Скрыть
Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2-3 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

Аще воистинну убо правду глаголете. Поелику собрались против Спасителя, как защитники Закона, то пророческий Дух справедливо повелевает им, если только заботятся о правде, судить право, т.е. справедливо. Но они не судили справедливо, намереваясь предать смерти неповинного и праведного. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли. Хотя слова хороши и показывают, что стоите за Закон, но сердце исполнено горечи, а подобно сему и дела исполнены беззакония.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-4 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу

Но величие того, кто с успехом восшел на степень сего псалмопения, а именно, сколько стал он выше достигнутого прежде величия, можно усмотреть и из самых речений псалмопения. Ибо не жалуется уже, что попирают его враги, не призывает в помощь себе милосердия, но, став выше сего, как бы с высокого какого подзорного столпа, живущим внизу в междугории, при самой подошве жизни человеческой, с обличением взывает, говоря следующее: что говорите и делаете вы, о человеки? правду ли произносите вы? по правоте ли ведете суд? вижу, что сердца ваши на земле, и всякое сердечное движение есть уже дело, а не мысль. Вместе с тем, как появляется зло в разумении, и руки немедленно соединяют с мыслями дело. Для большей ясности, своими словами заменив несколько псаломских речений, изложил я читаемое так: «аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии: ибо в сердце беззаконие делаете на земли: неправду руки вашя сплетают». Потом, негодуя на лишивших себя спасения, Пророк присовокупляет следующие за сим речения, говоря: «отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии

Слова сии обращены к Саулу, который поклялся не преследовать, и вопреки клятвам ополчился. Будь, говорит Пророк, судиею того, что делаешь; и, как тебе поверяю суд, то произнеси приговор правый и справедливый.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Главным образом и предварительно сии слова относятся к Саулу и его сообщникам, а за сим относятся и ко всем подражателям лукавства Саула. Итак, Давид говорит: говорите ли вы сообщники Саула, а мои враги, истинную правду, и мыслите ли в самых себе здраво, что вы справедливо преследуете меня, как наветника своего, то сами будьте в том судьями и правым судом судите, иначе—сделайте правое и верное определение о сем, скажите, за какое дело вы признаете меня худым и преследуете меня.

Феодорит присовокупляет причину, по которой Давид сказал сие. Саул поклялся не преследовать более Давида, но потом преступил клятву сию, восстал на него войною. Нисский, поясняя сии выражения, говорит: Люди! что вы говорите и делаете? правда ли то, что вы говорите? по правоте ли вы производите суд? Но я вижу, что сердца ваши и всякое движение сердечное суть земные, есть дело, а не мысли, ибо тотчас, как только составилось зло в мысли, с мыслями посредством рук соединялось и дело. Слова Афанасия: Поелику, защищая закон, собирались против Спасителя, то справедливо Дух заповедует им сие пророческое слово: заботятся ли они о том, чтобы судить праведнику правоты, то есть, право? Но они (иудеи) не судили право, потому что хотели убить невинного и праведного.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Давид, предваряя врагов своих вопросом, показывает, колико надеется на свою невинность. Ибо когда человек смело просит свидетельства от стороны противной, тем показывает, что в деле его нет никакого сомнения: иначе было бы дерзко и безразсудно в сомнительном деле призывать противника во свидетели. Таким образом, будучи благонадежен на свою совесть, смело и свободно выходит на среду, отражая безсовестныя клеветы врагов собственным их признанием. Аки бы сказал: я вас самих имею свидетелями невинности моей, но вы злоумышленными клеветами беззаконно озлобляете меня. Как вам не совестно и не стыдно невиннаго человека так мучить и оскорблять? Под именем сынов человеческих разумеет здесь советников и наперсников Сауловых, которых он под видом законнаго суда призывал к себе для осуждения невиннаго Давида. Нарицает же сынами человеческими может быть из презрения, отъемля прикровенно честь, которую наружными только словами отдал им. В самом деле были они разбойники паче, нежели судии, как увидим из следующих слов:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   А́ще вои́стинну у́бо пра́вду глаго́лете, пра́вая суди́те, сы́нове человѣ́честiи.
Ст.2   Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?



Давид, сознавая себя невинным, обращается с сими словами к Саулу и его советникам, и их делает судиями в своем деле. Будьте сами судиею того, что вы делаете, и сами произнесите правый приговор о том, справедливо ли вы меня гоните? (Бл. Феодорит). 
По св. Афанасию – речь эта обращена к врагам Христовым, которые казались ревнителями правды и закона; но судили несправедливо».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния

Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Поэтому Давид взывает к ним: если вы действительно судьи, как выдаете себя (правду глаголете), то судите справедливо. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

2. А́ще вои́стинну у́бо пра́вду глаго́лете, пра́вая суди́те, сы́нове челове́честии.

Единый по содержанию, псалом 57-й можно разделить на три части. Из них первая (ст. 2–6, Пс. 57:2-6) посвящена характеристике самоуверенных „сынов человеческих‟ (припомнить противопоставление таковых сынам Божиим‟ в книге Бытия, Быт. 6:1-5), беззаконствующих с самого младенчества своего и даже не уступающих и змее ядовитой в бессильной злобе и ярости своей. Часть 2-я (ст. 7–10, Пс. 57:7-10) описывает наказание этим грешникам от Бога – до степени явной и полной гибели их, даже еще до окончательного созревания испорченности их. И, наконец, 3-я (ст. 11–12, Пс. 57:11-12) передает голос нравственного удовлетворения праведников при виде такого проявления правосудия Божия над нечестивцами.
2. Если вы точно воистину правду говорите, то по справедливости суди́те, сыны человеческие! (перевод автора)

Взятый сам по себе, стих этот можно понимать двояко, в зависимости от того, в изъявительном или повелительном наклонении понимать слово „судите‟ (су́дите или суди́те). Принятое, и славянское – с ударениями, чтение разумеет это слово в первом виде, т. е. наклонении изъявительном, и тогда понимается стих этот здесь, как подтверждение правильности разбираемого суда человеческого. Однако, все содержание псалма, начиная со следующего же стиха, присоединяемая союзом ибо, идет против этого, раскрывая, как не только уста их, но и самые руки „неправду сплетают‟. Поэтому слово „судите‟ лучше читать, как призыв к правому суду, т. е. в повелительном наклонении.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида (1Цар. 19:1). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. ст. 3-4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible