Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 2-3 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся
Внуши Боже молитву мою. Приносит различные прошения, умоляя принять их. Ибо говорит, не презри меня слезно молящегося, но вонми ми с благоволением и подай помощь.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 1-7 В конец, в песнех разума, Асафу, псалом. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию
Но как в телесных борьбах подвижники ведут дело не с теми же сопротивниками, которых преодолевали на поприще в молодости, напротив того, по мере возрастающей у них силы, выходят на противоборников, которые больше и ростом и крепостью; а если и этих одолеют, вступают в борьбу с превосходнейшими и их, всегда соразмерно приращению сил своих выбирая для борьбы сильнейших противников; таким же образом и тот, кто много раз отличался победами над врагами, делает победы свои еще более знаменитыми, вступая в битву с противоборниками более знаменитыми и важными.
И поэтому просит Подвигоположника об услышании, говоря: «внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего». Просит также обратить внимание на подвиг его, продолжая речь: «вонми ми, и услыши мя». Указывает в слове на трудности подвигов, описывая печаль, затруднение, смятение сердца, «вражий глас, стужение грешниче», открывая сие Самому Подвигоположнику, как некие поражения, нанесенные на поприще противоборниками, и сверх этого еще «смятение сердца, боязнь смерти, страх и трепет», мрак, объявший всю его жизнь; почему, чтобы преодолеть столько трудностей и стать выше их, для всего этого нашелся один только способ – окрылиться ему крыльями голубиными, и поднявшись ввыспрь, там остановить полет в таком месте, которое, будучи безопасно от всех зол, изобилует дарами Божественными.
См. также Толкование на Пс. 4:1
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 2-4 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми, и услыши мя
Пророк приносит различныя моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно, и подай мне помощь.
возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия, и от стужения грешнича
Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχίᾳ) Божественное Писание называет непрестанное размышление. Симмах перевел сие так: упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от безпокойства, причиненнаго нечестивым. Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованнаго и уготовляющаго смерть благодетелю.
яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми
Симмах выразил сие яснее: впали против меня в нечестие и с гневом воспротивились мне; потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего
Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 2-3 Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя
В 4-м стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значить: внуши и услыши, куда и обратись. Здесь только заметим, что 16-й псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: услыши, потом вонми, и наконец внуши. Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же.
Слова Исихия: С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его.
возскорбех печалию моею (в размышлении моем)
Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих (Пс. 118:48), то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причине размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов (Быт. 24:63).
Слова Исихия: Словом называется возвышение, в котором находился Господь, рассматривая то, что относилось к нам, по причине чего и смущался, видя, что мы дошли до такого безумия, что полагали препятствия подвигам Его для нас. Почти то же говорит и Афанасий (в изд. Своде).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 2-4 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми
Сим предисловием испрашивает Давид благосклоннаго внимания у Бога, и, во-первых, говорит: внуши Боже молитву мою. Потом, дабы и молитва и лице молящагося не были отринуты, обоя препоручает Богу. О молитве глаголет, не презри моления моего; о лице же молящагося присовокупляет: вонми ми, и услыши мя, то есть, милостиво воззри на мя, и благосклонный слух простри. За сим предлагает сущность молитвы, и просит избавить от гонения врагов, по причине котораго скорбел и смущался. Под именем гласа вражия разумеет угрозы: ибо нет сомнения, что Саул не токмо убийством дышал против невиннаго Давида, но и часто угрозы к тому присовокуплял. Стужения грешника то же есть, что неправедное угнетение праведника: грешником нарицает врага не столько для обвинения его, сколько для засвидетельствования невинности своея. Ибо в гонениях великих служит утешением то, ежели человек имеет добрую совесть, и не по грехам своим, но туне гонение страждет. Следующия слова, яко уклониша на мя беззаконие, относятся к умышленным порокам, возводимым на человека невиннаго: а следующия, и во гневе враждоваху ми, означают явное и насильственное нападение на того же несчастнаго человека.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего
Такими словами начинает пророк Давид молитвенную песнь к Богу о помощи против врагов. Многие из людей нередко молятся Богу о таких предметах, которые недостойны Его внимания или не соответствуют Его благопромыслительному попечению о нас, – и такие молитвы Господь не только не исполняет, но и не удостаивает Своего внимания. Просвещенный Духом Божиим, Давид вполне сознавал, какие молитвы достойны внимания Божественного и угодны Богу, а потому и приносил их со всеусердием и с полным упованием на милость Божию. Внуши, говорит он, внимательно выслушай, Боже, молитву мою, и не оставь без внимания предмета моей молитвы, не оставь без исполнения того, о чем прошу, не презри моления моего.