Скрыть
Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог. Ибо, если не отрешится кто от всякого мирского попечения, то не возможет он познать Бога. Для познания Бога нужна свобода от забот. Вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Обещает им торжество проповеди над язычниками.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Пока мы занимаемся предметами вне Бога, не можем вместить в себе познания о Боге. Ибо кто, заботясь о мирском и погрузившись в плотскую рассеянность, может внимать учению о Боге и иметь довольно тщательности для столь важных умозрений? Не видишь ли, что слово, падшее в терние, бывает подавлено тернием (см.: Мф. 13:22)? А терние – плотские удовольствия, богатство, слава, житейские заботы. Ищущий познания о Боге должен будет стать вне всего этого и, приведя себя в бездействие страсти, воспринимать познание о Боге. Ибо в душу, затесненную предварительно занявшими ее помыслами, как войдет понятие о Боге? Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиля: «праздни, праздни есте» и «глаголете: Господу Богу нашему помолимся» (ср.: Исх. 5:17).

Но как хороша и полезна для предающегося праздности та праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений, так худа праздность афинян, которые «ни во чтоже ино упражняхуся, разве глаголати что или слышати новое» (Деян. 17:21). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь непрестанного нового учения. Такая праздность приятна нечистым и лукавым духам. Сказано: «Егда нечистый дух изыдет от человека… речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох». «И пришед обрящет» дом оный «празден и пометен» (ср.: Мф. 12:43–44). Посему праздность наша да не откроет входа противнику, а напротив того, не будем оставлять праздным внутренний наш дом, вселив в себя предварительно Христа Духом!

Пророк сперва даровал мир тем, которых дотоле обеспокоивали неприятели, потом говорит: «упразднитесь» от развлекающих вас врагов, чтобы в безмолвии созерцать вам учения истины. Посему и Господь говорит: «Всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк. 14:33). Итак, должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою, упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстью, в ней, как в зеркале, было чисто и не омрачено Божие озарение.

«Вознесуся во языцех, вознесуся на земли». Очевидно, что Господь говорит сие о Своем страдании, как и в Евангелии написано: «И Аз», когда «вознесен буду… вся привлеку к Себе» (ср.: Ин. 12:33). «И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому» на земле (ср.: Ин. 3:14). Итак, поскольку Ему надлежало вознестись на кресте за язычников и приять вознесение за всю землю, то говорит: «Вознесуся во языцех, вознесуся на земли».

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 45-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 8-12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

И сию песнь посвятив возлюбленному, снова слагает Пророк победную песнь о «сынех Кореовых» (Пс. 45:1), продолжая речь о предметах таинственных. Ибо наименование псалмопению: «о тайных», и под сим именем описывается в слове и шум вод, и движение народов, и призвание царей, и колебание земли, и сказано, что «Господь» всякой силы «с нами». А всем этим Пророк предвозвещает пришествие Господне во плоти, когда и все естество издает глас, и с места на место переходят горы, – эти земные мудрования порока, о которых древле думали, что они неподвижны и непреложны; и река веселья «веселит град Божий, и селение Свое освящаете Вышний» (Пс. 45:5), и все, что следует в том же порядке, и в чем слово сими загадками предвозвещает тайны.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «исцелитесь» и «разумейте». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «утихните, чтобы вам познать». В еврейском: «уарфу, уаду». Мне кажется, что пророк здесь вещает к язычникам и как бы так говорит: познайте силу Его и могущество, являющееся во всей вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны иметь здравую душу. Слово – «успокойтесь» означает это самое: оставьте заблуждения, отстаньте от прежнего об­раза жизни, выйдите из тьмы окружающих вас злых дел, дабы, руководясь указанием чудес и имея спокойную душу, вы познали Владыку всех. Для этого недостаточно только знать чудеса, но нужно иметь и признательную душу. У иу­деев также были чудеса, и, однако, это нисколько не послужило к их спасению. Как лучи солнечные недостаточны для того, чтобы видеть, но нужен и глаз чистый и здравый, так и здесь одних чудес недостаточно. Вот почему про­рок, сказав о чудесах, желающим получить от них пользу внушает отрешиться от окружающих их зол, чтобы познать Бога всех. «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог», а не идолы и истуканы. Утихните, и Я представлю вам много дока­зательств. Это означают слова: «буду превознесен в народах, буду превознесен на земле», т.е. посредством дел явлюсь вам великим и вы­соким. Существо Божие, нетленное и неизреченное, высоко и само по себе; но так как вы не видите этого, то я покажу вам это делами, не только в Палестине и в Иерусалиме, но и между вами – язычниками. Так Бог прославляется, преодолевая и побеждая, творя чудеса и в Вавилоне, и в Египте, и в пустыне, и во всей вселенной, чтобы они везде могли познать Его.

Беседы на псалмы. На псалом 45

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-11 Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: Отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Посему видя таковую силу Мою, узрев внезапное изменение вещей, после великой бури наставшую тишину, прекращение браней, дар мира, из самых событий дознайте человеки, что Я Бог всяческих и Зиждитель всего, показавший высоту Своего могущества не одним Иудеям, но и всем народам. И лик Апостолов, выслушав слова сии, с торжеством взывает сопротивникам:

Максим Исповедник, прп. (†662)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Что означают [слова], сказанные в [книге] псалмов:
 Упразднитесь и познайте, что Я — Бог?

Существует шесть видов упразднения, достигая которых, мы можем познать Бога. Первое есть упразднение от осуществления греха, второе — от разжигающей пищи, третье — от места средоточия живущих в беспечности, четвертое — от поведения, не подобающего для богоугодной жизни, пятое — от жизни [полной] ссор и пересуд и влекущей ум ко множеству предметов, шестое — совершенное отсутствие собственной воли. И это есть истинное и богоугодное отречение и повиновение.

Вопросы и затруднения

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Ибо познание Бога (спознание с Богом) не порождается внешним безмолвием, как иные думают, ошибочно толкуя изречение Пророка Давида, которое гласит: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, но, напротив, безмолвие порождается познанием Бога (спознанием с Богом) в том, кто добре и законно подвизается. Если назовем сим упразднением устранение от дел и скажем, что безмолвие есть бездействие, и предпочтем устранение от дел и бездействие деланию заповедей, то как можем явиться исполнителями закона Христова, который говорит: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6:31); и в другом месте: аще Аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе (Ин. 13:14); и опять: хотящий в вас быти первым, буди из всех последнейший, всем раб и служитель (Мф. 20:26-27; Мк. 10:43-44); также заповеди Апостола Павла, который говорит: аще не хощет кто делати, ниже да яст (2Сол. 3:10); и в другом месте: вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя (Деян. 20:35); и еще: требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20:34)? – Святые Апостолы и богоносные отцы, после них бывшие, не предпочитали безмолвия богоугождению, которое бывает чрез добрые дела, но, показав веру свою чрез исполнение заповедей Божиих, они сподобились познать Бога и возлюбить Его; и так как посем возжелали пребывать с единым Богом, то вышли из поприща мирского и от беспокойств, причиняемых тамошними бранями, – и убезмолвились. И теперь еще подвизающиеся законно уходят из мира и шума его, и убезмолвливаются, чтоб вкусить от плода трудов своих, не будучи смущаемы ничем земным, ни приятным, ни скорбным. Когда же насладятся они ненасытно, вкусив всех благ безмолвия, и получат удостоверение в чувстве, что, как говорит Апостол, недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18), тогда не довольствуются уже они теми подвигами, какие подъяли прежде, но, по отдохновении от них в таком утешении и услаждении, подаемом в безмолвии, выходят опять на подвиги в исполнении заповедей Христовых и в добродетелях, телесно являемых, не с тою целию, чтоб сделать добро для самих себя, не спасения ради своего, – хотя это, конечно, будет во спасение, – но с тою целию входят они опять в такие подвиги и начинают подвизаться в них, чтоб делать угодное Богу, Коего любят и Коим любимы (действовать по воле Его, бывая в руках Его благопокорливым орудием). Они уже более не борются с диаволом, как боролись прежде, – терпели от него удары и сами наносили их, – но враги, как только увидят их, приходят в страх и убегают. Еще и тех, которые бывают изранены врагами, они тотчас берут на свое попечение, помазывают елеем раны их, обвязывают и вылечивают; вылечив же, научают, как надобно вести брань с этими врагами, какими орудиями и машинами.

Слова. Слово 85

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Без упражнения и отсечения хотений никто не может хорошо и твердо обучиться мастерству; потому после делания нужно нам и знание, и для всего — упразднение по Богу от всего и старание о (чтении) Божественных Писаний, без которого никто не может когда-либо приобрести добродетель. И удостоившийся совершенно и всегда упраздняться достигает высочайшего блага, а кто и не так, — то, по крайней мере, отчасти да не будет нерадив. Но блаженны совершенно упраздняющиеся или в повиновении кому-либо деятельному и разумно безмолвствующему, или в безмолвии и беспопечительности от всего, повинуясь воле Божией в точности и с советом опытных во всяком начинании (относительно) слов и помышлений: желающие более (всего) без труда достигнуть бесстрастия и духовного познания, совершенным упразднением от всего о Боге, как Сам Он сказал чрез пророка: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог.

Творения. Книга первая


Упразднитеся, сказано, и разумейте, ибо упразднение собирает ум, и если кто-либо захочет быть несколько внимательным, то познает от части, по слову апостола (1Кор. 13:12), и особенно тот, кто имеет от части нравственное делание, ибо оно дает уму большую опытность от борьбы со страстьми. Однако не настолько познает он, сколько таинств заключает в себе каждое изречение Писания, но насколько чистота ума его может принять от благодати. Это ясно из того, что мы часто познаем ведением какое-либо изречение Писания и достигаем одно или два из намерений, с которыми написано было это изречение, а чрез несколько времени, когда ум, может быть, делается более чистым, он сподобляется иного разумения, высшего, нежели то, первое. Так что от недоумения и удивления благодати Божией и неизреченной Его премудрости (ум) приходит в страх и трепет пред Богом разумов, как сказала пророчица Анна, что Бог разумов Господь (1Цар. 2:3).

Творения. Книга вторая

Серафим Саровский, прп. (†1833)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех, вонесуся на земли, то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и с другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.

Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, т.е. что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться.

Молвит душа и в молве находится, когда молитву творит; а при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит притом быть в полном трезвении и души, и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божиего на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть огнь поядаяй все нечистое, и в общение с Ним не может войти никтоже от скверны плоти и духа.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Евфимий Зигабен (†1118)

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Упразднитеся (успокойтесь) и разумейте, яко Аз есм Бог

Перестаньте, говорит, от частых браней видимых и невидимых, и тогда уразумеете из знамений и чудес производимых силою Евангелия, что Я собственно и истинно есмь Бог.

Слова Вел. Василия: Итак должно успокоиться от забот о богатстве, от желания ничтожной славы, от страстных удовольствий, от зависти и всякого зла в отношении к ближнему, дабы, при успокоении нашей души, когда она не будет возмущаться никакою страстью, произошло как бы в некоем зерцале чистое и нетускнеющее сияние от Бога. Св. Максима: Шесть видов успокоения, при которых можем познать Бога: 1-й от действия и упражнения во грехе, 2-й— от раздражительной жизни, 3-й—обыкновения сближаться с неосторожно живущими, 4-й— от несвойственного богоугодной жизни занятия, 5-й—от предосудительного и развлекающего ум многими предметами имущества и 6-й—от неимения вовсе своей воли. В этом—то состоит истинная покорность пред Богом. Синезия Киринейского: Успокоение есть величайшее благо, которое можно назвать самою плодоносного страною, приносящею всякого рода добро душе любомудрого.

Вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Будучи, говорит, великим Богом по естеству, Я буду почитаем, как великий и у народов за чудеса: и на небе все бесплотные ангельские силы знают Мою высоту, какая у меня есть по естеству; остается быть узнанной сей Моей высоте и на всей земли.

Некто говорит: Быть может показывает сим страдание свое, поелику Господь имел быть вознесен на крест и сие вознесение принять на Себя за всю землю, когда говорит: вознесусь в народах, вознесусь на землю (у Никиты). И Ориген говорить: это—вознесусь—есть глас Бога, говорящего сие по прекращении до пределов земли браней и сокрушении лука и сломлении оружия.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Упразднитеся - удалитесь ог житейских попечений, дайте спокойствие и свободу мысли. Вас. Вел., Афан. Алекс.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Чудесная гибель этих народов должна служить поучительным уроком для всех врагов избранного племени. - «Остановитесь и познайте» - прекратите свои враждебные отношения и убедитесь из этого факта, что Иегова есть единый и истинный Бог. Он будет почитаться всеми народами.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли

Вслед за тем призываются все языческие народы прекратить все враждебные действия против народа Божия (упразднитеся) и признать единого Бога, недавно столь великим показавшего Себя среди язычников. Псалом заканчивается утешительным припевом: Господи сил и проч. Вознесуся – покажу Свою власть и между язычниками, и только что показал ее в поражении Сеннахерима. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль

Упразднитеся (от слова – упразднитися – лат. vacate, иметь досуг, быть праздным, не заниматься) значит: «остановитесь, успокойтесь от суеты житейской». Внезапным смятением, происшедшим в лагере союзных языческих народов, имевших целью изгнать израильтян из занимаемой ими страны, и междоусобным их поражением и избиением Господь навел страх на все царства земные, как говорит библейское сказание о сем (2Пар. 20:29). Обращая теперь внимание языческих народов на столь великое событие, псалмопевец словами: упразднитеся и разумейте – приглашает сии народы оставить суетные и преступные замыслы прекратить все враждебные действия против народа Божия и признать Единого Бога, еще так недавно показавшего Себя столь великим среди язычников. А чтобы больше придать значения и силы своему слову, он вводит в свою речь Самого Бога говорящим: приидите, народы, говорит Господь чрез пророка, и подивитесь делам Бога Израилева, какие Он совершает на земле, подивитесь и устрашитесь, успокойтесь затем от ваших дерзких начинаний и познаете, что Я Бог, Я буду превознесен между народами, Я прославлюсь на земле. Сущность этой речи состоит в том, чтобы враждебные иудеям языческие народы познали, что они, враждуя против народа Божия, ведут брань не с людьми, но с Богом, и чтобы, укротив мятежные страсти, они покорились Богу израильского народа и воздали Ему достодолжную славу, иначе же, если будут они продолжать свое неистовство, то пусть знают, что страшно карающая сила Божия не ограничивается только пределами Иудейской земли, что Бог может распространить Свою силу на все царства мира и прославить Себя по всей земле. «Мне кажется, – говорит св. Златоуст, – что пророк здесь вещает к язычникам и как бы так говорит: познайте силу Господа и могущество Его, являющееся во вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны иметь здравую душу» [5, с. 213].

Псалом заканчивается буквальным повторением стиха 8, словами которого псалмопевец от имени своего народа желает здесь показать, что выраженные в предыдущих стихах (9–11) повеления Господа Бога – познать Его, покориться и воздать Ему должную славу – относятся к языческим народам. Что же касается до нас, иудеев, как бы так говорит он, то мы знаем Бога своего, Господа сил, Который всегда с нами, и Он – Бог Иакова – всегдашний наш заступник. Теми же словами псалма молится Православная христианская Церковь, когда во дни Великого поста она совершает всенародное покаяние пред Богом во грехах, причем выражает ту же мысль, что Господь, имеющий силу и власть прощать грехи, находится с нами, вблизи всех призывающих Его, и что Он единственный заступник наш: другого помощника в скорбях мы не имеем (одно из песнопений великого повечерия).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible