Скрыть
пожри́те же́ртвꙋ пра́вды и҆ ᲂу҆пова́йте на гдⷭ҇а.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

Учит, как преодолевать нам врагов. Как же именно преодолевать их? — делая правду и принося это в жертву Богу.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 4-6 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся: пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Пророк некоторым образом всему человеческому роду взывает, что суетно, чего домогаются люди, и «тяжкосердыми» именует сынов человеческих, которым любезна суетная и несостоятельная ложь; потом, умолкнув, показывает, в чем состоит истина. Ибо говорит: «уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего», словом: «преподобный», указывая, думаю, на Господа, как говорит и Моисей: «праведен и преподобен Господь» (Втор. 32:4). Потом предложив совет, как можно человеку проходить жизнь в чистоте, и быв судиею и решителем душевных помышлений, когда говорил: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся», и снова, возвратясь к себе самому, и сам услышал, и слышащим провозгласил уничтожение приношения по закону в жертву животных; ибо имеющему нужду в душевном очищении повелевает не надеяться на заклание бессловесных животных, но познать, какими жертвами благоугождается Бог. Почему говорит: «пожрите жертву правды, и уповайте на Господа».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Видишь ли последовательность пре­восходного совета? Видишь ли совершенное наставление? Уко­рив слушателей за грехи, сделав их менее скорыми на по­добные дела, устроив неподкупное судилище и потребовав отчета в жизни, он потом руководит их к совершению добродетели. Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться и делать добро. Потому-то он далее и предлагает такое увещание: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15). Подлинно, и не совершение добродетели подвер­гает наказанию, а не только совершение пороков. И те, которые не напитали алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному. Отсюда мы нау­чаемся, что воздержание от зла не доставляет нам спасения, если вместе с тем не будет приобретения добра и совершения добродетели.

Вот почему и пророк, отклонив слушателя от поро­ков чрез сердечное сокрушение, сделав его способнейшим к совершению добродетели, смягчив жестокость души и сде­лав ее нежною от внутреннего сокрушения, начинает речь о правде и говорит: «приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Что значит: «приносите жертвы правды»? Приобретайте правду, приносите правду; тот дар Богу – величайший, та жертва Ему приятна, то приношение весьма Ему благоугодно, которые со­стоят не в заклании овнов и тельцов, но в совершении пра­ведных дел. Видишь, как издревле предъизображается жизнь Церкви и вместо жертв чувственных требуются духовные. Правдою же он называет здесь, как я выше сказал, не частный вид добродетели, но добродетель вообще, равно как и праведным человеком мы называем того, кто имеет всю добродетель. Эта жертва не нуждается ни в деньгах, ни в ноже, ни в жертвеннике, ни в огне, она разлагается не в дым, смрад и пепел, но совершается только сердцем приносящего ее. Для нее ни бедность не служит препятствием, ни недостаток средств – остановкою, ни место, ни что-нибудь дру­гое подобное; но где бы ты ни был, ты можешь приносить ее, будучи сам и священником, и жертвенником, и ножом, и жертвою. Таковы жертвы разумные и духовные: они совершаются с большим удобством, не имея нужды ни в каком внеш­нем приготовлении.

«И уповайте на Господа». Другой переводчик говорит: и веруйте (πεποίθετε) Господу. Кто праведною жизнью приобрел себе милость и благоволение Господа, тот имеет в Нем величайшего поборника, непреоборимого помощника, полу­чает от Него великое содействие. Видишь ли плод этой жертвы, являющийся тут же? Видишь ли сокровище благ, тот­час происходящее от ней? В самом деле, кто имеет Бога своим помощником, тот кого будет бояться? Никого. И это немаловажная добродетель – надеяться на Него и быть уверенным в Нем. Вместе с правдою пророк требует от нас и этой добродетели – быть уверенным в Боге, надеяться на Него, не по­лагаться ни на что житейское, но, отрешая себя от всего по­добного, к Нему прилепляться мыслью. Действительно, пред­меты настоящей жизни подобны сновидениям и теням, и даже того ничтожнее; они лишь только являются, и уже исчезают, и при самом явлении причиняют много беспокойств имеющим их; а надежда на Бога вечна, неизменна, неподвижна, неизмен­чива, способна доставить совершенную безопасность и сделать непобедимым того, кто содержит ее тщательно и с надлежа­щим расположением.

Беседы на псалмы. На псалом 4

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики, упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают оттого никакого плода. По сему-то Всесвятый Дух чрез божественнаго Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: «Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю» (Ин. 15:1-2). Сказал не просто: «не творящую плода», но: «о Мне не творящую плода», то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

Это увещание простирается ко всем сы­нам человеческим, то есть людям всякого зва­ния, чина и обоего пола.

2) Этими словами призывает всех к истин­ному покаянию и сокрушению сердечному, ибо жертва Богу дух сокрушен: сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Увещевает, чтобы, покаявшись и исправив­шись, не предавали бы членов своих греху в ору­дия неправды, но представили бы себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены свои Богу в орудия праведности (Рим. 6:13). Принести такую жерт­ву молит нас апостол во имя милосердия Бо­жия, говоря: Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву жи­вую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).

3) И уповайте, – говорит, – на Господа. Так покаявшись, и исправившись, и тво­ря волю Божию, уповайте на Господа. Близки по смыслу к этому и слова другого псалма: Уповай на Господа, и делай добро (Пс. 36:3).

4) Отсюда учимся, что тщетно и суетно упование того, кто такой жертвы не приносит Богу, а уповает на Него. Надо непременно ис­править себя покаянием, и покорить волю свою воле Божией, и тогда уповать на Господа.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 8

Евфимий Зигабен (†1118)

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Только плоды вашей праведности принесите, говорит, в жертву Богу, никого не обижая сами; и ожидайте себе помощи от Господа, Который особенно благоволит являть свое заступление терпящим обиды. Предначертывает здесь также пророк и образ будущей Церкви Христовой, где имеют приноситься Богу жертвы—не вещественные, а духовные, состоящие, вместо животных, в добрых делах. Под правдою затем (пожрите жертву правды) должно разуметь не в собственном смысле правду, а вообще всякую добродетель.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Жертвою правды нарицает дела благая, яже яко некая жертва благоприятная суть Богу, ибо чрез них прославляется Бог, по оному: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16). И Апостол Павел, беседуя о милостыни, глаголет: приях посланная от вас в воню благоухания, жертву приятну, благоугодну Богу (Флп. 4:18). И паки, беседуя о посте и иных делах духовных, он же глаголет: молю вас, братие, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови. (Рим. 12:1). И уповайте на Господа. Сие присовокупляет для того, дабы отнять гордыню, добрым делам наветующую, аки бы рекл: творите благая, но не уповайте на дела ваша, якоже Фарисей оный, глаголавый: Боже хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы: пощуся два краты (Лк. 18:11 и д.), и проч., паче же уповайте на Господа, Иже даст вам благодать и от грехов уклонятися, и добрая дела творити, и пристанища спасения достигнути, держитеся притом смиреномудрия. Якоже бо гордыня яд есть, растлевающий плоды дел благих: тако смирение есть врачевство, предохраняющее плоды оные от повреждения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Ст.6    приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
 

Пожрите жертву правды, т.е. «приобретайте правду, делайте правду и ее принесите в жертву Богу» (Св. Афан. и св. Злат.). «Сими словами, – говорит бл. Феод., – Давид отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды, с присоединенным к ней упованием на Бога, приятнее Богу ста и тысячи волов». Блаж. Феодорит разумеет будущие новозаветные времена, а при Давиде все богоучрежденные жертвы были важны, нужны и обязательны.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся: пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Давид советует своим врагам одуматься и раскаяться. - «Гневаясь, не согрешайте». Гнев на Давида проистекал от признания Давида негодным администратором и несправедливым судьей. Такой гнев, как ратоборство за попранную правду, законен, но он не должен доводить людей до греховных действий, до несправедливостей над другими, в данном случае Давидом: нужно сначала проверить, справедливы ли возводимые на него обвинения, а это возможно в спокойном состоянии духа, к чему он и приглашает («размыслите на ложах, утишитесь»). Следствием поверки своих действий в них явится раскаяние, которое они должны запечатлеть принесением Богу искренней жертвы («жертва правды») и возложить надежду в устроении жизни на Него, а не на свою силу.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

пожрите жертву правды и уповайте на Господа

См. Толкование на Пс. 4:5

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода.

Во второй части (стихи: 3–6) Давид обращается к «тяжкосердым» сынам человеческим, и убеждает их оторваться от служения суете и лжи, оберегать от греха сердца свои и, уповая на Господа, жертву правды принести Ему. При этом здесь, в средине речи к ним, Псалмопевец, открывая глаза их на то, как дивным соделывает Господь Преподобного Своего, вставляет в стихе (4-ом) опять свидетельство о себе самом, исповедуя всегдашнее и коренное убеждение свое: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему».

«Пожрите жертву правды». Жертвой правды нарицает дела благая (начиная с милостыни), которые суть, как бы некая жертва, благоприятная Богу, ибо чрез них прославляется Бог (Мф.5:16).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

По объяснению св. отцов, Давид относит эту речь к своим домашним, т.е. к тем, которые остались ему верными во время восстания против него врагов и которых несправедливое восстание врагов Давида приводило в сильный гнев. Он допускает гнев как естественное страстное возбуждение, особенно когда негодование возбуждается против людей неправедных и нерадивых, против порочной и дурной жизни, против греха; но отвергает несправедливый гнев и безрассудное продолжительное негодование. А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром, размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Как бы так говорит: когда придете в состояние гнева и раздражительности, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что в течение дня говорили в сердцах ваших, все страстные порывы и чувства и все дурные помыслы, какие вы имели; это приведет вас в чувство раскаяния и умиления. Тогда гнев и греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем. Повторяя это псаломское предостережение от гнева, и апостол Павел наставляет ефесских христиан так. «Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4:26). Но к предостережению от несправедливого греховного гнева псалмопевец присовокупляет наставление о праведности: пожрите жертву правды, т.е. не надейтесь на искупление греха от несправедливого гнева жертвоприношением волов или козлов, а делайте правду, добрые дела творите, приобретайте праведность и ее приносите в жертву Богу, и ко всему этому присоедините надежду на Бога: пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Не предавайтесь самонадеянности и самомнению, даже и тогда, когда будете творить добро и приобретете праведность, а уповайте на Господа.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible