Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго
Не преувеличенно сказано cиe, потому что в Писании ничего не говорится преувеличенно, но все сказано по самой истине. Итак, все иудеи уклонились от пути — от Того, Кто говорит: Аз есмь путь (Ин. 14:6). Потому и соделались непотребными, не восхотев держаться сего пути, потому-то несть творяй благое. Все пребывали в неведении благого, ослепленные буквою Закона.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 3-7 Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Кто даст от Сиона спасение Израилево? внегда возвратит Бог пленение людий своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль
Пророк говорит: поелику «уклонишася» от Бога, то немедленно «еси непотребни быша», подобно какому-то брошенному сосуду, признанному ни на что не годным. А что негодно для хорошего, то своею непригодностью для лучшего ясно показывает пригодность для худого. Итак, посему-то Господь с «небесе приниче на сыны человеческия». А таковое слово предуказует Господне сопребывание с людьми в то время, когда предводителям в неверии, священникам, фарисеям, книжникам, с покорностью последовали все. Ибо они хульными своими зубами терзали и поедали народ. Потому сказано у Пророка: «тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, снедающии люди Моя в снедь хлеба»), подобно как и страждущие недугом водобоязни, для которых, если сделается возможным принять в себя воды, для страждущего будет сие врачевством от недуга.
Но они боятся почему-то предлагаемого в спасение, и чуждаются спасающего, по страху не погибнуть, уготовляя себе погибель. Так и иудеи, когда взывает к ним Источник: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет» (Ин. 7:37), поелику чувствилища души были у них предварительно объяты неистовством неверия, «устрашишася страха, идеже не бе страх», отвращаясь от спасительного пития, не зная того, что в роде праведных бывает Бог, дающий «от Сиона спасение Израилю, и пленение людей Своих» от лукаво пленившего нас грехом, снова возвращающий к Себе, когда в веселии и радовании истинный Израильтянин и духовный Иаков.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго
То есть, всех нашел уклонившимися с праваго пути и возлюбившими все роды порока.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 3-6 Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго (ни одного,—там имеется: несть творяй благостыню). Ни ли уразумеют вcи делающи беззаконие, снедающие люди моя в снеде хлеба, Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх
Изъяснение сих слов можно видеть в 13-м псалме. Но там написано убоялись, а здесь устрашились.
Яко Бог разсыпа кости человекоугодников
Человекоугодниками Давид называет здесь иудеев, каковое имя и Христос многократно ставил им в укоризну, когда называл их лицемерами и судящими по наружности. Ибо по человекоугодничеству иудеи говорили в удовольствие, или угодность кесарей: всякий делающий себя царем—противник кесарю; также: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19:12; 15); и к Пилату говорили: если Его отпустишь, то ты не друг кесарю (19:12). Итак, сих то человекоугодливых иудеев кости, или племена, из которых состоит род иудейский, как из костей состоит тело,—сих, говорю, колена рассыпал и рассеял Бог, чтоб были рабами и подвластными всем народам. Или и так, что, когда иудеи истреблены были оружием римлян, мертвые тела и кости их были разорваны дикими зверями, коршунами и другими плотоядными птицами.
Слова Феодорита: Не погрешит тот, кто назовет человекоугодником и Рапсака, который, будучи из рода евреев, изощрял язык свой в богохульстве, думая сим угодить ассирианам. (А равно) некоторые, при Юлиане отступнике, царствовавшем после сего, оставя Бога, были оставлены взаимно и от Него.
Постыдешася, яко Бог уничижи их
Евреи, говорит, у всех народов обратились в стыд и срам, потому что ведут жизнь самую бедственную и суеверную, сделавшись несчастнее всех людей сего мира. А сему они подверглись за то, что Христос уничижил их, сделав их предметом поношения всего мира.
Слова св. Кирилла: О каких костях говорит? о силах учения еллинов и нечестивцев, которые они заключили в своих писаниях. Ибо они находили удовольствие в блеске выражений и в составе слов, за что и называет их человекоугодниками. Но сила учения их, которая выражена именем костей, совершенно истреблена Христом, показавшим ее бездейственною и уничижившим их, то есть, писателей еллинских догматов.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Рече́ безу́менъ въ се́рдцы свое́мъ: нѣ́сть Бо́гъ. Растлѣ́ша и омерзи́шася въ беззако́нiихъ, нѣ́сть творя́й благо́е.
Бо́гъ съ небесе́ прини́че на сы́ны человѣ́ческiя, ви́дѣти, а́ще е́сть разумѣва́яй или́ взыска́яй Бо́га.
Вси́ уклони́шася, вку́пѣ непотре́бни бы́ша: нѣ́сть творя́й благо́е, нѣ́сть до еди́наго.
Ни ли́ уразумѣ́ютъ вси́ дѣ́лающiи беззако́нiе, снѣда́ющiи лю́ди моя́ въ снѣ́дь хлѣ́ба? Го́спода не призва́ша.
Ст.1-5 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
В конец, о Маелефе*, разума Давиду. «Слово о Маелефе, – говорит бл. Феод., – Феодотион перевел: «для ликования»; Симмах: «с помощию лика»; Акила: «при ликовании». Псалом сей заключает в себе одну и ту же мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалмом 13-м; ибо содержание сих псалмов одно. В обоих осуждается хула Сеннахирима и Рапсака, а также провозвещается гибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, какому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: в конец, потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен». По св. Афанасию, «псалом сей воспевает о лике Апостолов и уверовавших во Христа; они возвеселились и возрадовались. Маелеф же толкуется: лик или ликование». Другие относят к Антиоху Епифану или к антихристу. Калмет – к плену Вавилонскому, что, по видимому, подтверждает 7 стих сего псалма.
Ст. 1–6. Эти стихи сходны с стихами 13 псалма 1–6.
* - О Маелефе – υπερ Μαελεθ. В Еврейском: махалет. Махалет (от махалат) означает: хор, лик, а по другим – музыкальный инструмент.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго
См. Толкование на Пс. 52:1