Скрыть
Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои

Ярость их по подобию змиину. Яростью называет душу, о которой говорит, что она подобна змию в раю, под личиною дружелюбных слов внесшему смерть. А поелику иудеи, подобно сему говоря: Равви, и: Учителю, и: вемы, яко от Бога пришел eси, и произнося подобные тому слова, совещались предать Христа на распятие, то по сему самому изображены в подобии змия. Яко аспида глуха и затыкающаго уши своя. Не змию только можно уподобить их, но аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей и потом отложить свою ярость. Говорит же это, потому что иудеи, по слову Исаии, отягчили слух свой, чтобы не слышать им словес Господних (Ис. 6:10).

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Их раздражительность подобна ярости отца лжи, этого первого змия, «яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра». Ибо свойство этого зверя таким заметили мудрые в этом, а именно, что, воспылав яростью, задерживает в гортани дыханье и не движется от задержания в себе воздуха, раздуваясь как мех, так что напрасными и недействительными остаются все каким либо естественным противодействием смягчающие зверей средства, какие изобретены мудрыми в подобном сему. А сим Пророк дает разуметь, что сердце одержимых пороком, когда учители предлагают им врачевание, остается непослушным.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

«Ярость их по подобию змиину». В памятозлобии и злокозненности подражают они змию.

«Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои:» «иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра». Затыкают уши подобно аспиду, который делает сие обыкновенно от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленнаго так называемым мудрецом. Ибо премудрым Пророк назвал здесь в несобственном смысле тех, которые заговаривают зверей, как именование сие употребляется в изречениях: «мудри суть, еже творити злая» (Иер.4:22); и: «где премудр? где книжник» (1Кор.1:20)? Так называет их Писание не как истинно мудрых, но как по мнению некоторых таковыми признаваемых. Поелику блаженный Давид, хотя много убеждений делал Саулу, называл себя рабом, а его господином и царем, и самыми делами доказывал, что не желает смерти его, однакож не убедил Саула прекратить вражду: то весьма прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои

Ярость их по подобию змиину

Историки говорят, что змей, разгневавшись на кого либо из людей, не оставляет никогда своей ярости, доколе не причинит зла сему человеку, или сам ускорит себе смерть, как говорит Григорий Нисский. Такой то, говорит, ярости злых подобна ярость упомянутых врагов моих, как всегда враждебная мне.

Нисский говорит: не сказал просто: οθεως потому что (Саул) как бы не сего зверя изображал в себе, но с прибавлением (к слову: οθεως) члена: του, каковое гадательными сими изображениями указывает на первообразное зло. Ибо древний оный змий, обманувши Еву, притворился имеющим сладкую и дружескую беседу,… а в сердце своем составлял беззаконие и к делам присовокупил неправду и таким образом причинил смерть. Справедливо говорится и о Сауле, что он по сердцу был таков же, то есть, по виду ярости был подобен прежде сказанному змию, по причине лицемерия и притворной своей беседы; ибо, называя Давида сыном и поклявшись, что не будет преследовать его, приготовлял ему смерть. Так, по словам Афанасия, и Иудеи, говоря: равви и учитель, также: знаем, что Ты от Бога пришел, умыслили предать Христа кресту.

Яко аспида глуха и затыкающего уши свои

Давид переносит здесь уподобление ярости к аспиду, говоря, что ярость прежде сказанных врагов его подобна ярости аспида, который не глух по природе, но нарочно делается глухим, почему и присовокупил, что он сам заграждает у себя уши, а за сим сказывает и время, когда он делается глухим.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Пророк, далее продолжая свою жалобу, во-первых, описывает лютую злобу врагов, которая подобна была злобе ядовитых змиев. Потом яснее изображает хитрость и коварство их, уподобляя глухим аспидам, которые на глас обавающих затыкают уши свои; аки бы сказал, что они суть не из простаго рода змиев, но хитростию своею превосходят даже и самых хитрейших аспидов, знающих, как предостерегаться от наветов волхвователей. Ибо под именем премудраго в сем месте разумеется человек, искусный в волшебной науке, или очарователь зверей. Впрочем, истинно ли то, или баснословно, что повествуется о аспиде, затыкающем уши свои, дабы не слышать обавателя, – сие не относится к сущности псалма. Ибо Давид берет здесь подобие от вещи, как о ней простые люди мнят и повествуют, ниже похваляет такого рода людей, но паче охуждает. Господь во Евангелии хотя и взимал подобия иногда от судии неправеднаго, который ни Бога не боялся, ни людей не срамлялся (Лк. 18:2); иногда от строителя лукаваго, который раздав имение господина своего, многих другов себе приобрел (Лк. 16:3); иногда от человека, который, нашед сокровище на селе чужом, немедленно купил его, дабы одному сокровищем оным воспользоваться (Мф. 13:44), – однако не похвалил Господь ни неправды судии, ни лукавства раба, ни хитрости сребролюбца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   Я́рость и́хъ по подо́бiю змiину́, я́ко а́спида глу́ха и затыка́ющаго у́ши свои́,
Ст.6   и́же не услы́шитъ гла́са обава́ющихъ, обава́емь обава́ется от прему́дра.
Ст.5   Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
Ст.6   и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.



Иже не услышит гласа обавающих , обаваемь обавается от премудра .
«Здесь враги Саула уподобляются аспиду по памятозлобию и злокозненности», говорит бл. Феодорит. Аспид есть вид змия, водится в Египте и имеет около двух футов длины; яд его весьма силен и причиняет смерть немедленно, если член, им зараженный, не отсекается, а потому аспида припускали к преступникам, осужденным на скорую смерть. Искусство заклинания змей, как видно из этого места, известно было при Давиде. Под обавателями разумеются заклинатели, под премудрым – знахарь, – заклинатель, заговаривающий змия.
Но на аспида заклинания не производят никакого влияния, он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои, и противится всем средствам премудрого или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги, они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра.
«Затыкают уши, подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом». Так поясняет бл. Феодорит и под аспидом разумеет Саула. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду; «однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов».
«Св. Афанасий разумеет неверных Иудеев, уподобившихся аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей, и потом отложить свою ярость».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Эти судьи - нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям

Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои

Вслед за тем Давид изображает лично враждебных ему противников людьми, которым злоба так сказать прирождена, которые ядовиты, как змеи, и ожесточены, как аспиды, глухи к заклинаниям преследуемой невинности. Ярость с евр. «яд»; LXX вместо образа употребили означаемое этим образом злобное, страстное состояние духа (ярость – ядовитые люди). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

4. Очужди́шася гре́шницы от ложе́сн, заблуди́ша от чре́ва, глаго́лаша лжу.
5. Я́рость их по подо́бию змиину́, я́ко а́спида глу́ха и затыка́ющаго у́ши свои́,
6. и́же не услы́шит гла́са обава́ющих, обава́емь обава́ется от прему́дра.


Единый по содержанию, псалом 57-й можно разделить на три части. Из них первая (ст. 2–6, Пс. 57:2-6) посвящена характеристике самоуверенных „сынов человеческих‟ (припомнить противопоставление таковых сынам Божиим‟ в книге Бытия, Быт. 6:1-5), беззаконствующих с самого младенчества своего и даже не уступающих и змее ядовитой в бессильной злобе и ярости своей. Часть 2-я (ст. 7–10, Пс. 57:7-10) описывает наказание этим грешникам от Бога – до степени явной и полной гибели их, даже еще до окончательного созревания испорченности их. И, наконец, 3-я (ст. 11–12, Пс. 57:11-12) передает голос нравственного удовлетворения праведников при виде такого проявления правосудия Божия над нечестивцами.
 

4. Отчудились (от пути истинного) грешники с (материнских) ложесн (с самого рождения), заблудились от чрева, говорили ложь (ложное).
5. Ярость их – по подобию змия, как у аспида – глухого и затыкающего уши свои, –
6. Который не услышит голоса обаятелей (пением заклинающих); зачаровываемый (же) зачаровывается от премудрого (заклинателя). (перевод автора)


Пророк говорит, что враги его упоены были злобой еще от самой утробы матерней, и что вероломство и лютость родились вместе с ними. Сию-то необузданную и несносную злость, которая при всеобщем растлении людей всякого омерзения достойна, оплакивая, Давид жалуется, что она во врагах его царствует, и что он с чудовищами паче, нежели с людьми, имеет дело.
Аки бы сказал, что они суть не из простого рода змиев, но хитростью своей, а наипаче неподатливостью на увещания и упорством, превосходят даже и самых упорных и хитрейших аспидов, умеющих не поддаваться очарованию даже и искуснейших заклинателей. Ибо под именем „премудрого‟ в сем месте разумеется человек, искусным в волшебной науке, или очарователь зверей…

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои

См. Толкование на Пс. 57:04

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible