Скрыть
ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Это подобно сказанному: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53,9).

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-7 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи: без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град

Но благовременно будет изложить кратко мысль, заключающуюся в псалмопении, именно следующую. Пророчество делит речь свою на две. Одна от всего человеческого рода обращена за нас к Богу; другая Приявшим за нас страдание произносится нам. Посему изреченное за нас таково: «изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя, и от делающих беззаконие, и от муж кровей, которые уловиша душу мою, нападоша на мя крепко», не потерпев от нас ничего худого. Ни в чем не погрешил я против них; не учинено нами во вред врагам никакого беззакония, которым бы и огорчились они. «Без беззакония» было первое мое течение. Но вот все, как что было, говорит Пророк, «виждь, и вонми посетити»: не отлагай по человеколюбию отмщения погрешившим, «да не ущедриши», продолжает, «вся делающыя беззаконие».

Потом влагает речь в уста высшему лицу, и как бы от лица Внявшего молитве говорит, что враги сии «возвратятся на вечер» (а это не иное что значит, как то, что изгнаны будут во тьму кромешную; потому что «вечер» – начало и матерь тьмы), и «взалчут яко пес» (у кого нет напутия ко спасению, тех по необходимости будет сопровождать бедствование от глада благ: так взалкал в аде богач, лишенный Божественного орошения; и как не заготовил себе такового блага, то сгорал пламенем). Но «и обыдут град», говорит Пророк. А это, кажется мне, дает разуметь нечто подобное следующему. поелику все ненужное и негодное к употреблению живых, будет ли это труп, или что повредившееся, или какой зловонный гной, выбрасывается вне города; то около сего находятся голодные псы, питающееся выбрасываемою из города нечистотою. Писание, научая сим различию между живущими добродетельно и порочно, означает сие загадочным представлением города, благоприличный и упорядоченный образ жизни называя городом, как бы населяемым добродетелью. А противоположный добродетели порок изображает тем, что вне города, где отыщется всякий грех, который есть какое-то зловонное извержение из образованной жизни, составившееся из гнилых тел и скверного гноя.

Поэтому житель города есть нечто великое и досточестное, подлинный человек, первоначально вложенные в естество черты отпечатлевший в себе жизнью; пребывающей же вне города есть пес, а не человек. Таким образом, по всему видно, как надлежит отличать пса от такого человека, каков он должен быть по естеству, и отличать не по наружному устройству тела, но по разности в жизни. Ибо обитатель доблестного города подлинно есть человек. А кто прилагает старание о зловонном непотребстве и о домогающемся излишестве любостяжании, которое иной назовет в собственном смысле гноем, или о других видах порока; тот, вне оного града блуждая и пресмыкаясь окрест его, сам о себе вопиет, что он пес, из Божья подобия претворившийся в естество псов. Под псами же, без сомнения, разумеешь первороднаго пса, этого плотоядца и «человекоубийцу»), как называет его Писание (Ин.8:44).

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

«Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи». Употребляя всякаго рода ухищрения, покушаются убить меня, надеясь на собственную свою силу; но справедливость требует сперва потерпеть им обиду, и потом домогаться наказания за оную.

«Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи». Нами, говорит Пророк, не сделано им ничего неприятнаго; не имея, в чем бы обвинить меня, замышляют мне смерть.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крецыи

Вот, иначе: как Ты видишь, Господи, враги мои, по намерению своему поймали было меня, когда окружили мой дом, хотя помощь Твоя искупила меня от них. Вот устремились на меня сильные, где сильными называет Саула и бывших с ним по причине богатства и множества, а равно и силы, сообщаемой богатством и великим множеством народа.

Слова Златоглаголивого: Грех уловляет душу, ловит сетьми удовольствия и обманывает на смерть. Строят ловлю и демоны, которые, когда будут иметь в ней удачу, тогда делаются крепкими, то есть сильнее и уже наступательно нападают на нее. Хорошо это идет и к сынам Иудеев, ибо крепкие их, то есть священники и князья клеветою уловили на страдание душу Господа (в изд. Своде).

Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Здесь недостает к полноте мысли: не есть причиною. Причиною, говорит, восстания Саула и сообщников его против меня, не есть ни беззаконие мое, ни грех мой. Ибо я не сделал ни беззакония, ни греха против них, чтоб имели в нем повод к неистовству против меня. А если тебе, читатель, желательно знать, какое различие имеет беззаконие от греха; то знай, что беззаконие есть великое преступление, а грех—малое.

Григория Богослова: Многие из таковых речений сказываются вообще, и не положительно, а отрицательно, как например следующее: ни беззаконие, ни грех мой, где говорится не о действительности его, а о том, что его нет, таково ж и сие: не за правды наши, ибо мы их не имеем.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-5 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи: без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь

Давид, чтоб лучше призвать Бога на помощь, описывает насильственное превозможение врагов. Ибо под именем востают означает не токмо дерзость, или стремительное нападение, но и силы, которыми они превозмогали, угнетая его. В следующем 3 стихе жалуется на неправедную и беззаконную лютость врагов. Потом обоя совокупляет во едино, – то есть, что он и сил не имеет к сопротивлению, и без всякия вины своея претерпевает столь тяжкое и жестокое нападение. Ибо хотя и не без греха был, однако в разсуждении Саула изъемлет себя от всякия вины, и таким образом невинность свою суду Божию препоручает, которая безсовестными клеветами у людей помрачена была. Аки бы сказал: что бы люди ни говорили обо мне, и как бы ни клеветали на меня, но я неповинен; я хранил, сколько возможно было мне, закон человеколюбия во все течение жизни моея, и сколько возможно, исполнил долг человечества.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.4   Я́ко се́, улови́ша ду́шу мою́, нападо́ша на мя́ крѣ́пцыи: ниже́ беззако́нiе мое́, ниже́ грѣ́хъ мо́й, Го́споди:
Ст.4   ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;



Т.е. по отношению к Саулу я не сделал никакого греха и преступления, но Саул и его сообщники гонят меня, уловляют мою душу, т.е. преследуют меня и ищут моей смерти (Бл. Феодорит).
 
 

Душа моя схвачена, сильные напали на меня: снижи беззаконие мое, снижи грех мой, Господи.

 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Настоятельно он просит Бога избавить его от этих несправедливых, кровожадных врагов (Саула и его сыщиков); они как за диким зверем гонятся (уловиша) за ним, невинным.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–4 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи

Врагами и востающими на него псалмопевец называет тех, которые устремлялись на умерщвление его, каковыми были Саул и его военачальники. Их же называет он и делающими беззаконие и мужами кровей, или, что то же – кровожадными, готовыми на пролитие человеческой крови. Изливая на них жалобу пред Богом и прося у Него защиты и избавления от них, Давид говорит: избавь меня, Господи, от врагов моих – от тех, которые делают беззаконие, беспричинно преследуя человека, не сделавшего им никакого зла, и не только они, говорит, преследуют меня, но по зависти и злобе ищут моей души, чтобы, уловив как добычу, умертвить меня. Вот, они уже и уловили было меня, и умертвили бы, если бы не помощь Твоя, Господи, они напали на меня, как крепцыи, как сильные на слабого, но за что напали? Была ли и есть ли хоть какая-нибудь основательная причина для их нападений на меня? Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи – т.е. они ловят меня, как преступника, соделавшего беззаконие, или проступок, но такового я не знаю за собой – ни беззакония, ни греха против них или против закона у меня нет, а потому нет и причины или повода нападать им на меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible