Скрыть
Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение. Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут этим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же «умыет» должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои (Пс. 25:6).

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Потом Пророк говорит: «возвеселится праведник, егда увидит отмщение», не тому радуясь, что другие гибнуть, но когда в сравнение с их положением приведет он свое, тогда ублажит себя за благоразумие, по которому не делал того, за что, как видит, отмщено грешникам; да и чистоту собственных рук лучше усмотрит при сравнении с окровавленными руками грешников. «Руце свои», сказано, «умыет в крови грешника». Знаем же, что не для иного чего моем руки, как для того, чтобы водою свести с них скверну; а обагрение кровью не очищает прежде бывшей скверны, напротив того, само делается скверною. Посему, как белый цвет при сличении с кровью делается виднее; так и чистота рук праведника, при сравнении с руками противника, оказывается более блистательною. Невероятное ныне, а именно, что в понесших добровольно труды за добродетель есть некое приобщение совершеннейшего, тогда обнаружится на опыте. Кто увидит сие, тот скажет: вероятно, что правдивым судом Божиим уготован был праведнику плод. Смотри, на какие высоты взошло слово!

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Веселится же рачитель добродетели, видя, что делатель греха наказуется, веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровию обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от его лукавства. Ибо не кровию умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником.

Евфимий Зигабен (†1118)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение

Праведным Давид называет здесь несправедливо подвергающегося злоумышлениям: он, говорит, будет радоваться не о падении злого или грешника, но о правосудии Божием, то есть, что Бог не презирает обижаемых, но защищает их, помогает им, чтобы не потерпели вреда чрез ропот на божественный промысл по малодушию и немощи и не отчаялись.

Руце, свои умыет в крови грешника

Человек, говорит, праведный умоет руки свои, увидя кровь грешника; а это должно понимать не так, что будто праведник погрузит руки свои в кровь грешника, что как бы чрез кровь его покажет невинность свою. Мы сказали уже, каким образом умываются в 25 псалме, при изъяснении слов: умыю невинными (делами) руки мои. Златоуст и некоторые другие говорят, что когда кровь грешника прольется, праведник очистит свои руки, то есть свои действия, сделавшись благоговейным и внимательным по причине страха. Итак, праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, и сам сделается осторожнее по случаю наказания грешника и умыет руки свои, то есть, очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью.

То же самое подтверждаем и Феодорит, говоря: ибо не кровью омываются, но по причине крови, как не имеющий никакого сообщения с ним. Так и Пилат, умыв по некоему обычаю руки, сим показал, что, как он думал, он не причастен убиению Христа, но безвинен, не причиною оного и совершенно чист. Некто говорит: праведник увидит чистоту рук своих наиболее из сравнения с осквернением грешников кровью: и сие то значит выражение—умоет руки свои в крови грешника. Итак, как белый цвет более бывает явствен из противоположения черному; так и чистота рук праведников оказывается блистательнейшею из сравнения с противным (у Никиты). Слова Афанасия: праведники, говорит, видя во время праведного суда изверженных демонов связанными, возвеселятся о сем праведном суде Божием, так как они окажутся незаслужившими наказания. Златоуста: Праведник тогда радуется, как избежавши геенны; он также радуется и о настоящей защите: ибо о сей защите ныне, то есть, о наказании, как приносящем пользу грешникам, праведник прилично веселится (в изд. Своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Когда, глаголет, все то сбудется, что сказано о погибели нечестивых, тогда праведник восторжествует и возрадуется; но возрадуется не о том, что увидит отмщение, но что узрит правосудие Божие, и умыет руки свои, не кровию грешника обагряя, но очищая себя от подобных грехов и наказания. Ибо под именем крови часто в Священном Писании разумеется грех и наказание за пороки.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.11   Возвесели́тся пра́ведникъ, егда́ уви́дитъ отмще́нiе: ру́цѣ свои́ умы́етъ въ кро́ви грѣ́шника.
Ст.11   Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.



«Веселится же рачитель добродетели, видя, что делатель греха наказуется; веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровию обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровию умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником» (Бл. Феодорит).
«Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут сим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же: умыет должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои» (Пс.26:10. Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле!

«Омоет стопы свои в крови нечестивого» - образ взят из военных действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл выражения - пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся победителями.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

11. Возвесели́тся пра́ведник, егда́ уви́дит отмще́ние, ру́це свои́ умы́ет в кро́ви гре́шника.
12. И рече́т челове́к: а́ще у́бо есть плод пра́веднику, у́бо есть Бог судя́ им на земли́.


Единый по содержанию, псалом 57-й можно разделить на три части. Из них первая (ст. 2–6, Пс. 57:2-6) посвящена характеристике самоуверенных „сынов человеческих‟ (припомнить противопоставление таковых сынам Божиим‟ в книге Бытия, Быт. 6:1-5), беззаконствующих с самого младенчества своего и даже не уступающих и змее ядовитой в бессильной злобе и ярости своей. Часть 2-я (ст. 7–10, Пс. 57:7-10) описывает наказание этим грешникам от Бога – до степени явной и полной гибели их, даже еще до окончательного созревания испорченности их. И, наконец, 3-я (ст. 11–12, Пс. 57:11-12) передает голос нравственного удовлетворения праведников при виде такого проявления правосудия Божия над нечестивцами.
 

11. Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: омоет руки свои в крови грешника.
12. И скажет (греч. – „человек‟): „итак, значит, есть плод праведнику. Значит, есть Бог, творящий им суд на земле!‟ (перевод автора)


Когда, говорит, все то сбудется, что сказано о погибели нечестивых, тогда праведник восторжествует и возрадуется: но возрадуется не о том, что само по себе отмщение приятно ему, но что узрит он правосудие Божие, и умыет руки свои, не кровью грешника обагряя, но очищая себя от подобных грехов и наказания. Под именем крови часто в Священном Писании разумеется грех или наказание за пороки (Ириней).

 То есть: когда нечестивые наказаны будут, тогда и праведник возвеселится, и всякий человек, видящий сие, скажет: что если правда некоторый плод приносит, как и поистине приносит, – то плод оный есть самый величайший, потому что Бог – верховный всех Судия – не оставляет грешников без наказания, а праведников без награждения… Имя земли ясно оттеняется потому, что в те времена нечестивые люди, почитая счастье за божество, господствующее в мире, заключали владычество Бога на одном только небе.
 

1-я слава VIII-й кафизмы.
 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника

Праведником св. Давид называет здесь человека, подвергающегося злоумышлениям и ревнующего о добродетели, таковой, говорит он, возрадуется, когда увидит, что все сказанное им о погибели нечестивых (ст. 7–10) исполнилось, но возрадуется не о том, что увидит себя отмщенным (таковое понимание было бы противно учению Слова Божия), а о том, что совершится правосудие Божие, преграждающее нечестивым беззаконные пути их и все способы их злодеяниям, – самым делом праведник убедится тогда, что Господь Бог защищает обижаемых и помогает им, чтобы не потерпели они вреда чрез ропот на Божественный Промысл, по малодушию и немощи, и не отчаялись (Зигабен) [7, с. 449]. «Веселится рачитель добродетели, – говорит блж. Феодорит, – видя, что делатель греха наказуется, веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровью обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, а умывает при виде крови (в греч. над кровью), как не имевший никакого общения с грешником» [6, с. 266–267]. Так и Пилат, умыв по некоему обычаю руки, этим показал, что, как он думал, он непричастен убиению Христа, но безвинен, и совершенно чист. Сказанное: умыет, по словам св. Афанасия, должно разуметь о невинном, по реченному в другом месте: «Умыю в неповинных руце мои» (Пс. 25:6) [3, с. 194].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible