Скрыть
И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Убо есть Бог судия им на земли. Речение «убо» употреблено вместо речения «подлинно». Убо есть Бог судия им. Исповедуют, что подлинно праведен произнесенный на них Божий суд.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли» Речение: «убо» (ἄρα) употреблено здесь в смысле утвердительном. И Пророк говорит, что всякий, видя, как живущий злочестиво подвергается наказанию в сей жизни, исповедует, что Бог есть, что Он назирает все, что ни делается, премудро всем управляет, и праведным уделяет соразмерные их трудам плоды, а избравших противное наказывает и налагает на них достойныя их казни.

Евфимий Зигабен (†1118)

И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Каждый, говорит, благоразумный и доброжелательный, видя, что обижаемый человек помощью Божиею победил своего обидчика, рассуждая о том в самом себе, скажет: следовательно есть польза человеку от правды, так как по истине помощь Божия и наказание от Бога обидчиков его есть для него плод; следовательно праведник упражняется в добродетели не напрасно; и следовательно есть Бог, который и в настоящей жизни судит их, то есть, как других людей, так и того самого, который так мыслит и чрез сие рассуждение делается пламеннее и ревностнее в добродетели.

Некто говорит: Частица: αρα здесь есть положительная, а не означающая сомнениие или вопрос, не есть выражение колеблющегося, но уверенного и верующего и как бы исповедующего, что праведный имеет плодом любви своей к Богу—пощаду от Него и попечение. Ибо когда он защитником своим Богом спасается, а грешник за него наказывается; то следовательно есть плод праведнику. Посему - αρα здесь тоже, что ωντος сказываемое по уверенности и утвердительно, а не с сомнением. А выражение: судящий их—иные изъясняют и относят к праведникам, то есть: Итак, есть Бог, Который и здесь судит праведников, помогая им и защищая их, а равно наказывая и осуждая злых, неправедно поступающих с праведными (у того же). Слова Феодорита: Это αρα —здесь решительное. Он говорит, что, видя жившего в нечестии еще в сей жизни наказуемым, всякий сознается, что Бог есть, и что призирает на дела и, мудро управляя всем, праведным воздает приличные плоды, а на избравших противное собирает наказания и низведет казни. Слова Златоуста: Итак, хотя и есть здесь плод праведнику, впрочем прилично выражается сомнительно—не утверждая. Ибо и праведники здесь не все находят плоды трудов своих, то есть, воздаяния. Из слов сих явствует, что отец сей принимает союз αρα за означающей сомнение и недоумение. Впрочем, быть может, первый союз: αρα употреблен не решительно и в виде вопроса: ли, а второй—утвердительно, вместо: итак.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли

То есть: когда нечестивые наказаны будут, тогда и праведник возвеселится, и всякий человек, видящий сие, скажет, что ежели правда некоторый плод приносит, как и по истине приносит, – то плод оный есть самый величайший, потому что Бог, верховный всех Судия, не оставляет грешников без наказания, а праведников без награждения. Он судит и тех и других, то есть, как злых, так и добрых: добрым воздавая должныя почести за их добродетели и за претерпенныя бедствия, а злым – должныя казни за их злодеяния; убо есть Бог судяй им на земли. Имя земли ясно изображается для того, что нечестивые люди, почитая счастие за божество, господствующее в мире, заключают владычество Бога в одном токмо небе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12   И рече́тъ человѣ́къ: а́ще у́бо е́сть пло́дъ пра́веднику, у́бо е́сть Бо́гъ судя́ и́мъ на земли́.
Ст.12   И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»



Т.е. видя наказание нечестивых и награды праведным, люди исповедуют, что есть Бог, есть праведный суд на земле, есть награды благочестивому и возмездие нечестивому. (Бл. Феодорит и Св. Афанасий)

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что «есть Бог, судящий на земле!», что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли

Давид же и всякий праведник возрадуется в виду такого наказания врагов его и такой победы (умовение рук в крови побежденных) и торжественно заявит, что на земле есть Праведный Бог.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

11. Возвесели́тся пра́ведник, егда́ уви́дит отмще́ние, ру́це свои́ умы́ет в кро́ви гре́шника.
12. И рече́т челове́к: а́ще у́бо есть плод пра́веднику, у́бо есть Бог судя́ им на земли́.


Единый по содержанию, псалом 57-й можно разделить на три части. Из них первая (ст. 2–6, Пс. 57:2-6) посвящена характеристике самоуверенных „сынов человеческих‟ (припомнить противопоставление таковых сынам Божиим‟ в книге Бытия, Быт. 6:1-5), беззаконствующих с самого младенчества своего и даже не уступающих и змее ядовитой в бессильной злобе и ярости своей. Часть 2-я (ст. 7–10, Пс. 57:7-10) описывает наказание этим грешникам от Бога – до степени явной и полной гибели их, даже еще до окончательного созревания испорченности их. И, наконец, 3-я (ст. 11–12, Пс. 57:11-12) передает голос нравственного удовлетворения праведников при виде такого проявления правосудия Божия над нечестивцами.
 

11. Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: омоет руки свои в крови грешника.
12. И скажет (греч. – „человек‟): „итак, значит, есть плод праведнику. Значит, есть Бог, творящий им суд на земле!‟ (перевод автора)


Когда, говорит, все то сбудется, что сказано о погибели нечестивых, тогда праведник восторжествует и возрадуется: но возрадуется не о том, что само по себе отмщение приятно ему, но что узрит он правосудие Божие, и умыет руки свои, не кровью грешника обагряя, но очищая себя от подобных грехов и наказания. Под именем крови часто в Священном Писании разумеется грех или наказание за пороки (Ириней).

 То есть: когда нечестивые наказаны будут, тогда и праведник возвеселится, и всякий человек, видящий сие, скажет: что если правда некоторый плод приносит, как и поистине приносит, – то плод оный есть самый величайший, потому что Бог – верховный всех Судия – не оставляет грешников без наказания, а праведников без награждения… Имя земли ясно оттеняется потому, что в те времена нечестивые люди, почитая счастье за божество, господствующее в мире, заключали владычество Бога на одном только небе.
 

1-я слава VIII-й кафизмы.
 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли

Изречения этого стиха представляют заключение или следствие из предыдущих стихов. Праведник верил в силу добродетели и во всемогущество Бога, управляющего и судящего во всем мире – на небе и на земле, а потому и надеялся на помощь Божию. И вера его оправдалась, упование оказалось не напрасно: нечестивые наказаны, а праведник, видя их наказанными, а себя защищенным от всех их наветов и козней, восторжествовал и возвеселился. И всякий человек, смотря на это, или видя наказания нечестивых и награды праведным, скажет: да, есть плод от веры и добродетельной жизни, и есть Бог, есть и праведный суд Божий не только на небесах, но и на земле, награждающий праведных и воздающий нечестивым за их нечестие и беззакония.

Итак, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя, он шествует по земле как герой и как победитель вступает во врата неба, множество гонителей своим тщетным преследованием, своей злосчастной участью довершают его торжество.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible