Скрыть
обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Положите сердца ваша в силу его. Силу же Церкви составляют опять словеса, служащие к ее утверждению, о которых дает повеление святым Апостолам, чтобы поучали им от всего сердца. И разделите домы его. Каждый да царствует над частью язычников, потому что, говорит, дванадесять разделили себе вселенную. Яко да повесте в роде ином. Ибо Апостолы поведают о Христе и последующим родам в оставленных ими писаниях.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-15 Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради твоих, Господи. Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. Яко той есть Бог наш во век и в век века: той упасет нас во веки

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «о судах твоих». «Обойдите Сион и обоймите его». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и окружите». «Возвестите в башнях Его» Другой (Симмах): «исчислите столпы его». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «восхвалите». «Обратите сердца ваши к укреплению его». Другой (Симмах): «в ограду». Третий (Акила): «благосостояние». «И рассмотрите дома его». Другой (Симмах): «измерьте царские чертоги его». «Чтобы возвестить иному роду». Другой (Симмах): «роду последующему». «Ибо сей есть Бог наш во век и в век века. Он упасет нас во веки». Нам не нужно объяснять, для чего пророк заповедует все это, – обойти город, исчислить столпы, обратить внимание на здания, рассмотреть его красоту, определить его ограды и стены, измерить дома и дворцы; слово его ясны сами по себе. Сказав это, он тотчас присовокупил и причину. Какую? «Чтобы возвестить иному роду». Смысл слов его следующий: исполнитесь удовольствия, возрадуйтесь, возвеселитесь, но не просто и как случится, а тщательно изучив крепость города. Когда он сделался развалинами, был разрушен до основания, и самое место его почти исчезло, так что предки наши уже отчаялись в его исправлении и говорили: «иссохли кости наши, мы умираем, погибаем, все погибаем» (Иез.37:11; Чис.17:12), и не надеялись возвратить его, тогда и получили его опять, и притом не таким, каким оставили, а гораздо луч­шим, красивейшим, славнейшим, большим, богатейшим, крепчайшим, обширнейшим и по зданиям, и по торговле, и по силе, и по обилию богатства. «Слава, говорит пророк, сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Итак, он увеще­вает народ и как бы так говорит ему: вот этот самый город, который был в отчаянном положении, без надежды, и обратился в развалины, как опять достиг блистательней­шего состояния? Посмотрите на все это, на его здания, блеск, красоту, и познав отсюда могущество Божие, как Бог возве­личил его из отчаянного состояния, возвестите потомкам ва­шим о силе Божией, о постоянном Его промышлении, о том, что Он всегда печется о нас, защищает, и пасет нас. Такие повествования послужат и для потомков предметом великого любомудрия, уроком ревностнейшего богопознания и побуждением к добродетели. Для того пророк и заповедует обойти город, чтобы они могли быть опытными учителями потомков своих.

Беседы на псалмы. На псалом 47

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 13-14 «Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его»: «Положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его». Сионом называет опять Пророк собрание благочестивых, то есть Церковь во вселенной; столпами же ея – достигших высоты добродетели и на земле подражающих житию ангельскому, тех, которые, подобно столпам, окружают и охраняют Церковь, и домами, как говорили мы уже прежде, именует отдельныя Церкви в городах, селениях и весях; ибо называет Церковь и единою, и многими. Посему пророческое слово, или благодать всесвятаго Духа, повелевает тем, кому вверена спасительная проповедь, переходить с места на место, всюду поспешать, подкреплять столпы учением, утверждать и прочия силы, а сверх того разделять попечение о церквах, – о чем говорили мы уже в сорок пятом псалме. Ибо сие же повелевает и здесь: «разделите домы его»; чтобы одному промышлять об одной, а другому о другой церкви, и каждой иметь приставленнаго делателя, прилагающаго о ней надлежащее попечение. И Пророк дает повеление, чтобы не раз или два, но во всяком роде, совершалось сие; почему и присовокупил: «яко да повесте в роде ином».

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем

Положите сердца ваша в силу Его. Мы сами совершенно бессильны для всякого доброго дела: как же не положить нам сердце свое в Его силу?

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Обыдите Сион, и обымите (обступите) его.

Как город Иерyсалим был прежде в развалинах, то есть, разрушен и истреблен при взятии его Вавилонянами, а по взятии населен опять и превосходно укреплен; то по сей причини Давид побуждает народ обойти его и посмотреть, как он снова украшен и украшен по прежнему.

Оригена: Гора Сион веселится и дщери иудейские радуются по причине судов Божиих, созерцая слова о них и события по сим словам. И, обступив Сион, окружают его и, взошедши на башни его, взывают сверху к не могшим еще взойти так: приложите сердца ваши к разумению силы его, и каждый, устрояя из дел жизнь свою, пусть имеет памятование, соответственное разделение города (в издан. Своде). Аполлинарий переводит героическими словами так: поспешите мне обойти Сион вокруг него. Григория Нисского: Сион есть гора, представляющаяся высшею Иерусалимской Акры. Итак кому советует обойти ее, тому повелевается сродниться с высоким житием, чтобы мог взойти на самую вершину града добродетелей, которую представляет загадочно под именем Сиона; a это повелевает самовластно Дух Святый апостолам.

Поведите в столпех (сказывайте на столпах) его.

Сидя, говорит, на башнях Иерусалима, вы—тамошние жители, сказывайте, как он был прежде обесславлен и разрушен Вавилонянами, и сколь славным и блестящим городом он сделался теперь. А Златоуста слово: поведите—перевел—перечтите, то есть, башни Иерусалима, как много их.

У Златоуста содержится следующее: Другой: перечтите башни его, вместо: перескажите о башнях его. А некто изъясняет это так: столпами (башнями) церкви Христовой назовем святых апостолов и евангелистов; а пересказываем о них, когда говорим изустно об их делах и употребляем их слова и чистые наставления касательно таинств, чтобы быть, как написано, на подобие голубиц сетующих (Иез. 7,16). Слова Феодорита: Башнями его называет достигших крайней добродетели и подражающих на земле жизни ангелов, которые, на подобие башен, окружают и хранят ее. У Иеронима написано: пересчитайте палаты его.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем.

Писатель с восторгом обращает внимание своих современников на целость укреплений и башен Иерусалима. Этот факт знаменателен. Личным осмотром убедитесь, что громадные полчища врагов не причинили Иерусалиму никакого вреда. Бог не допустил ничему пострадать от них.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 13-15 Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. Яко Той есть Бог наш во век и в век века: Той упасет нас во веки

Затем псалмопевец призывает жителей Иерусалима обойти город, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого вреда, чтобы некогда рассказать о том Своим потомкам и убедить их, что таков (той есть Бог), т.е. столь всемогущий и попечительный о Своем народе всегда Бог Израиля.

Обыдите и обымите – вокруг обойдите. Поведите – рассказывайте об этом чуде, и именно в столпех, т.е. когда вы стоите на башнях города и смотрите на него оттуда; с евр. «сосчитайте башни его». Положите сердца – утвердите сердца; силою – тем, что делает город сильным, крепостию; может быть разумеется вся городская стена; она стоит неповрежденною. Разделите домы – или: стоя на башнях смотрите на дома не только общим взглядом, но для обозрения его разделяйте по частям, улицам и т.д. и смотрите на каждый в отдельности, чтобы убедиться, что каждый из них в целости; или: разделите себе домы для перечисления, переходя с одной улицы на другую. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем

В своей хвалебной песне от лица Божия псалмопевец переходит к народу иудейскому, и в частности к жителям Иерусалима, призывая их обойти город кругом, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого поражения, или вреда, чтобы некогда рассказать о том своим потомкам. Обыдите и обымите, т.е. обойдите кругом и охватите своим вниманием, своею мыслию, поведите в столпех, т.е. взойдите на башни городских стен (с еврейского, «пересчитайте башни его») и оттуда рассказывайте об этом чуде избавления города от разорения; положите сердца ваша в силу его, т.е. утвердитесь в сердцах своих, лично убедитесь в том, что город с его крепостью остается в прежней его силе и неповрежденности. Разделите домы его, т.е. войдя на наши башни, не ограничивайтесь одним общим обозрением города, но разделите его по частям, по улицам или кварталам, и смотрите на каждый в отдельности, чтобы убедиться, что все они находятся в целости и во всей красе своей, – и все это вы должны сделать для того, яко да повесте в роде инем – чтобы пересказать будущим поколениям. Последними словами псалмопевец в пророческом духе делает намек на то, что настанет некогда время, когда не будет видно ни красоты, ни славы града этого, что в будущих поколениях с плачем и громким воплем будут вспоминать о бывшей славе Сиона и города Иерусалима (2Ездр. 5:60).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible