Скрыть
Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, о людех от Святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе

Содержание: За Давидом, когда спасался бегством от Саула, последовали шесть сот мужей, а потом, пришедши в Геф, с честью принят он был иноплеменниками, потому что определили ему на жительство Сикелаг (1Цар. 27:2–6). Но псалом этот можно относить и к лицу Церкви, которая древле, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе написал одержанную за нас победу. Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него язычники.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе

Ибо вот какой новый труд берет на себя Пророк за прежние подвиги. О «людех, – говорит он, – от святых удаленых». Люди же эти – вся полнота человечества, которую удаление от святых заповедей на какое-то великое и беспредельное расстояние, как бы стеною, поставленною в средине, отделило от Бога. Сих-то людей призывает победою над сопротивником, в награду подвигов назначая спасение погибших; почему заслугу сию выставляет на столпе в неизгладимых письменах памяти, увековечивающей событие. Посему победа одерживается «Давиду в столпописание, внегда, – говорит он, – удержаша и иноплеменницы в Гефе». Но чтобы не укрылся от нас смысл, сотканный в этом слове из исторических загадок, повторю сию историю, сократив в немногие слова. Зависть к Давиду при победе его над Голиафом в жестокой душе Сауловой порождена похвалою тех, которые, ликуя, веселились по причине сей победы. И Саул всеми способами, и тайно, и явно, уготовлял Давиду смерть: то скрытно строил ему козни, то, в след за сим, явно принимался за оружье и восставлял на него подданных. Но после многих, многократно деланных Саулом покушений на жизнь Давида, наконец пришедши к Зифеям, Давид поселился в одном городе у иноплеменников, добровольно принявших его к себе. Там жил он с своими сподвижниками, имея при себе двух законных жен, из которых одна была Израильтянка, а другая, быв прежде женою одного из владетелей на Кармиле, по смерти его стала сожительницею Давидовою. Вот что содержит в себе история.

Посему то, что Давид удержан у иноплеменников, не означает, что удержание сделано с худым намерением, ибо не то было на деле; а напротив того означалось сим исполненное любви и дружеское расположение, ибо Гефеи поселяют у себя изгнанного из земли отечественной. Итак, что же? Ужели это сын Иессеов Давид – человек от человеков, столько преуспел своими подвигами, что весь человеческий род, удаленный от Бога за преступление святых заповедей, снова призвал к Богу и показал ему гадательный смысл столпописания? А кто столпописанием наименует Писание Богодухновенное, тот не погрешит. Или не явствует из самой связи истории, что столько велик Тот, Кто стал вне пределов естества, населил город у иноплеменных Себе, нашел Себе покой в двояком браке, взяв одну супругу из Израильского рода и другую с ложа иноплеменников, так что, если слово о Нем надлежит привести в большую ясность, то Он есть вместе Победитель и Жених. Ибо, как сильный в брани, преодолел имеющего державу смерти, и тем неисчетный народ, содержимый в аде, извел на свободу; а когда народ Израильский по зависти и ревности устремился на убиение Его, удерживается Он по благорасположению иноплеменниками, и у них созидает град, разумею Церковь; и здесь-то утверждает царство Свое Изрекший подчиненным Сауловым: «отимется от вас и, царствие, и дастся языку творящему плоды его» (Мф. 21:43). В этом-то граде есть несколько и благорожденных Израильтян, по пророческому изречению, в котором сказано: «в Церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (Пс. 67:27), ибо начавшее слово веры, проповедники истины, основатели Церкви, разумею учеников и Апостолов, были «от источник Израилевых. Князи Иудовы», говорит Пророк, «владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли» (Пс. 67:28). Сими признаками и указаниями пророчество предъозначает родовые отличия учеников. Между ними и «Вениамин юнейший, во ужасе» обученный тайнам, от семени Авраамова и колена Вениаминова, Божественный Апостол Павел. Впрочем, если и повествуется, что Царь имеет в сожительстве Израильтянку, то больше любима им Авигея, с которою сожительствовал сперва обитатель Кармила Навал, по прозванию – «человек зверонравен» (1Цар. 25:3), суровый горец, стригущий овец, по смерти которого жена сия сожительствует с царем и делается матерью царей.

Итак, надписание псалмопения заключает в себе столько таин, означая победу над людьми, «от святых удаленными», и за успехи над иноплеменниками воздвигнутый столп, который начертанными на нем письменами держащимся иудейского неверия служил в укоризну, а спасающимся верою – в путеуказание к добру и в образец. Самые же изречения псалмопения, как мне более кажется, относятся не столько к пришедшему от Давида царю, сколько к самому Давиду, борцу с пороком и делателю добродетели.

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе

И надписание показывает, что смысл псалма есть двоякий, соответствующий как самому Давиду, так и народу соделавшемуся пленным и принужденному жить в земле чуждой; потому что страдания сходны. И те служили Вавилонянам, людям иноплеменным: и Давид, бежав от Саула, жил вместе с иноплеменниками. Должно же знать, что Давид дважды приходил в Геф: в первый раз, будучи почтен за врага, потом подвергшись опасности и притворившись изступленным, был отпущен и спасся бегством; и в другой раз, приобретя доверие жителей Гефа, пребывал у них, наслаждаясь миром. Настоящий псалом написан Давидом, когда в первый раз подвергался он в Гефе опасности.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, о людех от святых удаленных (о народе, удаленном от святилища), Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе.

Как псалмы имеющие надпись: «разума», сряду поставлены один за другим; так и имеющие в надписи: «в столпописание» псалмы стоят сряду один за другим. Первый из таких есть настоящий псалом. Народом в нем, по мнению Феодорита, называет (Давид) народ Иудейский, который, как находившийся в Вавилонском плену, называется удаленным от святилища, то есть, от Иерусалимского храма. Надписывается: «в конец» потому, что содержащаяся в нем о народе иудейском пророчества уже приближались к концу или исполнению. Под народом разумеется народ или просто все люди, удаленные на время от святых мужей, как плененные грехами. В надписи говорится «о людех» вместо: от лица народа. К сему приложена и вторая надпись, именно: Давиду в столпописание и прочее, почему содержание сего псалма двояко. Мы сказали прежде, касательно 83 псалма, что Давид, убегая Саула, пришел в страну Гее к царю Анхусу; но поелику узнан был людьми Анхуса, убоявшись сего, притворился юродивым и за свое юродство, быв отпущен царем, чудным образом избавился от опасности, как повествует о том 1-я книга Царств в главе 12-й. Тогда то Давид написал сей псалом, который не только соответствует тогдашним его страданиям, но и тем страданиям, которые имел испытать после сего народ иудейский. О сем благодеянии Божием, состоящем в спасении жизни его, желая проповедовать всегда, Давид сделал надпись на сем псалме: в столп с надписью, иначе—в неизгладимое писание, каковую надпись он заимствовал по подражанию у тех, которые надписывают некоторые слова на каменных или медных столбах для всегдашней памяти и напоминания.

Григорий Нисский говорит, что сей псалом может быть произносим и от лица церкви, которая в древности была удалена от святых во время своего идолопоклонства и служила демонам, а теперь избавлена от мысленных врагов чрез родившегося от семени Давидова по плоти (Христа), Который и произвел брань за нас и как бы на столпе написал приобретенную нами победу. Ибо тогда и чести удостоили Его иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него из язычников. Ибо Христос есть тот, Который вышел из пределов Иудеи, составил Себе город у иноплеменников (как Давид, Секелаг) и покоится в сугубом браке, приняв в свой чертог одну из дочерей народа израильского (как Давид дочь Саула), а другую из иноплеменных (как Давид Авигею, жену Навала Кармильского), т. е. церковь из Иудеев и язычников. Сказывается также этот псалом и от лица Христова об Иудеях. Евсевий, замечает, что Давид ходил к Анхусу царю Гефскому дважды; в первый раз, когда оставшись один притворился юродивым, и таким образом избавился, а второй раз, когда Анхус просил его и дал ему место Секелаг, где он жил 4 месяца с 600 мужей, с двумя женами и всем семейством своим; как о том свидетельствует 1 Царст. в главе 27-й. Итак, кажется, что сей псалом изречен Давидом не в тот первый раз, когда ходил к Анхусу и для спасения своего притворился юродивым, по какому случаю написал 33 псалом, но во второй раз, когда иноплеменные удержали его в своем отечестве Гефе и почтили его, дав ему, как сказал выше Евсевий, место для жительства.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом

Надписание и содержание: В сем надписании заключается, во-первых, материя или содержание псалма: потом творец и превосходство его, как явствует из первой книги Царств, гл. 24, где пишется, что Давид, бегая от Саула, ищущаго убить его, пришел к Анхусу, царю Гефскому, дабы испросить покровительства его; но иноплеменники приняли его за неприятеля, и у себя яко пленника удержали. По сей причине Давид притворил себе безумие и, сим образом от руки их избавяся, пришел в пещеру некую, где обрел подобных себе несчастных изгнанников до четырех сот мужей. От сея истории извещаемся, что люди, от святых удаленные, суть те четыреста мужей изгнанных, кои не могли ходить во храм Божий, но с Давидом семо и овамо скитаяся, укрывалися. Творец и превосходство псалма явствует из оных слов: Давиду в столпописание, что значит надпись, на столпе изсеченную для вечныя памяти.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   Въ коне́цъ, о лю́дехъ от святы́хъ удале́нныхъ, Дави́ду въ столпописа́нiе, внегда́ удержа́ша и́ иноплеме́нницы въ Ге́ѳѣ, псало́мъ.
Ст.1   Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе



Бл. Феодорит в сем надписании видит указание на два отдельные события, именно о Вавилонском плене, когда Евреи удалены были от святых мест, и о пребывании Давида в Гефе, где его задержали Филистимляне, и где он для своего спасения должен был притвориться иступленным. (1Цар.21:10).
Св. Афанасий разумеет другое пребывание Давида в Гефе, когда Давид, сопровождаемый 600 мужами и своим семейством, был принят иноплеменниками с честию, потому что ему определили на жительство пограничный город Секелаг (1Цар.27:2,6). «Но псалом сей, – говорит св. Афанасий, – можно относить и к лицу Церкви, которая, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых; но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе написал одержанную за нас победу».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в гефе, псалом.

По надписанию псалом написан Давидом во время бегства от Саула к филистимлянам в Геф, где узнали в нем недавнего победителя Голиафа, а потому, вероятно, относились к нему подозрительно. Последнее обстоятельство могло побудить Давида притвориться пред ними сумасшедшим (См. 1Цар XXI:10 и дал.). - «О голубице, безмолвствующей в удалении» - указывает или на положение Давида во враждебной стране как одинокого и беззащитного изгнанника, т. е. является кротким, образным выражением, обозначающим тогдашнее внешнее и душевное состояние Давида, или указывает на мотив исполнения - по образу песни, начинающейся этими словами.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом

По указанию надписания псалом этот имеет отношение к положению Давида, изображенному в 1Цар. 21:11-16. Преследуемый Саулом, Давид убежал к филистимлянам, которые однако скоро узнали в нем победителя Голиафа, так что и здесь угрожала ему опасность жизни и только хитростью он избежал смерти. Давид мог молиться словами нашего псалма, после того как гефяне уже схватили его, но еще не отправили к Анхусу. Псалом направлен не только против враждебных филистимлян, но и против Саула и его приверженцев, так как они собственно повергли его в настоящую опасность. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, о людех, от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом

В этом надписании указывается: а) на имя составителя этого псалма, б) на то обстоятельство в жизни Давида, которое послужило поводом к составлению псалма, и в) отчасти на его содержание. Составителем этого псалма всегда признаваем был псалмопевец и царь израильский Давид, что и означают слова: Давиду в столпописание. Последнее – славянское изречение (в греч., от – то же, что: «или», в лат. tituli inscriptio) преосвящ. Порфирием с греческого переведено также столпописание, а потому по-русски и значит не что иное, как надписание над псалмом имени составителя его, каковое есть «Давид». Выражение столпописание взято от обычая древних делать для всегдашней памяти на столбе, или на камне, надпись имени победителя или того лица, которое совершило что-либо особенное, важное.

Псалом этот можно назвать молитвой, в которой Давид прежде всего изливает пред Богом жалобу свою на врагов, изо дня в день преследующих и угнетающих его (ст. 2-3); затем выражает твердое упование на Бога, чрез которое он совершенно освобождается от страха, наводимого на него множеством врагов его, постоянно злоумышляющих против него (4–6). В этих чувствах надежды и крепкого упования на Бога, он находит особую причину для прославления Господа. Злоумышляя против Давида, враги его собираются и прячутся, чтобы ближе наблюдать за всеми движениями его, чтобы выждать более удобный случай уловить душу его (7). Поражая их гневом Своим, неужели беспричинно, или ни за что, Господь отвергнет их (8)? Тебе, Господи, говорит Давид, известна вся жизнь моя, и все слезы мои пред Тобою, как бы записаны в книге у Тебя (9). Когда я призову на помощь Господа, враги мои обращаются назад, и тут для меня ясно, что Господь за меня. А это и служит мне предметом для всегдашнего прославления Господа Бога (10–13), Который избавил меня от смерти, очи мои от слез и ноги от преткновения, чтобы я мог благоугождать Ему во свете живых (14). Под людьми, от святых (т.е. от святыни храма Господня) удаленными, Давид разумеет, конечно, себя и всех тех несчастных изгнанников из отечества, которые присоединились к Давиду после того, как он возвратился от Анхуса, царя гефского, у которого думал укрыться от преследований царя Саула (1Цар. 21:10–11), и с которыми он скитался по горам и пустыням палестинским. От святых удаленные – это те четыреста мужей-изгнанников, которые не могли ходить в храм Божий, но скитались вместе с Давидом туда и сюда, укрываясь от гонения Саула (1Цар. 23:13).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible