Скрыть
Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпопиcaниe

Содержание: Настоящий псалом имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше же сказать, с ясностью излагает, какой был конец восставших на Спасителя.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

Как тот псалом имел превосходство пред другими псалмами, так этот имеет преимущество пред тем, который имеет превосходство пред прочими. И о победе сего псалма свидетельствует надписание: «в конец». Но мне кажется, в рассуждении сей победы слово свидетельствуется не столько поражением противников, а напротив того, более обилием благ. Надписание же читается так: «в конец, да не растплиши, Давиду в столпописание». Сколько раз об этом подвижник великодушия Самим Подвигоположником провозглашается, что он увенчан за сию победу! А, может быть, и сам Дух Святый нередко чудесным образом приемлет на Себя сей глас, так как оный выше сил человеческих и выходит из пределов естества. Ибо сказать подобное сему свойственно только естеству бесплотному и невещественному, которого не касается ни одна из человеческих немощей. А кто человек, кому по естеству существенна раздражительность, – и тот терпит зло от неполучившего ни малейших поводов к злу, даже от удостоенного многих и великих благ, тем самым, кому оказал добро, из за пустого начальства, за сделанное в его же пользу, доводится до пресельничества, принужден стать беглецом из собственного дома, до смерти гонимый облагодетельствованным, по трудности жизни переходя с места на место, вселяется в пустынях, укрывается на вершинах гор, выпрашивает себе убежище у иноплеменников, бедствует от недостатка в самом необходимом для жизни, многое терпит, живя под открытым небом; неоднократно бывает в опасности утратить жизнь от гонителя, который однажды стремился из своих рук убить его копьем, даже дом, в котором жил, чтобы не избежать ему смерти, занял своими оруженосцами; потом всюду разведывал, у кого поселился, чем питается, где теперь, к кому переходит. И когда терпевшему все это двукратно представлялся удобный случай убить врага: Саул, однажды в пещере неосмотрительно впадал в руки Давиду, а в другой раз в шатре погружен был в сон, Давид же стоял над спящим и убийством гонителя мог вполне удовлетворить своему гневу; тогда и сам он не поднял руки, и порывающемуся на умерщвление говорит: «да нерастлиши». Вот изречение, подлинно свойственное Богу, – изречение, воспрещающее губить человека!

Поэтому, как делающие явственные на камнях надписи, глубоко вырезывают очертания букв, много раз водя резцом по изображениям; так Дух Святый на столпе нашей памяти приводит в большую ясность и видимость сие важное для нас изречение, чтобы письмена сии, ясно и неслитно в нас отпечатленные, могли быть прочитываемы во время страданий. Сие-то, думаю, было целью в домостроительств Святаго Духа – предшествовавшие преспеяния святых мужей поставить в путеводство жизни тем, которые будут в последствии, так как подражание приводит нас к равному и подобному благу. Ибо когда душа готова отмстить огорчающему, и кровь в предсердии кипит от раздражения на оскорбившего; тогда воззревший на этот столп, какой воздвигнут Давиду Духом Святым, и прочитавший на нем слова, какие Давид изрек о намеревавшемся убить его, без сомнения, утишит в душе смятение помыслов, усмиряя страсть желанием подражать в подобном деле.

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

И сей псалом заключает в себе ту же мысль; потому что описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву, и старался уловить Давида. Прилагается же опять к надписанию: «да не растлиши»; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание

Настоящий псалом, по словам Афанасия, имеет одно содержание с предстоящим ему и следственно и написан божественным Давидом в след за ним; почему и получил одинаковую с ним надпись, которой изъяснение можешь видеть там.

Слова Григория Нисского: Опять присовокуплено: «Да не растлиши». Поелику, как бы имея его в своих руках (Давид Саула), не захотел убить его и не только сам не поднял на него руки, но и (другому), усиливавшемуся убить его, сказал: не губи. Это, очевидно, как бы некий Божий глас, возбраняющий погубление сего человека. Посему как значительнейшие люди, делая на камнях начертания, вырезывают глубоко посредством ваяния чертежи букв, часто водя по исчерченным местам резцом; так и Дух Святый посредством частого повторения более и более ясно и открыто в памяти нашей как на столби начертывает сие великое изречение, чтобы сделавшись напечатленным в нас ясно и неслитно, во время страданий сие писать могло быть читано нами и чтобы мы, взирая на оное как бы на столп терпения, не поддавались и не ослабевали.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

Надписание: В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, Давидова песнь златая. Сия надпись протолкована выше.

Содержание: Давид, укоряя оклеветавших его пред Саулом, просит Бога, дабы защитил его, и пророчествует о их падении.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   Въ коне́цъ, да не растли́ши, Дави́ду въ столпописа́нiе.
Ст.1   Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида



«Настоящий псалом, – говорит св. Афанасий, – имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше сказать, с ясностию означает, какой был конец восстававшим на Спасителя».
«Псалом сей, – говорит бл. Феодорит, – описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву и старался уловить Давида. Прилагает же опять к надписанию: да не растлиши; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание.

Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов (4-5 ст.), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

Псалом этот по характеру своему сходен с предыдущим и последующим псалмами (поэтому и надписание их одно и то же, да не растлиши); подобно им, он также, кажется, относится ко времени Саулова гонения. Саул и придворные его считали Давида узурпатором, преследование его признавали справедливым против него судом, себя же фактически – судьями (ср. 2Цар. 24:13). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

1. В коне́ц, да не растли́ши, Дави́ду в столпописа́ние.
1. к исполнению. Не погуби. Давиду. В столпописание. (перевод автора)
 

Псалом 57-й, по характеру основному – также обличительный, однако заметно отличается от других, в этом ему подобных, тем, что в нем псалмопевец о себе вовсе не говорит, как и не жалуется, как обычно, на вражду лично к нему и гонения. Зато укоризн и, так сказать, отпора грешникам в нем даже больше, чем в предшествующих псалмах подобного рода. – Судя по началу, написание псалма было вызвано похвальбой нечестивых его современников о своей деятельности (может быть, по типу самовосхваления со стороны Авессалома собственным судом по сравнению с судом престарелого отца его). Псалом 57-й и начинается с требования – „правая судить‟, если есть правда в словах их. И в ответ им, таким „критикам‟, псалмопевец указывает, что в самом сердце их – беззаконие, которое и творят они на земле. И уже с дней младенчества отчуждились они (от Божия закона), предавшись лжи в словах своих. И при этом и ярость этих беззаконников – „по подобию змиину‟ по проникающей ее злобе и непокорности их, в отношении к каковым свойствам он и сравнивает их со злостно-ядовитым аспидом, затыкающим уши свои, и не поддающимся „обаванию обавающаго‟, даже и со стороны человека премудрого.

Голосом праведного гнева, псалмопевец далее и возвещает им, всем таким закоснелым грешникам, кару свыше Бог Сам сокрушит (оскаленные, как у хищных зверей) зубы их, как сокрушаются мощные члены львов. В ничто обратятся они, как вода мимотекущая, от которой ничего не остается. Огонь падет на них, и как воск, растают они. Во гневе Он пожрет их, прежде нежели малый терн обратится в кустистый рамн, т. е. раньше, чем грехи малые вырастут у них в великие пороки. И тогда, говорит Давид, возвеселится праведник, видя такое заслуженное мздовоздаяние человеческому нечестию и злобе, ибо он с чувством нравственного удовлетворения скажет: „значит, есть плод праведности. Итак, есть Бог судящий на земле‟.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание

Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2–4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5–6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9–10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11–12).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible