Скрыть
Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Помилуй мя Боже, яко попра мя человек. Говорит это или Давид о Сауле, или кто-либо из святых по причине скорбей, какие имеют они в мире. А нередко и падший наш человек выдерживает трудную эту брань, весь день воюемый и попираемый сатаною. Ибо, хотя псалом упомянул о человеке, однако же дает тем разуметь самого сатану (который в божественном Писании часто называется человеком), или кого-либо из воинствующих с сатаною. Впрочем, прилично это воспеть и язычникам, которые долгое время обольщаемы были сатаною и терпели от него брань по злоумышлению демонов, что Давид яснее дает уразуметь в последующих словах.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми». «Попраша мя врази мои весь день». Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день, т. е. непрерывно, непрестанно.

«Яко мнози борющии мя с высоты». Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо «высотою» дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием.

Евфимий Зигабен (†1118)

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек.

Попрал здесь значит то же, что сокрушил; и если это слово сказывается от лица плененного вавилонянами народа, то человеком называется вавилонский царь Навуходоносор; а если сказывается со стороны находящихся во грехах, то человеком называется диавол, ибо так часто называет его и священное Писание, и особенно Исаия (гл.31, 3), по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского. Так и Господь в притче о плевелах назвал диавола врагом человеком: враг—человек сделал это (Матф. 13,28). А если сказывается от лица Давида, то под человеком разумеется Саул, а слово попрал значит унизил, как в следующем месте: то не гораздо ли больше тот, кто Сына Божия попирает (Евр. 10,29), то есть, уничижает.

Тот же Григорий Нисский: Как во время нечаянного нападения какого либо разбойника или человекоубийцы призывают на помощь друзей, когда не могут избавиться от опасностей, так и здесь (Давид), находясь в борьбе с человеком (а называя человеком, выражает сим много объемлющим словом все страсти природы), призывает помощь свыше, сказывая, что он попирается врагом, и от целодневной брани изнемогает и скорбит: ибо не один тот, кто сплетается с ним бранью, но под одним человеком разумеется все множество врагов. Афанасий: Это говорит в скорбях от мира и каждый святой. Исихий: Многократно и наш человек подвергается сей ужасной брани, в продолжении всего дня будучи побораем и попираем сатаною.

Весь день боря стужи ми (ведет брань и теснит меня).

Говорит, весь день вместо: всякий великий день; называется диавол ведущим брань в том смысле, что восстает на меня и докучает мне различными скорбями душевными и телесными.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты

Пророк начинает псалом молитвою, испрашивая милости у Бога. Жалуется на Саула и на других премногих домашних врагов, от которых претерпевал неправедное гонение, и когда хотел уклониться от них, впал в другую тяжчайшую напасть у иноплеменников, от которых с превеликим трудом свободяся, еще принужден был, яко изгнанник и нищий, в пещере укрываться. Нарицает прикровенно Саула человеком, дабы противоположить человека Богу, аки бы рекл: к Тебе, о Боже, прибегаю: Ты меня помилуй, понеже человек попирает мя. На небо взираю, понеже от земли презрен есмь, ко Господу взываю, понеже сослужители и раби гонят, и не ныне токмо вред причиняют, но издавна озлобляют, и никогда отдохнуть не дают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   Поми́луй мя́, Бо́же, я́ко попра́ мя человѣ́къ: ве́сь де́нь боря́ стужи́ ми.
Ст.2   Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.


Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек
, т.е. Саул, которого Давид не называет по имени из уважения к его царскому достоинству.
Весь день боря стужи ми.
Весь день
Симмах перевел: «всякий день». Т.е. помилуй меня, Боже, потому что Саул попирает, как бы топчет меня, беспрестанно враждуя, угнетает, притесняет меня.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми.

Помилуй меня, Господи, так как я отовсюду окружен врагами, ищущими погубить меня

«Человек хочет поглотить меня». Словом «человек» Давид обозначает филистимлян, среди которых ему пришлось вращаться и которые не могли быть благосклонно настроены к нему, как недавнему победителю Голиафа. Они могли подозрительно относиться к нему и видеть в нем шпиона со стороны враждебного к ним еврейского народа, а потому зорко следили за его словами и поступками.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты

Так молитвенно взывает к Господу Богу псалмопевец, быв угнетен каждый день и со всех сторон преследующими его врагами. Попра мя (от слова «попрати» – «попирать, топтать») значит то же, что «сокрушил», или «готов уничтожить меня». Боря значит: «нападая, воюя». Стужи то же, что «стеснил, замучил». Прося милости у Бога или защиты от врагов, псалмопевец прежде всего говорит здесь об одном, главном враге и именует его человеком, под каковым наименованием разумеет Саула, а не называет его по имени, из уважения к его царскому достоинству и почитая в лице его помазанника Божия. Он жалуется, что враг этот готов «поглотить» (в пер. с евр.), уничтожить его (попра мя); ежедневно нападая и преследуя (весь день – всякий день – боря), докучает и мучит меня различными скорбями душевными и телесными. А далее (следующий стих) говорит он о многих врагах, ежедневно притесняющих его с высоты: мнози борющии мя с высоты. Последнее выражение (с высоты) различно переводится и объясняется. Но, как более соответствующее и согласное с обстоятельствами положения отношения врагов Давида к этому последнему, нужно принять то объяснение: что враги Давида – сообщники Саула царя занимали высокое положение при дворе царя и потому действовали против Давида со властью и силой непреоборимою, как те враги на войне, которые, занимая позицию на высокой горе, бросают стрелы, или меткие выстрелы, в противников своих, находящихся внизу и лишенных возможности с равной силою отражать эти выстрелы. Таким образом, в этих стихах св. Давид говорит так: помилуй и защити меня, Господи Боже мой, от сильного врага моего, ежедневно нападающего на меня, притесняющего до такой степени, что готов он уничтожить меня. Защити меня и от того множества врагов, которые в сообществе с главным врагом, пользуясь высотою положения своего и сильною властью, ежедневно усиливаются как бы поглотить, уничтожить (попраша) меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible