Скрыть
ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 5-6 яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей

Они «не предложиша Бога пред собою», а мне «помогает Бог», возвращающий зло изобретателям злобы, истиною же уничтожающий все, что враждебно истине и иноплеменною с нею. А я, говорит Пророк, возблагодарю Того, в Чье имя спасен, потому что благодарность для меня благо с тех пор, как избавился я от скорбей, и своими глазами увидел уничтожение врагов. Ибо пророческое око увеселяется этим, когда не усматривается более ничего сопротивного добродетели. А по истреблении порока, который, как враг, противостоит добродетели, не останется уже и имени врагов. Ибо кто еще назовется врагом, когда не живет более вражда, но, как говорит Апостол, убил ее Мир (Ефес. 2:14 – 16).

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

«Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою». В Твоей помощи, Владыка, имею нужду я, гонимый неприязненными, которые твердо надеются на великую силу, и желают предать меня смерти. Отваживаются же на сие против меня, потому что не знают Твоего промысла. Сие и присовокупил Пророк, сказав:

«И не предложиша Бога пред собою». Принесши же сию молитву и предуведав, что вскоре подана ему будет помощь, взывает.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

Кто эти чуждые и крепкие? Это – грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою

Чужими и крепкими Давид называет находившихся при Сауле; чуждыми потому, что они были враги его; а крепкими потому, что были сильные в военном искусстве. Или чужими называет зифеев, как чуждых или далеких от истинной и искренней дружбы с Давидом, а крепкими, как соединившихся с царем Саулом.

Слова Великого Афанасия: А наши враги и чужие—суть демоны, злоумышляющие на самую душу. Григория Нисского: Давид говорить о восстании чужих и исканий души его со стороны крепких во зле, над которыми не начальствует Бог, но тот, кого надобно представлять с противной стороны (диавол). Исихия: Чужды все те, которые не мыслят о том, что Божие, хотя б они были родственники и друзья и братья. Посему то часто не стыдятся злоумышлять против нас и родственники, как чужие на чужих. Ибо кто сделал себя чужим для Бога, не гораздо ли более отчуждится и от закона природы? А крепкими называет сильных во зле, которые приобрели столь сильную и упорную порочность, что злоумышляют и на самую душу, устрояя нам не только чувственную, но и умственную смерть.

И не предложиша (представили) Бога пред собою

Это: не представили, означает то, что означенные враги Давида не представили в уме Бога пред собою и запрещающим не делать ему никакого зла.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

Здесь объясняет те опасности, от которых избавлен быть желает, и под именем чуждих разумеет Зифеев, которые по внешнему виду казались быть ближними, но по внутреннему расположению сердца были враги и чужие: а под именем крепких означает Саула и сообщников его, коих безчеловечие и лютость не могли иначе быть удовольствованы, как токмо смертию невиннаго человека. Ибо вся причина гонения и ненависти состояла в том, что Саул опасался, дабы Давид когда-нибудь не воцарился, и потому желал предать его смерти: и хотя ведал, что Давид был невинен, но желание удержать царство в своем поколении делало то, что и самая величайшая несправедливость казалась ему справедливостию. Следующия за сим слова, и не предложиша Бога пред собою, означают, что ни те, ни другие стража Божия пред очами своими не имели: ибо первые, то есть Зифеи, милость цареву предпочли закону Господню; а сии, то есть Саул и сообщники его, желание царствовать предпочли правде, которую Бог паче всего царям хранить повелевает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   я́ко чу́ждiи воста́ша на мя́, и крѣ́пцыи взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га предъ собо́ю.
Ст.5   ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою.

Под чуждыми Давид, конечно, разумеет Зифеев, которые по внутренним расположениям своим были чужды и враждебны Давиду, а под крепкими – Саула и его воинов; они старались погубить Давида – искали души его.
А причиною сего искания было то, что они не предложиша Бога пред собою, т.е. ни те, ни другие не имели страха Божия пред очами своими, действовали по внушению одних злых страстей своих.
 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

«Чужие восстали… и сильные ищут души моей». - Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; «сильные» - это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. «Душу мою» - мою жизнь; враги стремились погубить Давида. - «Не имеют Бога пред собою». Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами - желанием выслужиться пред Саулом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

Чуждии – зифиты, так злобно и жестокосердно поступившие с Давидом, как обыкновенно поступают с израильтянином только чужеземцы, язычники. Следов., в слове чуждии нет основания к возражению против подлинности надписания. Крепцыи – Саул и его приверженцы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–5 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою

Изречениями сих стихов псалмопевец молится о том, чтобы Господь услышал молитву его, не оставил бы без внимания молитвенных слов, исходящих из уст его, причём однозначащие выражения: услыши молитву и внуши глаголы – употребляет для выражения усиленно напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной. Далее объясняет причину побудившую его к особенно усердной молитве о помощи Божией: яко чуждии восташа на мя. Под именем чуждих разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду, с которыми у него не было ничего общего, а крепкими называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – не предложиша Бога пред собою, а действовали исключительно по внушению своих страстей.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible