пс 43:26), то есть наша утроба была согласна с нечестивостью этого праха. Ведь это и сказано: прильнула. Для меня же благо - быть близким к Богу. Ведь ты тогда близок Богу, когда согласен с Богом. Сказано не без причины о нашей утробе, что она прильнула к земле, поскольку указываются те, кто, не претерпев гонения, были согласны с врагами. Вот почему они прильнули к земле. Но почему они названы утробой, если не потому, что плотские: как уста Церкви - у святых, у духовных, так чрево Церкви - у плотских? Итак, уста Церкви явлены, чрево скрыто как более изнеженное и более слабое.
На это Писание указывает в определенном месте, где некто говорит, что он получил книгу, и книга эта была сладка, говорит, в устах его и горька в его чреве. Что это, если не высшие предписания, которые получают духовные и не получают телесные и которым радуются духовные и печалятся телесные? Что содержит, братья, эта книга? Продай все, что имеешь, и раздай нищим (Мф 19:21). Как сладко [это звучит] в устах Церкви! Все духовные так и поступили. Но если ты скажешь какому-нибудь плотскому: сделай так, то скорее он уйдет от тебя недовольный, как тот богатый от Господа, чем сделает то, что сказано. Почему он ушел недовольный, если не потому, что та книга сладка в устах и горька во чреве?
Толкования на Псалмы
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша». До самой земли согбены мы, так что утроба наша касается почти земли. А сим Пророк означает великое уничижение Иудеев и могущество врагов.
Евфимий Зигабен (†1118)
Яко смирися в персть душа наша, прилепе земли утроба наша.
Душа, говорит, наша, то есть мы, названные так пространнее, пали в прах, и чрево наше прилепилось к земли, потому что мы, как рабы и пленники, спим на земле и что поникли всегда к земли от тяжести скорбей. В высшем смысле смиряется в прах и в землю тот, кто прилепился к земному и кто, как говорит Божественный Златоуст, сквернится любодействами и плотским сладострастием.
Слова Оригена: Посему мы просим прощения немощи нашей, что душа наша смирилась в прах. Или, поелику мы чрез страсти оземленились, то посему мы сделались пресмыкающимися по земле; сверх того и чрево наше прилепилось к земле, потому что мы ничем небесным не питаемся, но на подобие змея пожираем землю, где чрево означает душевную память, в которой слагаются все уроки (в изд. Своде).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша.
«Душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле» - мы пригнуты к земле, подавлены скорбью и пережитым бедствием.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 24–26 Востани, Вскую спиши, Господи? Воскресни, и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша
Здесь псалмопевец от лица своего народа молит Господа, чтобы Он вспомнил угнетенных рабов Своих и ниспослал бы им Свою помощь и избавление. Призывая Бога на помощь, он представляет Его спящим и говорит: востани, что спишь, Господи! Причем представляя великую смертную опасность, угрожающую народу со стороны врагов его, просит, чтобы Господь не отвращал лица Своего от погибающих и не отринул их навсегда, – он молит Господа, подобно тому, как некогда ученики Господа Иисуса Христа разбудили Его, спящего на корме корабля, и молили спасти их от гибели, угрожающей им от бурного кораблекрушения (Мк. 4:37–38). Вместе с тем, продолжая изображать Бога человекообразным, псалмопевец говорит, что Бог забывает людей Своих, как бы не обращая внимания на их тяжкое и угнетенное положение, а это положение было настолько тяжко, что мы, говорит, унижены до праха, (душа наша смирися в персть), утроба наша прильнула к земле, мы принуждены ползать по земле, т.е. мы доведены до крайнего бесчестия и презрения. Такого рода унижению, по изображению пророков (Ис. 49:23, 51:23; Мих. 7:17; Пс. 71:9), Господь подвергал языческие народы.