Скрыть
ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

Так Писание не обращает внимания на точность показаний времени. Ибо пророчество и о будущем многократно поведывало, как о прошедшем, и о бывшем, как об ожидаемом, что можно видеть и в сем псалмопении к концу его. Не сказал Пророк: воззрит, но «воззре око мое на враги моя». Из сего дознаем, что для Бога нет ничего ни будущего, ни прошедшего, но все в настоящем, так что при речениях о Божией силе, имеют ли они какое значение прошедшего или будущего, понятие не выходит из пределов настоящего. Посему вступившей на путь знойный и тесный и обративший в бегство скопище Зифеев, говорит Богу: во имя Твое совершилось наше спасение, и в Твоем владычестве имеет силу суд наш во благо, и всегда будет это. А за сие Пророк призывает Божий слух выслушать благодарения, сказуя о восстании чуждых и сильных в злобе, о взыскании души его теми, кем предводит не Бог, но противник Божий.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-9 Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

«Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе». А я, говорит Пророк, научен Твоею благодатию, что сподобишь меня промышления Твоего; а тем бедствиям, какия уготовлялись мне, подвергнешь устроявших оныя, и произнесешь на них правдивый приговор. Ибо сие означают слова: «истиною Твоею потреби их; волею пожру Тебе». Сподобившись сей милости, со всем усердием принесу угодныя Тебе жертвы. И описывая самый род жертвоприношения, Пророк присовокупил:

«Исповемся имени Твоему Господи, яко благо. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Принесу Тебе жертву хвалы, исповедуя благодеяния Твои, потому что сие и мне полезно, и Тебе угодно. Справедливо же сделать сие мне, избавившемуся от опасностей всякаго рода и узревшему погибель врагов.

Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя eси

Буду, говорит, благодарить Тебя, Господи; потому что благодарность есть дело доброе, как говорит в другом месте: благо исповедать Господа (Пс. 91:2). За что же буду благодарить Тебя? За рассеяние и уничтожение брани, которую теперь имел учинить против меня Саул, и за побуждение его обратиться войною против других. Кто благодарит благодетеля, тот, по словам Исихия, на будущее время сделает его еще щедрее.

И на враги моя воззре око мое

Давид, как пророк, предвидя умственным оком души поражение, которому имел подвергнуться Саул вместе с (другими) врагами его—иноплеменниками зифеянами, говорит сии слова пророчески, что глаза мои воззрели на врагов моих. Здесь только не достает того, что имели они потерпеть и, следовательно, сие должно быть подразумеваемо так: воззрело око мое против врагов моих на то, чего я желал, или на то, что они имели понести, как мы и в 34-м пс. изъясняли такой вид опущения.

Такой же образ опущения и такую же мысль имеют и следующие слова: Бог мой явит мне на врагах моих (Пс. 58:11).

Так изъясняется этот псалом буквально и исторически. Но и мы можем читать его против злых духов, которые чужды Богу, как отступники и противники Его. Они же и крепки во зле, как бестелесные и мировладыки.

Слова Григория Нис. Не сказал: на врагов моих воззрит, но воззрело око мое, из чего мы научаемся тому, что для Бога нет ничего, ни будущего, ни прошедшего, но все в настоящее время существует. А я, говорит, буду благодарить тому имени, которым спасся, ибо благодарность—добро (буду благодарить) за то, что избавился от бедствий и усмотрел очами истребление врагов. Пророческий взор увеселяется тем, что на стороне противной добродетели ничего уже не видно. Так как по истреблению порока, который противостоит добродетели на подобие врага, уже не останется и имени врагов. Ибо как может кто либо называться врагом, когда вражда не находится в живых, но убил ее мир, как говорит Апостол. Слова Феодорита: Достигнув, говорит, сего, я со всем усердием принесу Тебе жертву хвалы, рассматривая Твои благодеяния. Ибо это и мне полезно и всем получающим от Тебя помощь и Тебе по сердцу. Такого дела самая справедливость требует от того, кто освободился от многоразличных несчастий и увидел погибель врагов.

Серафим Саровский, прп. (†1833)

яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое.

От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая… иский кого поглотити (1Пет. 5:8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правых сердцем (Пс. 10:2).

Поучения

Евфимий Зигабен (†1118)

Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя eси

Буду, говорит, благодарить Тебя, Господи; потому что благодарность есть дело доброе, как говорит в другом месте: благо исповедать Господа (Пс. 91:2). За что же буду благодарить Тебя? За рассеяние и уничтожение брани, которую теперь имел учинить против меня Саул, и за побуждение его обратиться войною против других. Кто благодарит благодетеля, тот, по словам Исихия, на будущее время сделает его еще щедрее.

И на враги моя воззре око мое

Давид, как пророк, предвидя умственным оком души поражение, которому имел подвергнуться Саул вместе с (другими) врагами его—иноплеменниками зифеянами, говорит сии слова пророчески, что глаза мои воззрели на врагов моих. Здесь только не достает того, что имели они потерпеть и, следовательно, сие должно быть подразумеваемо так: воззрело око мое против врагов моих на то, чего я желал, или на то, что они имели понести, как мы и в 34-м пс. изъясняли такой вид опущения.

Такой же образ опущения и такую же мысль имеют и следующие слова: Бог мой явит мне на врагах моих (Псал. 58:11).

Так изъясняется этот псалом буквально и исторически. Но и мы можем читать его против злых духов, которые чужды Богу, как отступники и противники Его. Они же и крепки во зле, как бестелесные и мировладыки.

Слова Григория Нис. Не сказал: на врагов моих воззрит, но воззрело око мое, из чего мы научаемся тому, что для Бога нет ничего, ни будущего, ни прошедшего, но все в настоящее время существует. А я, говорит, буду благодарить тому имени, которым спасся, ибо благодарность—добро (буду благодарить) за то, что избавился от бедствий и усмотрел очами истребление врагов. Пророческий взор увеселяется тем, что на стороне противной добродетели ничего уже не видно. Так как по истреблению порока, который противостоит добродетели на подобие врага, уже не останется и имени врагов. Ибо как может кто либо называться врагом, когда вражда не находится в живых, но убил ее мир, как говорит Апостол. Слова Феодорита: Достигнув, говорит, сего, я со всем усердием принесу Тебе жертву хвалы, рассматривая Твои благодеяния. Ибо это и мне полезно и всем получающим от Тебя помощь и Тебе по сердцу. Такого дела самая справедливость требует от того, кто освободился от многоразличных несчастий и увидел погибель врагов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

Доказывает от последствия, что Бог есть благ: понеже скоро услышал раба Своего, и чудным образом избавил от належащия скорби и печали. Следующия за сим слова, воззре око мое на враги моя, или потому сказал, что телом находился тогда на горе высокой, и видел отступление Саула по причине нашествия иноплеменников: или потому, что духом пророческим восхищен был на высоту Божественнаго зрительства, при помощи коего мысленно видел врагов своих лежащих в преисподней. Вижу Бога моего помогающаго мне, и аки в недра Свои приемлющаго жизнь мою для сохранения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.9   я́ко от вся́кiя печа́ли изба́вилъ мя́ еси́, и на враги́ моя́ воззрѣ́ о́ко мое́.
Ст.9   ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.


И на враги моя воззре око мое.
 
Давид сам видел удаление Саула из пустыни Зиф и в будущем, как пророк, созерцал его страшную кончину,
а потому с сожалением об его ослеплении и без всякого страха смотрел на него и его единомышленников.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

и за дарованное спасение я прославлю Его

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» - буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. - «На врагов моих смотрело око мое». Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

Воззре око мое – посмотрело с торжеством на побежденных.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

Враг Давида царь Саул, получив известие о вторжении в пределы Израильского царства филистимлян, оставил преследование Давида и поспешил на защиту своего царства, а Давид чрез это самое получил избавление от належащей ему печали. Примеров подобного избавления от предлежащей скорби и печали у него не мало было и прежде, почему, благодарно прославляя Бога, он теперь исповедует во всеуслышание о своем избавлении от скорби: яко от всякия печали избавил мя еси, и тут же говорит, что он теперь может безбоязненно смотреть на своих врагов: и на враги моя воззре око мое, т.е. после того как я получил от Тебя, Господи, помощь и заступление, говорит псалмопевец, для меня не страшны враги мои; надежда на Твою помощь, которой я не лишусь и впредь, даст мне смелость без страха взирать на всякую опасность, угрожающую со стороны врагов моих. Так объясняется псалом этот буквально, в историческом смысле, в отношении его к Давиду. Но он может быть объясняем также и в приложении к каждому верующему, потому что в таких же стесненных обстоятельствах, в каких находился Давид, может находиться и каждый из нас. Могут быть (и бывают) и у нас враги видимые и невидимые, враги сильные и непримиримые, злобные замыслы которых может отвратить на них же самих (ст. 7) един сильный Заступник наш, Господь Бог. А потому мы, в подобных обстоятельствах, должны поступать так же, как поступал праведный Давид: мы должны молитвенно призывать на помощь против врагов наших Господа нашего Иисуса Христа, Который есть единственный Избавитель душ наших и именем Которого верующие, по обетованию Его, изгоняют бесов (Мк. 16:17). Мы должны благодарственно прославлять Его и исповедовать святое имя Его, и тогда нам не страшны будут никакие напасти со стороны врагов. В изображении страданий праведника, какие он добровольно претерпел со стороны нечестивых врагов его, составитель этого псалма прообразовательно изложил некоторые черты страждущего за спасение людей Богочеловека. По этой причине Святая Церковь христианская и ввела этот псалом, равно как и следующий за ним (54), в состав церковного богослужения, именно, оба эти псалма читаются на шестом часе, который всеми молитвословиями напоминает христианам о крестных страданиях, претерпенных Спасителем за род человеческий в 6-м часу дня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible