Скрыть
и҆ цѣ́нꙋ и҆збавле́нїѧ дꙋшѝ своеѧ̀: и҆ ᲂу҆трꙋди́сѧ въ вѣ́къ,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 9-11 и цену избавления души своея: и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое

И цену избавления души своея. Научив, что богатство нимало не воспользует в день суда, учит и полезному. Что же полезно? — стяжать жизнь изнурительную и многотрудную. Ибо стяжавшие ее сподобятся жизни, обетованной в будущем веке. Утруждающий себя деятельностью до конца будет жив ведением, и упокоится во век, и жить будет победителем. И утрудися в век. И жив будет до конца.

Не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия. Так далеко будут они от нечестивых, что даже и не приблизятся к их пагубе. Кто же эти умирающие премудрые, кроме тех, о которых сказано: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу (1Кор. 1:19)? Итак, Писание в настоящем месте всячески вразумляет, что в день суда не избавить себя ни богатый, ни мнимый мудрец, но тот один улучит вечную жизнь, кто изнурял себя в настоящей жизни. Вкупе безумен и несмыслен погибнут. Вместе, говорит, преданы будут погибели и мудрые и неразумные, потому что ничем не различествовали друг от друга, одинаково служа идолам. И оставят чуждим богатство свое. Ибо не захотели сделать его своим собственным, оказывая благодеяния нуждающимся.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 8-9 брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век

Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу «измену» за всех нас, потому что Его «предположи Бог очищение верою в крови Его» (Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их. Как же искупит человек обыкновенный? Пророк говорит сперва утвердительно: «брат не избавит», а потом с силою присовокупляет вопросительно: «избавит ли человек»? Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех. Он и за себя не мог дать «измены», когда впал в прегрешение, и после столь великих чудес и знамений, какие видел, произнес слово сомнения: «Послушайте мене, непокоривии: еда из камене сего изведем вам воду»? Почему и Господь за сие слово «рече к Моисею и Аарону: понеже не веровасте» Мне, «освятити Мя пред сынми Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им» (Числ. 20, 10, 12). Посему «не даст Богу измены за ся». Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплени ценою» (ср.: 1Кор. 6, 20).

Итак, если «брат не избавит, избавит ли человек»? Если человек не может избавить нас, то Искупивший нас – не человек. Посему, если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за сие простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу «измены за Ся» и избавлять собственную душу, потому что «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2, 22).

Итак, никто не может выкупить сам себя, пока не придет Возвращающий «пленение людей» (Пс. 13, 8), «не сребром», не дарами, как написано у Исаии (см.: Ис. 52, 3), но Своею Кровию. Он нас, которые не братья Ему, но стали врагами чрез свои грехопадения, Он – не простой человек, но Бог – по даровании нам свободы нарицает и братьями Своими. Ибо сказано: «Возвещу имя твое братии Моей» (Евр. 2, 12). Посему Искупивший нас, если обратим мысль на Его естество, не брат нам и не человек. Если же возьмем во внимание благодатное Его снисхождение к нам, то и братьями нас называет, и нисходит к человечеству Тот, Кто «не даст Богу измены за Ся», но даст «измену» за весь мир, ибо не имеет нужды в очищении, но Сам есть очищение. «Таков бо нам подобаше Архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый, Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же… о людских невежествиих» (Евр. 7, 26–27; 9, 7).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 48-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 8-9 брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век

Ибо говорит, что «не избавит ни брат» ни другой какой «человек», но каждый будет сам о себе умолять, если «даст Богу измену за ся, и цену избавления души своея». Имеет же Пророк в виду ту заботливость, с. какою в этой жизни гоняемся за суетным, обратить для нас в совет к презрению того, о чем заботимся. Почему люди проводят жизнь в безрассудных трудах, как будто надеются жить всегда? Почему не чают себе смерти и тления те, которые видят пред собою умирающих? Подлинно неразумны и безрассудны те, которые видят, что после этой жизни другим оставят свое богатство, а сами навсегда поселятся в гробах, если имен своих возвышенною жизнью не вписали на небесах, но, возжелав быть именитыми на земле, соделали себя безъименными в горнем граде. А всему этому причиной то, что человек не разумеет собственной своей чести, но добровольно вовлекается в скотские удовольствия, будучи предан гортани и чреву, а по чреве и скверне. Это составляет часть первого отдела в псалме. Остальная же часть содержит в себе обвинение в ином; но опять тем же изречением оканчивается слово. И сим, думаю, пророчество дает нам видеть любомудренное свое учение о первой причине доступа к нам зол, – а именно, что человек уподобился скотам страстями, свойственными бессловесным.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «гордящиеся». «Брат не избавит, избавит ли (вообще) человек? Не даст он Богу выкуп за себя. И цену искупления души своей, (хотя бы) он и трудился вечно». Может быть, кто-нибудь спросит: какая здесь связь речи? Великая, непрерывная и весьма близкая. Так как он говорит о суде, будущем страшном отчете, о неподкупном приговоре, а в здешних судилищах многие извращают правду, подкупают судей и избегают наказания, то возвещая неподкуп­ность того суда и усиливая страх, о котором сказал выше, он присовокупляет и это, объясняя, что подлинно хорошо, как он сказал, страшиться одного только греха и ничего другого. Там нельзя извратить правды деньгами, или избавить себя от геенны подарками; там не спасает ни покровительство, ни красно­речие, и ничто другое подобное. Как бы ты ни был богат, ка­кую бы ни имел власть, с кем бы ни был знаком, все это тщетно и бесполезно; там каждый наказывается и увенчивается по делам своим. И современник Лазаря был весьма богат, но богатство не принесло ему никакой пользы (Лк.16); и девы были знакомы с другими девами, но эта близость нисколько не помогла им (Мф.25), потому что там требуется только одно. Поэтому вы, говорит пророк, надеющиеся на богатство и обле­ченные властью, напрасно и тщетно превозноситесь; с вами не пойдет на тот суд ни обилие богатства, ни сила власти; ни дружба, ни родство, и ничто другое не избавит вас. Там нельзя дать деньги, выкуп или цену за душу свою, чтобы спастись. Как же говорит Писание: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9)? Что значат эти слова? Они не заключают в себе ничего против­ного, ничего несогласного с вышесказанными, но весьма согласны с ними. Здесь говорится, что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствуем за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: «друзей богатством», дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосер­дие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. А что ни родство, ни дружба не принесут никакой пользы без дел, об этом послушай, что говорит пророк: «если бы нашлись… сии три мужа: Ной, Даниил и Иов…, не спасли бы ни сыновей, ни дочерей» (Иез.14:14, 18). Но что я говорю о будущей жизни, если и в настоящей дружба нисколько не защищала? Так, сколько плакал и рыдал Самуил, и, однако, не спас Саула (1Цар.15:35)! Сколько молился Иеремия, и, однако, ни в чем не помог иудеям, но еще получил запре­щение молиться (Иер.14:7, 11)! И удивительно ли, что Иеремия нисколько не помог им, когда даже Моисей, как сказано, если бы он был в то время, не мог бы спасти тогдашних иудеев, которые предавались нечестию и сами от себя не оказы­вали ничего доброго (Иер.15:1)?

Сколько скорбел об иудеях Павел, сказавший: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим.10:1), и, однако помогла ли им его молитва? Нисколько. Но что я говорю о молитве, когда он желал даже быть отлученным за них от Христа (Рим.9:3)? Итак, не напрасны ли молитвы святых? Нет; напротив, они имеют великую силу, если и ты содействуешь им. Так Петр воскре­сил Тавифу не только по своей молитве, но и потому, что она отличалась милосердием (Деян.9:36). Так и другим помо­гали молящиеся святые. Но так бывает здесь, где еще про­должаются труды и подвиги; а там нет ничего такого, но спа­сение зависит только от дел. Потому пророк и смеется весьма сильно над богатыми и гордыми. Он не сказал: имею­щие богатство, или приобретшие силу, но: «надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся», смеясь и уко­ряя их за то, что они надеются на тени и превозносятся ды­мом. Хорошо также сказал он: «не даст цену искупления души своей», потому что цена души выше даже целого мира, как го­ворит Господь: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26) А чтобы ты убедился, что цена души выше целого мира, послушай, что говорит Па­вел о других святых: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр.11:37–38). Подлинно, мир – для души. Как отец не взял бы дома за сына, так и Бог не взял бы мира за душу; но от нее требуются дела и подвиги. Хочешь ли знать, как велика цена душ наших? Единородный Сын Божий, желая искупить их, принес в жертву не мир, не человека, не землю, не море, но честную кровь Свою. Так и Павел говорит: «вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23). Видишь ли вели­кость цены? Следовательно, когда ты погубишь душу свою, ку­пленную такою ценою, то как можешь опять искупить ее? «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим.6:9). Видишь ли, как велика цена, как высоко достоинство души? Не пренебрегай же ею и не делай ее пленницей.

Беседы на псалмы. На псалом 48

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-12 брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея

Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по отшествии отсюда не возможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, «избавление мужа свое ему богатство» (Притч.13:8). Предложив этот совет тем, которые во зло употреблют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели, и говорит:

и утрудися в век, и жив будет до конца. И не узрит пагубы, егда увидит мудрыя умирающия

Кто проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом трудов имеет негибнущую жизнь, и с мудрецами мира, которых апостольское слово именует буиими, не будет разделять вечной гибели и нескончаемаго мучения.

вкупе безумен и несмыслен погибнут

потому что сии, так именуемые, мудрецы, не нашедши никакой пользы в своей мудрости, подвергнутся одинаковой с невеждами гибели. Так перевел Симмах: несмысленный и невежда вкупе погибнут. И несмысленным называет он, так именуемаго, мудреца, потому что не восхотел знать должнаго: а невеждою – и мудрости непричастнаго и живущаго порочно.

и оставят чуждому богатство свое И гроби их жилища их во век: селения их в род и род

Лишенные не только мудрости, но и владычества и всякаго имущества, приимут они конец жизни, и из пышных жилищ отнесенные во гроб, принуждены будут оставаться в нем на веки.

нарекоша имена своя на землях

Правда, говорит Пророк, что их имя носит на себе и принадлежащее им: дом такого-то, поле такого-то, раб такого-то. Но вместе с владычеством изменяется и название. Ибо, как скоро другие стали господами оставленнаго ими, и в наименованиях происходит перемена, и снова даются названия по имени новых господ. Всем же сим научает нас пророческое слово, не полагаться на настоящее, но иметь попечение о будущем.

Евфимий Зигабен (†1118)

и цену избавления души своея, И утрудися в веки (потрудился в сем веке)

Ни родной брат, ни чужой, говорит, человек не может дать там что либо в умилостивление, иначе в цену и выкуп за себя и за другого: ибо как может дать выкуп за другого в то время, когда сам подлежит наказанию? А равно и за свою душу не может дать цены, или выкупа, чтобы освободить ее; потому что весь мир не стоит человеческой души. Посему то и Господь Христос, чтобы избавить человеческую душу, бывшую в плену диавола, не дал ни земли, ни моря, ни всего мира в выкуп за нее, но отдал самую драгоценную и всякую цену достоинством превосходящую кровь свою. А когда это так, то какую достойную цену можно найти там? Без сомнения никакой. Видишь ли, читатель, как мудры и вместе разумны и загадочны слова божественного Давида?

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы.

Смерть, которая постигает меня, неизбежно постигнет и нечестивых и сильных моих преследователей. Эта смерть постигнет вас, самоуверенные богачи! От этой смерти никому невозможно откупиться, так как «дорога цена искупления души их» - так как слишком дорога, непосильна для человека цена, которою бы можно было освободить («искупление») жизнь («души») от смерти. Этого не в силах сделать человек. Из людей все должны умереть.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и цену избавления души своея: и утрудися в век

См. Толкование на Пс. 48:7

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–10 Брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы

В синодальной Учебной Псалтири на полях, против слов измены за ся – поставлено «искупа за ся»; против слов и утрудися в век – поставлено «труждашеся ли кто вечно»; а против слов и жив – поставлено «и кто жив». Обращая речь свою к надеющимся на силу и на богатство свое, пророк говорит, что в день лют от угрожающих бедствий никто не избавляет, даже брат своего брата: всякий брат есть человек, а человеку ли избавлять (по пер. еп. Порфирия) другого человека? Как бы кто богат ни был, если бы даже и все сокровища мира приобрел и все их предложил Богу на выкуп за душу свою, и все это не помогло бы ему нисколько, как и Сам Христос говорит в Евангелии: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Цена души человеческой превосходит все блага мира этого, и потому одна только кровь Сына Божия была цены бесконечно высокой: она одна могла искупить души человеческие от вечной смерти и ада. А потому напрасна и суетна надежда человека на силу и на богатство свое: пленник пленника, нищий нищего искупать не может. И утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы, – слова эти составляют противоположение предыдущей речи пророка и имеют такой смысл: напротив, человек, потрудившийся для добродетели до конца жизни, успокоится вовек, будет жить победителем и, хотя не избегнет общей участи смертных человеков (смерти и могилы), но не увидит осуждения на вечную погибель, не узрит пагубы.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible