Скрыть
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. То есть, от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей. Потому и говорит: и лукавое пред Тобою сотворих. Воспользовавшись от Тебя многим, воздал за cиe противоположным тому. Впрочем, не то разумеет, будто бы не сделал несправедливости Урии: ибо можно ли было сказать cиe? Но говорит, что дерзнул на величайшее беззаконие пред Богом, Который избрал его и из пастуха соделал Царем, или, поелику, укрывшись от очей всякого, не укрылся от очей Божиих, а напротив того, обличен пророком, или, поелику, как Царь, не подлежал закону человеческому, но, как богочестивый, был повинен единому Богу, или, поелику не обличил его никто из людей, вразумил же единый Бог, то говорит: Тебе, единому согреших: яко да оправдишися во словесех Твоих. Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я — мерзок и убийца. И победиши внегда судити Ти. Это — признание, или исповедание в грехах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти

Что говоришь ты? Я был царем, только одного Тебя я боялся. Я был царем и не боялся обиженного мною. Он был мой воин и не мог нака­зать меня; но я о Тебе забочусь, чтобы Ты не потребовал от меня отчета. «Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил». [Многих и великих даров я от Тебя удостоился и противным Тебе делом отплатил Тебе за дары, дерзнув совершить запрещен­ное законом. Не то это значит, что он не причинил зла Урии; конечно, он погубил и Урию, и его жену; но величайшее преступле­ние было совершено против самого Бога, избравшего и сделавшего его царем. Кстати прибавил он: «и лукавое пред Тобою сотворил». Действительно, об этом свидетельствует и история: «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2Цар.11:27). Если же отно­сить это к плененному народу, тогда нужно понимать так эти слова. – «Тебе Одному я согрешил». За твои дары я оказался неблагодарным Тебе, и данные Тобою законы преступил; удостоившись многих благ, я оказываюсь неблагодарным за них; не причинив никакого зла вавилонянам, я потерпел от них великие бедствия.

«Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить». Самому себе, говорит, приготовил я бедствия; а Твоя правда и без того сияет. Во время суда, когда будет представлено получен­ное мною от Тебя и ему противопоставлено будет содеянное мною против Тебя, Ты явишься справедливым и человеколюбивым, а я окажусь преступным и неблагодарным. Конечно, выражение – «так что» – не служит здесь для обозначения причины. Не для того, разумеется, грешил – как сам Давид, так и народ (еврейский), чтобы Бог был оправдан; правда Божия обнаруживается и без этих грехов. На ней основан весь промысл Божий и о Давиде, и о народе еврей­ском]. «Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить». Что значат эти слова? Я согрешил пред Тобою; если будет суд, Ты победишь; если будет кто-нибудь судить, Ты побе­дишь. Как это? Он видел, что Бог постоянно желает судиться с людьми: «слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим» (Мих.6:2). И далее: «народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих.6:3). А в другом месте: «слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис.1:2). Повсюду видел Он, что Господь судится с людьми, и гово­рит Ему: победа на Твоей стороне: «Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить». Меня – земледельца Ты сде­лал царем; царя – пророком. Я низложил Голиафа не телесной силой, но силой веры. Я облачился в порфиру. Ты отверг другого и воз­вел меня; Ты дал мне столь великое богатство.

«Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить». Если Ты скажешь мои грехи, а я не скажу, то этим я за­ставлю осудить себя. Поэтому, я нуждаюсь в милости.

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самого Бога, который избрал его, из пастыря овец сделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякого рода. Хорошо присовокуплено им: лукавое пред Тобою сотворих. О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (2Цар. 11, 27). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: Тебе Единому согреших, то-есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякого рода, не был признателен; не сделав никакой обиды Вавилонянам, великие терплю от них обиды.

Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти; то-есть, сам я для себя стал виновником зол; а Твоя правда просиявает во всем? Ибо, если так рассудить, что Тобою для меня сделано и сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и неблагодарным. Поэтому речение: яко не означает здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдается Бог; а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда; потому что Бог всячески промышляет о Давиде; и о народе его, и о всех человеках.

Евфимий Зигабен (†1118)

Тебе единому согреших.

Как бы так говорит: Твоему только суду подлежу я; ибо будучи царем и владыкою над всем Тобою мне вверенным, имея таким образом возможность делать все, что мне угодно, не подвергаясь суду человеческому, я подчиняюсь Твоему только суду во всех делах своих и Тебя одного имею над собою верховного Судию. И так как я преступник и нарушитель Твоих законов, то потому и согрешил пред Тобою (одним) законодателем своим.

И лукавое пред Тобою сотворих.

Ибо Ты все видишь, не только в прошедшем и настоящем, но и в будущем. Говоря это, он как бы стыдится самого себя, что не побоялся Бога, видящего совершающийся грех. К сему присовокупи и то, что об одном только грехе по-видимому говорит, а между тем один рождает и другой, по взаимной между собою связи: так, от греха прелюбодеяния перешел он к греху убийства.

Яко да оправдишися во словесах твоих, и победиши, внегда судити Ти.

Преступление, содеянное мною пред Тобою, признаюсь, совершил я на свою голову, так что Ты в правоте и праведности своей в отношении ко мне являешься более оправданным, возведши меня на царство из ничтожества и столько возвеличивши меня, а я, поправши Твои законы и оскорбивши Тебя, в отношений к Тебе остаюсь более осужденным, как неблагодарный к своему благодетелю. Таково было наваждение злого духа, увлекавшего меня всеми силами ко греху дотоле, доколе не одержал надо мною победы, чтобы выставить меня самого виновником своего осуждения. Можно сказать, что Бог как-будто защищал свои права в отношении к Давиду, судился с Давидом, когда чрез Нафана пророка обличал его, как он после толиких благодеяний, полученных им от Господа, сам вопреки тому своею порочною жизнью воздал Благодетелю своему злом за добро. И после этих оправданий пророк от лица Божия изрекает и осуждение виновному. Сия глаголет Господь, говорит он ему, се Аз воздвигну на тя злая от дому твоего (2Цар. 12,11) и проч., как это полнее описано в книгах Царей.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти

Третия причина, чего ради у Бога милости просит, есть та, что другаго судии не боится: Тебе, глаголет, единому согреших. Не глаголет, противу Тебе единаго согреших: ибо согрешил и против Урии, котораго неправедно убил, и против Вирсавии, которую прелюбодеянием осквернил, и против всего народа, котораго грехом своим соблазнил; но глаголет, Тебе единому согреших, то есть яко такому Судии, пред которым единым уличен быть мог. Ибо другаго судии не имел, а хотя бы и имел, но уличен быть не мог, понеже беззаконие соделано было без свидетеля; и хотя по подозрению слух о грехе в народе и пронесся, однако грех законным порядком доказан быть не мог: но пред судиею Богом доказан был, как потому, что Бог видел его, так и потому, что совесть его сама была свидетельницею пред Богом, испытующим сердца и утробы. Сего ради присовокупляет, глаголя: и лукавое пред Тобою сотворих. Хотя бо тайным образом согрешил Давид внутрь заключенныя ложницы, однако очей Божиих заключить не мог. Яко да оправдишися во словесех Твоих. Оная частица, да, не причину означает здесь, но последствие, и разум имеет следующий: Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; откуду воспоследовало, что ты оправдался во словесех Твоих, когда меня грешником и неправедным объявил. За сим следует повторение и объяснение тех же слов: и победиши внегда судити Ти, аки бы сказал: ежели бы между мною и Тобою поставлен был суд и я захотел бы отрицать мой грех, в котором Ты меня обвиняешь, то Ты, конечно, одержал бы верх, а я не устоял бы на суде.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Тяжесть греха Давида состоит в том, что он Богу «единому согрешил и лукавое пред Ним только сделал». Это не значит, что Давид не сознавал себя виновным пред Урией, так как ниже он молит Бога о прощении греха за пролитие крови (убиение Урии), и не значит того, что он одобрял употребленные для того меры, но то, что означенные его действия тяжкие прежде всего оскорблением Бога. В его законе даны прямые заповеди, запрещавшие обманы, убийства и нарушение чистоты семейной жизни. Этой заповедью закона из общественной и частной жизни изгонялись такие явления, которые до этой заповеди у всех восточных народов не только не считались за преступления, но приравнивались к добродетели. Напр., развращенность освещалась религиозным культом, обман для достижения своих целей считался за ловкость, и жизнь человека, если он мешал личному благосостоянию другого, ставилась ни во что (напр., обычаи родовой мести, военная слава, измерявшаяся количеством убитых врагов). Бог же дал закон, которым означенные явления объявлялись преступлениями, почему Давид и говорит, что он прежде всего и более всего виновен пред Богом единым.

За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (см. 2Цар XII:10-14). Такой приговор над собою Давид считает вполне заслуженным им («Господь праведен в приговоре и чист в суде»), так как его грех есть оскорбление Бога, требующее возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его заповедях, пред людьми.

Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением - на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни.

Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити ти

Тебе единому – против Тебя одного; грех с Вирсавией и убийство Урии в сущности – оскорбление Бога; что он преступал и против ближнего, – это он оставляет, как меньшее зло, без внимания; только как на оскорбление величия Божия, след., во всей его ужасности, он смотрит здесь на свой грех. Лукавое пред Тобою, т.е. что составляет зло пред очима Твоими. Да оправдишися: «я говорю это – исповедую себя грешником против Тебя одного, чтобы никто не нашел слишком строгим Твоего приговора (словесех; 2Цар. 12:10-12, 14), чтобы Ты в Своем осуждающем меня приговоре явился правым, и победил, если будешь судим людьми за свой приговор. Считающие наказание слишком строгим установляют суд против Бога, осуждают Его; но если сам Давид признает великость своего греха, то этим он помогает Богу в победе над такими слепыми судьями.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти

Исповедуя грехи свои пред Богом, Давид говорит: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло. Хотя и каждый согрешающий грешит против Бога, нарушая Его святой закон и презирая Его благую волю; но в то же время он грешит и против ближнего, когда отнимает, например, у него собственность, его честь, его труды, здоровье и т.д.; грешит и против себя самого, оскверняя душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, гордостью и разными другими пороками. Так и Давид, согрешив против Бога, согрешил и против ближних, против Урии и его жены, и тем подав соблазн своим подданным, согрешил также и против себя, осквернив дух и тело завистью и прелюбодеянием. Что же значат слова его: пред Тобою, Господи, пред одним Тобою я согрешил? Это не значит, чтобы он не признавал вины своей пред ближними, а значит только, что эту вину он признает тяжелою в особенности (потому что она была вместе виною против Бога, заповедавшего любить ближних во свидетельство любви к Нему, и потому обиды ближним относящего к Самому Себе). Притом же, как царь, Давид во всех делах своих повинен одному Богу: никто не смеет требовать от него отчета, никто другой его судить не может, никто не смеет, никто не может его ни награждать, ни наказывать. На все преступления других людей полагаются разные рода наказаний, а за преступления самого царя нет судьи и наказаний ни в законах гражданских, ни в божественных. Бог один его судия и мздовоздаятель, потому-то Давид и говорит: пред Тобою, пред единым Тобою я согрешил и пред очами Твоими соделал зло, зло великое, непростительное, такое, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд чрез Нафана пророка, Ты уже сказал, что меч за меч, кровь за кровь, бесчестие за бесчестие. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, а потому вижу одну праведность в том, что Ты изрек против меня, на Твоей стороне перевес, или правда, Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible