Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возлюбил eси правду, и возненавидел еси беззаконие. Поелику естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе самом исправив cиe, внушить естеству человеческому — любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиною вочеловечения. Посему говорит: сего ради помаза Тя, Боже. Чего же именно ради? — чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие. Сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой. Посему, говорит, намастил тебя, Боже, Бог Твой, — ибо «помаза» (εχρισεν) означает: «намастил» (ηλιψεν). Соприкасается же толкование этого места с вышеприведенным: возлюбил ecи правду.

Толкование на псалмы


Если же по причине присовокупленного во псалме: «сего ради помаза тя Боже Бог твой», из речения «сего ради» заимствуют опять себе предлог к подтверждению своей мысли, то пусть дознают эти невежды в Писаниях и эти изобретатели нечестия, что и здесь опять слово «сего ради» означает не награду добродетели или дел Слова, но причину Его к нам пришествия и для нас совершенного на Нем помазания Духом. Не сказал Давид: «Сего ради помаза Тя, чтобы Ты стал Богом, или Царем, или Сыном, или Словом», сим и прежде сего был, и всегда есть, как это доказано. Но паче говорит: «Поелику Ты Бог и Царь, то «сего ради» и помазан, потому что не другому принадлежало привести человека к единению с Духом Святым, как Тебе, Отчему Образу, по Которому и вначале сотворены мы. Ибо Твой есть и Дух. Естество существ сотворенных недостаточно для сего, потому что и ангелы стали преступниками, и люди впали в преслушание». Для сего была потребность, чтобы Сам Бог (Слово же есть Бог) освободил ставших под клятвою. Посему если бы из не сущих был Он, то не был бы и Христом, Сам будучи Единым из всех и причастником. Но поелику Он – Бог как Божий Сын, Царь и вечен как Сияние и Образ Отца, то посему справедливо Он есть ожидаемый Христос, Которого Отец предвозвещает людям, открывая святым своим пророкам, чтобы как чрез Него сотворены мы, так в Нем совершилось для всех избавление от грехов, и Он царствовал над всеми. Такова причина совершившегося над Ним помазания и явления Слова во плоти. Сие – то прозревая, и псалмопевец, когда воспевает Его Божество и Отеческое царство, возглашает: «престол Твой Боже в век века: жезл правости жезл царствия Твоего»; а когда возвещает о пришествии Его к нам, говорит: «сего ради помаза Тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник Твоих».

А слова: «возлюбил еси правду, и возненавидел еси» неправду, присовокуплены во псалме не в обозначение, как вы опять думаете, изменяемого естества Слова, а напротив того, этим самым более дают разуметь неизменяемость Слова. Поелику естество существ сотворенных изменяемо, и, как сказано, одни преступили, другие преслушали заповедь, и деятельность их непостоянна, но нередко есть возможность ныне доброму впоследствии измениться и стать иным, а потому дотоле праведному через несколько времени оказаться неправедным, то опять была потребность в Неизменяемом, чтобы непреложность правды Слова люди имели для себя образом и примером в добродетели. Такое же разумение для здравомыслящих имеет основательную причину. Поелику первый Адам изменился и через грех вошла в мир смерть, то посему было прилично, чтобы второй Адам пребывал неизменным, и если бы снова стал нападать змий, то не имело бы силы обольщение этого змия, и по неизменяемости и непреложности Господа для всех немощным сделался змий в своих нападениях. Ибо как с преступлением Адамовым грех простерся на всех людей, так, поелику Господь стал человеком и низложил змия, такая же крепость будет переходить во всех людей, почему каждый из нас скажет «не неразумеваем умышлений его» (2Кор. 2, 11). Посему Господь всегда и по естеству неизменяемый, любя правду и ненавидя неправду, справедливо помазуется и Сам посылается, чтобы Ему, пребывающему одним и Тем же, прияв изменяемую плоть, как осудить в ней грех, так и сделать ее свободною, после чего можно уже было бы в ней и нам исполнить законную правду и прийти в состояние сказать: «мы несмы во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в нас» (Римл. 8, 9).

См. также Толкование на Пс. 44:7

На ариан слово первое

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 7-8 Престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл Царствия твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Поскольку Пророк много уже говорил, обращаясь к человечеству во Христе, то возводит теперь слово свое на высоту славы Единородного. «Престол Твой, Боже», говорит он, «в век века», то есть Царство Твое за пределами веков и упреждает собою всякую мысль. И весьма кстати по покорении народов Пророк воспевает великолепие Царства Божия. «Жезл правости, жезл Царствия Твоего». Для того Пророк и дал Ему собственное Его именование, ясно назвав Богом: «престол Твой, Боже». Жезл Божий есть жезл вразумляющий. Но вразумляя, ведет за собою Суды Правые, а не уклоняющиеся от правды. Посему «жезл Царствия» Его называется «жезлом правости». «Аще оставят сынове Его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут… посещу жезлом беззакония их» (Пс. 88, 31–33). Видишь ли Праведный Суд Божий? Не на всякого употребляется жезл, но только на грешников. Но жезл сей называется и жезлом утешения, ибо сказано: «Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» (Пс. 22, 4). Он называется также жезл сокрушения: «Упасеше я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. 2, 9). Но перстное и бренное сокрушается ко благу пасомых, так как предается «во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор. 5, 5).

«Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Поскольку прообразовательное помазание долженствовало указывать на то, что сами архиереи и цари служили также прообразованием, то плоть Господня была помазана истинным помазанием, сошествием на нее Святаго Духа, Который именуется «елеем радости». Господь же помазан «паче причастник Своих», то есть более всех людей, имеющих участие со Христом. Ибо им дается некоторое частное общение Духа: на Сына же Божия сошедший Дух Святый, как говорит Иоанн, «пребысть на Нем» (Ин. 1, 32). Прекрасно Дух именуется «елеем радости». Ибо один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость.

Поскольку же слово о Спасителе у Пророка касается вместе и Божеского естества, и домостроительства вочеловечивания, то опять, обращая взоры на человечество Бога, говорит: «Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие», желая тем сказать: прочие люди трудами, подвигами, внимательностью достигают нередко расположения к добру и отвращения от зла, а в Тебе есть естественное сродство с добром и отчуждение от беззакония. Но и нам, если захотим, нетрудно приобрести любовь к правде и ненависть к беззаконию. Ибо на пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы, управляемые разумом, любили мы добродетель и ненавидели порок. Бывают же случаи, когда похвально оказывать ненависть. «Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях»? «Совершенною ненавистию возненавидех я» (Пс. 138, 21–22).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 44-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 Престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл Царствия твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Другой пере­водчик (Симмах) говорит: «престол твой, Боже, вечный и более». В еврейском: «Боже, Бог твой» (Елоим Елоах). Что скажет здесь иудей? О ком это говорится? Что скажет еретик? Если скажет, что говорится об Отце: «Престол Твой, Боже, во век века», то как отнесет к Нему следующие слова: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой»? Отец – не Христос, и помазан был не Он. Отсюда ясно, что здесь говорится о Единородном, о Котором и выше было говорено, о Котором и Исаия сказал, что царству Его не будет конца (Ис.9:7).

Но, может быть, кто-нибудь спросит: почему пророк говорит теперь о божестве (Христовом), между тем как прежде говорил о домостроительстве (воплощения)? Так поступает и евангелист Матфей. Он начинает с воплощения и в самом начале говорит: «родословие Иисуса Христа» (Мф.1:1). По­добным образом поступают Лука и Марк; один только Иоанн – иначе. Он сначала говорит о божестве: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…, и, сказав о Нем многое, потом уже говорит: и Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин.1:1, 14). Впрочем, хотя он при написании Евангелия поступил противоположно другим евангелистам, но и при этом показал великое с ними согласие. Но, скажешь, сообразно ли с разумом, чтобы в противоположном было согласие? Разве ты не знаешь, что есть и не есть, пить и не пить, давать и не давать, суть действия, противоположные между собою? И, однако, врач нередко употребляет то и другое вместе, не про­тивореча самому себе, но, действуя вполне согласно с самим собою; он имеет в виду только одно – здоровье больного. То же было и с евангелистами. Так же лето противоположно зиме, но у них одна цель – возрастание и созревание плодов. И весь мир состоит из противоположностей, но в нем видна великая стройность ко благу нашей жизни. И Христос шел путем, противоположным Иоанну (Крестителю). Он вкушал, а тот не вкушал. «Пришел, говорит Он, Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк.7:33, 34). Но, хотя действия их были противоположны, они имели в виду одну цель – спасение уловляемых. Так и в порядке повествования о божестве и воплощении, хотя Иоанн поступает противопо­ложно прочим евангелистам, однако он весьма согласен с ними. А почему так, я объясню. Это потому, что вначале, когда слово еще не было посеяно, надлежало останавливаться на учении о домостроительстве и внушать учение о воплощении, начиная с более чувственного и вещественного; а потом, когда это учение утвердилось, когда эта проповедь принята, благовременно было восходить и выше. Потому и пророки, когда говорят о Христе, прежде всего, начинают речь с домостроительства (воплощения). Так, смотри, Михей начинает: «и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих.5:2). Из Вифлеема, конечно, произошло не божество, а плоть. Но, не оста­навливаясь на одном этом, он восходит и к божеству: «и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Так и Исаия говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7:14; Мф.1:23). Видишь ли, как и он от плоти восходит к божеству? Так же поступает он и в другом месте, когда говорит: «ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Видишь ли, как он опять, начиная с отрочества и воплощения и как бы восходя по ступеням, останавливается на божестве? Так и Отец Его сначала был познаваем из творения. «Невидимое Его, говорит Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). И сам Бог часто является в чув­ственном образе, мало-помалу возводя род человеческий к невещественным понятиям. Впрочем, удивительно ли, что Он делал такое распоряжение касательно догматов, если и в предписаниях и заповедях Он поступает точно так же? По­тому и пророк здесь так располагает речь свою, восходя от плоти к божеству – «уста» относятся к плоти (Пс.44:3), – от божества нисходя опять к плоти, и таким разнообразием, речи устрояя спасение поучаемых. «Престол Твой, Боже, во век века».

«Престолом» называется здесь не просто престол, но цар­ство. Здесь он называется вечным, а в другом месте вы­соким: «видел я Господа, говорит Исаия, сидящего на престоле высоком» (Ис.6:1); и еще: «Господи! рука Твоя была высоко поднята» (Ис.26:11). Другой пророк видел Господа сидящим на престоле славы (Дан.7:9); а Давид указывает на престол человеколюбия: «правда и суд – основание престола Его» (Пс.96:2).

Все это сказано о царстве Его, т.е. что оно бесконечно, – таков смысл слов: «во век века», – что оно славно, высоко, крепко и могущественно. А что оно безначально, это выражает пророк в другом месте, когда говорит: «Царство Твое – царство всех веков» (Пс.144:13). Как престол есть знак царства, так жезл – знак и царства и судебной власти. Потому про­рок и говорит: «жезл правоты – жезл царства Твоего». Там чистая справедливость, там чистая праведность, там нет ни­чего прикровенного. Пусть выслушают это люди, неистовствую­щие и сумасшедшие, или того худшие. Кто же эти люди? Те, ко­торые осуждают Промысл Божий и спрашивают: почему то и то произошло таким образом? Подлинно, не безумно ли, – тогда как от плотника, разрубающего и распиливающего де­рево, присутствующие и видящие это не требуют ни объяснения, ни отчета, и у врача, рассекающего и прижигающего тело, или заключающего больного в тесной комнате и предписывающего ему диету, ни один из присутствующих, ни сам больной, не спрашивают о причине его распоряжений, и кормчего, натяги­вающего веревки и распускающего паруса, или спускающего и погружающего бока корабля, не допрашивают, и не исследуют причины действий каждого из этих мастеров, но молчат и остаются спокойными, хотя они часто погрешают в своем деле, – от неизреченной премудрости, от неизреченного чело­веколюбия, от беспредельного Промысла спрашивать причины и требовать отчета? Не безумно ли это? Оказывать помощь и отдавать имущество в пользу обижаемых и бедных решаются не скоро, а постоянно допытываются, почему такой-то стал ни­щим, почему такой-то беден, почему такой-то богат. А теперь ты, оставив себя самого без исследования, между тем как такая беспечность принесет наказание, а такое иссле­дование послужило бы ко спасению, осмеливаешься судить Бога и прилагаешь новый грех к грехам своим. Разве не слы­шишь пророка, взывающего к Богу: «жезл правоты – жезл царства Твоего»; и другого, который говорит: «суд Мой, как восходящий свет» (Ос.6:5)? Если ты не знаешь в точности всех дел Господа своего, то за это прославляй Его, за это особенно по­клоняйся Ему, – за неизреченное Его величие, за непостижимое Его промышление, за многообразное и премудрое Его попечение. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более общников Твоих». Сказав выше о славных делах Христовых, победах, трофеях, спасении вселенной, которую Он исполнил истины, кротости, правды, и желая показать, что всему этому и следовало быть, пророк далее говорит о достоинстве Совершившего это, – что Он есть Бог, Царь, бесконечный, неподкупный Судия, любящий праведных и ненавидящий злых. Так как Он таков, го­ворит, то Им и совершено все это. Поэтому никто пусть не сомневается. Совершивший все это совершил, как могущий и желающий этого. Сказав возвышенно о божестве Его, пророк опять низводит речь к плоти Его и говорит: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой». Другой переводчик (Акила) говорит: «на это помазал Тебя», – на то, чтобы исполнить сказанное, истре­бить беззаконие, насадить правду, совершить то, что Ты совер­шил. Но не смущайтесь, когда слышите, что все это приписы­вается и Отцу. Писание говорит так, не отнимая у Него этих дел, но приписывая Отцу свойственное Сыну, равно как и свойственное Отцу приписывается Сыну. «И все Мое Твое, сказал Господь, и Твое Мое» (Ин.17:10). Так и Павел, беседуя о воскресении, говорит: «Бог воскресил Господа» (1Кор.6:14), а Иоанн говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). Что значит «елей радости»? Христос помазан был не елеем, а Духом Святым. Поэтому пророк и присовокупил: «более общников Твоих», выражая то самое, что никто не был помазан так, как Он. Прежде Христа было много помазанников, но ни одного такого; было много агнцев, но Он – превосходнейший; было много сынов, но Он – Единородный. Все это свойственно Ему преимущественно, не только по божеству, но и по домостроительству (воплощения), по­тому что никто кроме Его не был помазан таким Духом. Не удивляйся, что пророк называет это елеем; Он, как пророк, говорит прикровенно. Хорошо сказал он: «радости», чтобы показать, что это дело радостное, так как «плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал.5:22). Другой переводчик (Симмах) говорит: «елеем красоты» (Âglaïsmoû). В еврейском: «сасон», т.е. украшения, славы, красоты. Если же сказать: веселия, то и это справедливо. Как слыша о мече, стрелах и луке, ты разумеешь не меч, стрелы и лук, но силу Христову, совершившую все то, о чем я выше сказал, так и, слыша о елее, не разумей простой елей, но помазание. Елей был только знаком Духа, а главное и необ­ходимое – Дух.

Если так, то не сомневайся называть Его помазанником, как назывался помазанником Авраам и пророки, хотя не все они были помазаны елеем, как сказано: «не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104:15). Когда же помазан был Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. «Общниками» пророк называет здесь всех, исполненных Духа, как говорит Иоанн: «и от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). А о Христе говорит: «не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). Еще сказано: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил.2:28); а там не говорится: от Духа, но весь Дух сошел на Него, почему и сказано: «не мерою дает Бог Духа».

Беседы на псалмы. На псалом 44

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Немало удивляюсь, почему Аквила не перевел, как начал в первом стихе, звательным падежом, а не именительным, называя два раза Богом Того, Кто помазал вышесказанного Бога. Этим местом Фотин опровергается; но Арий поднимает голову, приводя свидетельство из Евангелия: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Но когда слышит, что Он, Возлюбленный, опоясан мечом по бедру и царствует ради истины и кротости; помазан ради любви к правде и ненависти к неправде, и помазан паче причастник Своих, о которых писано: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14), — удивляюсь, почему в хулу Богу называет он Бога престолом, как будто все сказанное приличествует Божеству Слова, а не уничижению человеческому. Пусть слушает Деяния апостольские: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян.10:38). Пусть слушает Евангелие: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). Пусть почувствует Самого Господа, гремящего: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня (Лк. 4:18). Причастниками называет апостолов и верующих, которым Он дал имя от Своего помазания, так что от помазанного они называются помазанными, от Христа— христианами.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Так как, говорит, «Ты возлюбил» всегда «правду», ибо праведен Ты, Боже, не могущий никогда превратиться в противоположное, – «и возненавидел неправду» – всегда, ибо ненавидение зла есть свойство Твоей природы как правдолюбивого Бога; «посему помазал Тебя Бог» и Отец, ибо, имея неизменную правду как преимущество Своей природы, Ты никогда не можешь совратиться ко греху, которого не знаешь. Будучи таковым, Ты, бесспорно, сохранил в Себе, поскольку стал человеком, для человечества святое помазание от Бога и Отца, то есть Духа. Таким образом, Единородный стал подобным нам человеком, дабы в Нем и первом возвращающиеся блага и насажденная благодать Духа уже крепко сохранялись для всей природы (человеческой), так как Единородный и сущее от Бога и Отца Слово сообщает и нам неизменность Своей собственной природы, ибо человеческая природа, по причине осуждения в Адаме, не может быть постоянною и весьма склонна к изменчивости. Поэтому как в изменении первого (человека) урон благ проник во всю природу (человеческую), таким же, думаю, образом и в неведавшем изменения должно сохраниться для всего рода (человеческого) приобретение постоянства Божественных даров.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Или, по переводу Симмаха: «паче друзей Твоихъ». Причастники же Христовы, и друзья и братья по человечеству суть уверовавшие. Так говорит и божественный Апостол: «причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим» (Евр.3:14); и еще: «яко быти ему первородну во многих братиях» (Рим.8:29). Так и всесвятым Духом помазан Христос не как Бог, но как человек; потому что как Бог единосущным имеет Духа; а как человек приемлет дарования Духа как некое помазание. Так и правду возлюбил и возненавидел беззаконие. Ибо это есть дело сердечнаго произволения, но не естественной силы. А как Бог, жезлом царствия имеет жезл правости.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Он есть и Бог и Человек совершенный; Тот же Бог есть и помазующий и помазуемый. Потому что говорится: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой»: потому что как Человек, Слово помазывается от Бога Отца, и помазывается соприсносущным и единосущным Духом: потому что это и есть «елей радости»; посему, опять же, Он есть и Бог и Божественное Помазание и Помазуемый: потому что, если Он и помазуется, как Человек, но, как Бог, Он имеет в Себе источник помазания. Поэтому всех помазуемых от Бога, божественно видя, он и видел и предуказал их как причастников Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участия (в чем-то с другими), но – Самому быть Предметом участия для других и иметь причастниками радующихся в духе.

Беседы (омилии). Омилия 60. На спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Возлюбил ecи правду и возненавидел ecи беззаконие.

Беззаконием Давид называет здесь неправду, как противоположную правде. Впрочем правду относит ко Христу, в особенном значении, поелику Он имеет судить всех людей и воздать каждому по делам его.

Слова Вел. Василия: Прочие люди трудом, подвижничеством и внимательностью часто достигают расположенности к добру и отвращения от зла, а у Тебя естественное сродство с добром и устранение от беззакония, но и нам не трудно, если пожелаем возыметь любовь к правде и ненависть к беззаконию.

За сим опять обращает слово к Христову человечеству и говорит:

Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих.

Причастниками или соучастниками называются имеющие что либо общее. А одно и тоже со Христом имеют и получают имя Его, называясь помазанниками, все цари (и пророки и священники), ибо и они называются христами, потому что помазались. Но царей помазывали пророки приготовленным на то нарочно и чувственным елеем в знак возведения их на царство: а Тебя, Боже, особенным образом помазал в царя Бог Твой, то есть, Отец: ибо Я (говорит Он сам) поставлен от Него (от Отца) царем (Псал. 2,6); притом не чувственным елеем, но помазанием радости. Ибо как мы, когда слышим о мече Божием и луке и стрелах и другом подобном, не разумеем их чувственно и грубо, но разумеем действие их: так и теперь слыша об елее, мы разумеем помазание елеем; а помазание елея есть наитие Святого Духа. Ибо радостотворен Святый Дух. Помазание во Христе было всецело, а не частно, потому что Дух Святый был полон в полном Христе, а не частный какой либо дар в Нем, как в других простых духоносных людях. Почему и в том различается Христос от других святых; так как они имели частные дары Св. Духа; а Христос имел все дары, как Бог и человек.

Слова Златоуста: Другой говорит: На сие—то и помазал Тебя, чтобы Ты, говорит, мог совершить все сказанное—отвергнуть беззаконие, насадить правду, сделать все то, что Ты сделал. С Златоустым согласны и богословы, которые доказывают, что личное соединение Бога—Слова с человечеством, (называемое помазанием) не было наградою за дела Христовы, ибо оно есть начало всякой награды, а не последствие и производство награды. Почему и Kopeccий говорит: Итак Единородный чрез соединение принял всю благодать и во первых дар—не подпадать греху, во вторых быть благоугодным Богу; ибо не чрез приобретенную упражнением благодать входил в содружество с Богом, хотя, по словам Василия, Феодорита и Златоуста при изъяснении слов: помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более всех соучастников твоих, за соединением и сие последовало. Итак по разумению богословов, в сих словах находится оборот переложения, называемый первопоследним, имеющий смысл такой: помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих, посему Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Ибо говорит: прежде нежели, мог понимать и избрать злое, Он избрал благое. Ибо прежде, нежели отрок понял добро, или зло, отверг зло и избрал добро (Ис. 7,15). Василий также: помазал более соучастников Его, то есть преимущественно пред всеми соучастниками Христовыми. Ибо им давалось частное некое причастие Духа, а когда на Сына Божия снизшел Дух Святый; то, как говорит Иоанн, и пребывал на нем. Слова Богослова Григория: Христовым, говорит, называется, по причине своего божества; ибо сие помазание человечества не действием своим освящает его, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. Почему и следствием сего (помазания) то, что помазующее именуется человеком и помазуемое—Богом. К сему можно присовокупить и из Златоуста: когда ж помазан Христос? Когда Дух пришел на Него в виде голубя. А понимается это так: что тогда только открылось людям, что Он есть Христос Сын Божий, бывший до сего невидимым; потому что Господь был Христом (помазанником) с самого зачатия, по причине, как сказано, помазавшего Его Божества. И Феодорита: Соучастники же Его, и други и братья по человечеству суть уверовавшие (в Него). Так и Апостол говорит: ибо мы сделались причастными Христу, если только начатое бытие (житие) удержим твердо до конца (Евр. 3,14).

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Пререкание
Более всего оскверняются добрые дела праведников и получают греховный порок от похоти, которая остается и в праведниках по Крещении и по оправдании и является грехом. И из-за нее дела праведников не могут быть чисты и свободны от греховного порока.

Отвечаем

Положим слова из Писания о том, что Бог ненавидит грехи: Ты возненавидел всех, совершающих беззаконие (Пс.5,6). Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс.44,8). Ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его (Прем.14:9). Из этих мест Писания следует то, что или Бог в оправдании совершенно истребляет грехи, чтобы совсем не осталось ничего ненавистного Богу, или совсем ничего не отпускает, в том числе и необходимости наказания, ибо если бы грех пребывал, то Бог ненавидел бы его. А если ненавидел бы, то хотел бы наказать и отмстить. А если бы хотел наказать и отмстить, не снял бы обязательности наказания. Поэтому противники, учащие, что Бог не вменяет грехов, хотя они и пребывают, то есть не хочет за них наказывать, говорят в явном противоречии со Священным Писанием, которое везде описывает Бога как врага грехам и сурового отмстителя за них (Лев.26,24-25; Втор.32,22-25; 2Фес.1,7-8; Рим.12,19Примеч.).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Ст.8   Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. 
Симмах: «на сие помазал Тебя... паче друзей Твоих. Сего ради. «Чего же именно ради»? – вопрошает св. Афанасий и отвечает: «чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие». 
Помаза. Помазание означало сообщение даров Св. Духа помазуемому. Св. Ап. Петр говорит, что Иисус Христос помазан был (разумеется, по человечеству) Духом Святым и силою (Деян.20:38; Ис.61:1), т.е. Его человечеству сообщены были, по Злат., во время крещения на Иордане, особенные дары Св. Духа несравненно в большей мере, нежели в какой сообщались другим причастникам даров Божиих, как-то: царям, пророкам, первосвященникам. «Прежде Христа, – говорит св. Злат., – много было помазанников, но ни одного такого, никто не был помазан так, как Он. Когда помазан Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. Хорошо сказано: елеем радости, дабы показать, что дело это радостное», потому что один из плодов Духа есть – радость (Вас. В.).

Толкование на Псалмы

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 7-9 Престо́л Твой, Бо́же, в век ве́ка: жезл пра́вости, жезл Ца́рствия Твоего́. Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние, сего́ ра́ди пома́за Тя, Бо́же, Бог Твой еле́ем ра́дости, па́че прича́стник Твои́х. Сми́рна и ста́кти и касси́а от риз Твои́х, от тя́жестей слоно́вых, из ни́хже возвесели́ша Тя.

Псалом, в особенности отличающийся Мессианским характером, озаглавленный: «Песнь любви».

Прекраснее всех сынов человеческих Он; с благодатию, исходящею из уст Его, препоясанный мечем славы, Помазанный (Мессия) елеем радости, (Пс. 44:1-10) вступает Он в брак с царицею, облеченною в великолепные царские одежды («в ткани золота Офирского» Ис. 13:12).

Стихи Пс. 44:7-9 рисуют Мессию после победы над врагами: царство Его утверждено на веки; суд правды Его управляет миром. Он есть источник всякой истины в мире. Последний из этих трех стихов рисует земную славу жениха, говоря об одеждах Его и о чертоге. Этот стих относится к Мессии, как к Жениху, готовящемуся встретить и ввести в чертог Свой невесту Свою.

Ст. 7. «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего».

С. 8. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Ст. 9. «Все одежды Твои как смирна и алой и кассия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя».

В Пс. 44:7 слово о вечности престола Мессии, которое мы находим и в Пс. 92:2 (1), заключает в себе понятие о вечности и в прошедшем как в будущем. Личность Мессии сливается по существу Своему с личностью Иеговы, Бога Завета. Мы видим хотя весьма еще прикровенное, но несомненное для нас открывающееся пророчество в Ветхом Завете о едином существе Отца и Сына Божия единородного, «единосущного Отцу, Им же вся быша»; «Иже от Отца рожденного прежде всех веков».

Это же пророчество на земле было благовествуемо Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Богородице в следующих словах: «И вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова (2) вовеки и царству Его не будет конца» (3).

Благовестие Ангела относится к будущему; но догмат предвечного рождения Сына Божия, воплотившегося в известное время на земле, хотя существующего от вечности, высказан в Богом вдохновенных словах Евангелиста Иоанна: «Вначале было Слово»... указавшего, что это предвечно рождаемое Слово был именно тот «свет истинный... который пришел в мир»... «И Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:1-14). Таким образом связуются пророчества Ветхого Завета о предвечном и бесконечном царстве Мессии, Сына Божия, с исполнением сих пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе. «Престол Твой, Боже, во веки!» восклицает изучаемый нами псалом, и далее: «Жезл правоты жезл царства Твоего». Это жезл Судии и Пастыря: «Ты поразишь их (народы) жезлом железном» (Пс. 2:9), и «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10:11).

В Пс. 44:8 помазание елеем радости «более соучастников Твоих» есть указание, во-первых, на значение Мессии как Помазанника по преимуществу. Он есть высший Помазанник, Христос, Которого только прообразовали все другие помазанники – первосвященники, пророки и цари, бывшие ранее Его. Во-вторых, это высшее помазание елеем радости Мессии есть прикровенное еще пророчество о Богоявлении в Крещении Господа нашего Иисуса Христа в водах Иорданских, которое Он воспринимал волею Своею от Иоанна Крестителя. Богочеловек Христос (Мессия) Иисус по человечеству Своему крестился в водах Иордана и по человечеству Своему восприял благодатное Крещение – не водою только, но Духом Святым, сшедшим с небеси (4), Который освятил на служение не Сына Божия, единосущного Отцу, «Его же глас свидетельствование с небеси», а Иисуса, человека с душою и телом, отдававшего Себя и на служение, и на великую жертву за все человечество (5). Но сей человек был Сын Божий со Отцем и Святым Духом поклоняемый и славимый вовеки, вовеки.

Помазание елеем радости, как говорит Пс. 44:8, поставлено в неразрывную связь с безусловной истиной и правдой, которые неразлучны с Мессией. Истина и правда, и любовь и ненависть к беззаконию (но не к грешнику, а к греху) суть отличительные признаки Мессии и Его царства.

В девятом стихе не все выражения нам понятны (6), хотя, может быть, можно бы согласиться на перевод Вульгаты, который связует слова Пс. 44:9 «из чертогов увеселяют Тебя»... с Пс. 44:10: «дочери царей». Но оставляя в стороне эту фразу, мы обратим внимание, что царские одежды Мессии определяются не материалом, из которого они сделаны, а благоуханиями, так что мы думаем, что в словах псалма скрывается мысль об одеянии духовном (7).

(1) «Престол Твой утвержден искони; Ты от века». Мысль эта и во мн. др. местах.
(2) См. в Быт. 28:12-18 видение Иакова лестницы, соединяющей небо и землю, и напоминание о том Господа в Ин. 1:51. И просим просмотреть наши замечания в Св. Летописи Бы. 28 и в нашем изучении Ин. 1:51. Иаков знаменует всех верующих, как и дед его Авраам.
(3) Лк. 1:33 и см. еще Евр. 1:8 со ссылкой на это местоПс. 44:7-8.
(4) Ср. Ин. 3:5 «Аще кто не родится водою и Духом не может внити в царствие Божие».
(5) Отсылаем в нашему Опыту изучения Ев. от Иоанна на Ин. 1:51; Ин. 3:1-8; а также см. Ин. 20:17 с объясн. и ср. Мф. 28:9; Лк. 24:38-40.
(6) Никто, сколько мы знаем, не объяснил удовлетворительно выражение: «из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя». В Вульгате 9-й стих переводится так: Mirrha et gutta et casia a vestimentis tuis, a domibus eburneis ox quiluis delectaverunt te... (10-й) filiae regum.
(7) Ср. 1Кор. 15:44-49. «Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба... мы носили образ перстного, будем носить и «образ небесного» (1Кор. 15:47-49). И выше: «есть тело душевное, есть телo и духовное» (1Кор. 15:44).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих.

Бог помазал на царство и предпочел этого царя за его любовь к правде «более соучастников». Такими соучастниками (с слав. причастниками, что очень точно) - конкурентами на престол после смерти Давида явился, напр., Адония, пытавшийся хитростью завладеть не ему предназначенной короной царя. «Помазал Бог» - указывает на древний обычай возливания на голову избираемого царя елея через пророка. Это помазание служило внешним знаком, указывающим на законность избрания и на пользование особенными, соответствующими новому положению, правами.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих

Поэтому (сего ради), так как Он засвидетельствовал таким образом любовь к правде и ненависть ко греху, Бог (и по человеческой Его природе в Вознесении) осчастливил Его высокою славою, высочайшим блаженством (елеем радости), даровал Ему царскую власть над небом и землею, и тем возвысил Его над всеми Его братьями, над всеми людьми (причастник) (ср. Флп. 2:8-10).

Помаза Тя, Боже, Бог... Человеческая природа Христа в Вознесении была помазана, сделалась участницею высочайшей радости и блаженства (елей радости); но эта человеческая природа соединена была с божественною; не человек, но Богочеловек был помазан Тот, Кто был личный Бог. Известно, при радостных пиршествах обыкновенно помазывали гостей (Пс. 22:5; Ам. 6:6; Лк. 7:38), или они сами помазывались; поэтому помазание маслом служит знаком радости (Мф. 6:17). Помазать мессию здесь – ввести Его на пир вечной жизни, сделать Его участником этой радости паче причастник, больше чем Его братья; и мы некогда, как братья Христа (Евр. 2 и д.), будем прославлены подобно Ему, но не одинаково, ибо мы не Богочеловеки, а люди обожествленные; поэтому Христос помазан паче причастник. Поелику излияние елея на голову царей было символом передачи им божественной власти, то помазание здесь, кроме допущения к радостям и наслаждениям вечной жизни, может означать также облечение царскою властию над небом и землею (Евр. 1:2-3).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 7-8 Престо́л Твой, Бо́же, в век ве́ка: жезл пра́вости, жезл Ца́рствия Твоего́. Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние, сего́ ра́ди пома́за Тя, Бо́же, Бог Твой еле́ем ра́дости, па́че прича́стник Твои́х.
Ст. 7-8 (синод.) Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

В постоянно усиливающемся и постоянно возрастающем волнообразном течении своих пророческих излияний, псалмопевец доходит здесь до такой высоты пророческого отвлечения от того, что у него было пред глазами, что останавливается уже прямо на лице будущего царя Мессии, к Которому одному только, в собственном смысле, слова этих стихов и могут относиться. Здесь царь называется Богом ( אֱלֹהִים), представляется имеющим вечный престол, любящим правду и помазанным более соучастниковБожество, обладание вечным престолом, – это такие черты, которые могут идти исключительно только к одному из всех помазанников Божиих, к Тому, Который назывался Господом и представлялся вечным в псалмах 2 и 109 (Пс.2:7;109:1,3), т. е. к Мессии Иисусу.

Комментаторы различных направлений, так или иначе не признающие в 44 пс. пророчества о Мессии, или и признающие, но, как Куртц и подобные ему, только в прообразовательном смысле, при объяснении настоящих стихов, думают найти подтверждение своих мыслей в различных филологических тонкостях. И так как особенно важным и сильным доказательством непосредственно-мессианского значения этих стихов, а чрез них и всего псалма, представляется название царя псалма одним из имён Божиих: אֱלֹהִים посредством которого в Божестве выражается полнота сил, особенно проявляемых во вне; то они, по преимуществу, и направляют свои подкопы под истинный смысл этого слова. Некоторые стараются представить неправильным перевод слова אֱלֹהִים: другие, – определение его отношения к другим словам. Но самым ясным опровержением попыток к неправильному переводу 7 ст. 44 пс. может служить уже одно его согласие с переводом LXX и весьма многими другими древними переводами, принадлежащими не только христианам, но даже Иудеям. 

Не мало также противники мессианского значения 44 псалма стараются подорвать правильное понимание и других слов ст. 7, посредством которых также довольно ясно доказывается мессианское значение этого псалма. Например слова о вечности владычества царя псалма относят вполне к Соломону. Но отношение к Соломону слов 2Цар.7 было неполным. Так же точно и отношение настоящих слов, 44 псалма, к Мессии Иисусу может быть не таким исключительным, которое не дозволяло бы никакого отношения их к Соломону. Соломон мог быть здесь личностью, послужившею поводом к изречению этих слов, относящихся вполне только к Иисусу Христу, потому что кто может справедливо считаться Богом, имеющим вечный престол, кроме Того, Который Сам назвал себя единым с Отцом, – и Который в опровержение несправедливо взводимого на Него богохульства, Сам ссылался на слова Пс.81:6 (Ин.10:30,34), о Котором и Иудеи знали, что Он будет пребывать во век (Ин.12:34), и престол Которого будет непоколебим во веки (Мф.16:18;28:29; Лк.1:33; Ин.14:16 и др.)?

В 8 стихе богодухновенный певец приписывает царю псалма необыкновенную любовь к правде и помазание, какое не совершалось, по объяснению Иоанна Златоуста, ни над одним из всех помазанников Божиих. Эти черты, хотя и чрезвычайны, однако, в некотором смысле, они приложимы к Соломону. По-видимому, певец стоит здесь, сравнительно с 7 ст. (Пс.44:7), на низшей степени пророческого отвлечения; но, называя царя псалма снова именем Бога ( אֱלֹהִים) и, притом, в такой форме, которая совершенно не допускает тех возражений против себя, какие делались против этого слова в предыдущем стихе (Пс.44:7), – он ясно даёт понять, что здесь говорится только о грядущем Царе, к которому одному относятся и последние мысли, так как предмет их назван Богом. Мессианское значение 8 ст. само собою очевидно, в особенности если разуметь под «помазанием елеем радости» не брак, а вообще сообщение различных даров благодати (Деян.20:38).

Изображение Мессии в Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7. Престо́л Тво́й, Бо́же, в век века: же́зл пра́вости же́зл ца́р­ст­вiя Тво­его́.
8. Возлюби́л еси́ пра́вду и воз­ненави́дел еси́ беззако́нiе: сего́ ра́ди пома́за Тя́, Бо́же, Бо́г Тво́й еле́ем ра́дости па́че при­­ча́ст­ник Тво­и́х.


Псалом 44-й, согласно проводимому нами приему объяснения псалмов может быть разделен на две половины: первая – о Царе, вторая – главным образом о Дщери Царевой. Однако вторую половину удобнее подразделить еще на две части, где в последней, в связи с речью о Богоматери, говорится и о тех, кто будет почитать Ее и служить Ей. И таким образом лучше разделите 44-ый псалом на 3 части.

Часть 1-я и основная (ст. 2–8, Пс. 44:2-8) торжественное начало псалма, с указанием, что приводимая в нем речь, изливающаяся из сердца псалмопевца, – богодухновенная речь, где собственный язык его – лишь трость книжника скорописца (та ручка, которой пишут, по языку наших дней). Оно является как бы патетическим подходом к восторженной речи, как именно „песни о Возлюбленном‟, сейчас же и следующей за сим. Только благоговейно преклоняясь и умиленно любуясь вышечеловеческими свойствами Христа – Мессии, этого возлюбленного Идеала всех верующих ветхозаветных мужей, мог начать так описание Его свойств богодухновенный псалмопевец. „Прекрасен добротою (совершенствами) паче – больше и выше – сынов человеческих; – излилась (и изливается) благодать во устах Твоих: того ради благословил Тебя Бог во век‟. Как подвигоположник – воин, „препоясал Ты меч Твой при бедре Твоем, Сильный, – красотою Твоей и добротою Твоей: и напрягись, и успевай, и царствуй – ради истины и кротости и правды (а не ради средств насилия, или хитроумия, или материальных благ!), – и наставит Тебя дивно десница Твоя, (И) так остры стрелы Твои, Сильный, в сердце врагов царевых: люди падут под Тобою. Престол Твой, Боже, – в век века: жезлом справедливости (явится) жезл царствия Твоего, Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие: только правосудию и добру послужит царственное владычество Твое. Того ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости – более всех тех, кто в общении с Тобой‟!

И вот – подумать только, что именно эта, до небес возвышенная, до идеала чистейшая, речь относится сынами того народа, которому была она псалмопевцем возвещена, к – самому еврейскому народу! Это он-де – Возлюбленный, он – прекрасный „паче всех сынов человеческих‟, он – тот Бог, Которого Иегова помазал паче всех причастник Твоих!? Ему сказано: престол Твой, Боже, в век века! Какое самоослепление, какая самовлюбленность: какое поражающее неразумие, чтоб не сказать резче!

7. Престол Твой, Боже, – во век века: жезл правоты – жезл Царствия Твоего!
8. Возлюбил Ты правду, и возненавидел беззаконие: того ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости паче (более) тех, кто сопричастен Тебе. (перевод автора)

Евреи, дабы не быть принужденными признать Божество Мессии, место сие толкуют по своему обычаю, относя оное к одному только Соломону. Почему имя оное: „Боже‟ читают не в звательном, но в родительном падеже так: „престол Твой, яко престол Бога‟… слова: в век века‟ относят к нему же, аки бы престол его имел стоять непоколебим чрез все веки. Но мы уже отметили, что текст LXX толк. – древнее мазоретского. Да и по смыслу сие толкование их весьма неосновательно, бесстыдно и дерзко: ибо всякому видеть можно, что сие свидетельство человеку смертному не приличествует; и мы нигде не читаем, чтоб или человек или Ангел сим титулом почтен был, без всякого изъятия. А хотя в множественном числе нарицаются цари и судии богами, однако с прибавлением некоторого ограничения: но чтоб один кто назван был Богом, сего нигде в Священном Писании не находим, кроме одного места, где Моисей назван Богом Фараоновым (Исх. 7:1), но и то с великим ограничением и в условном смысле. Отсюда заключить следует, что песнь сия к высшему относится царству, нежели к прообразовательному... Не мешает здесь вспомнить оное Соломоново изречение: „иже судит праведнаго неправедным, неправеднаго же праведным, нечист и мерзок у Господа‟ (Притч. 17:15)...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

См. Толкование на Пс. 44:7

Псалтирь в святоотеческом изъяснении

Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих.

«Сего ради» и вочеловечился Бог, чтобы естество человеческое, оставившее правду и возлюбившее беззаконие в Себе Самом исправить и внушить людям любить «правду» и ненавидеть «беззаконие». Так и мы не должны обращать внимания на лица, но должны исследовать их дела. Нельзя нарушать справедливость дела. Дух Святый называется «елеем радости», а «причастниками» – все исполненные Духа. Горе душе, если она останавливается на своей природе и уповает на свои дела только, не сподобившись вечной божественной жизни... Ибо Бог и ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа и не живут в нетлении (Златоуст, Василий В., Макарий В.).

Псалтирь в святоотеческом изъяснении

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka