Скрыть
Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

И похвалятся о Тебе любящии имя Твое, яко Ты благословиши праведника, Господи. Поелику ущедряешь рабов Твоих благословением и промышлением Твоим; то посвятившие себя на то чтобы им быть любителями имени Твоего, под Твоею благопопечительностью возвысятся духом, поведая силу Твою. Так говорит и блаженный Павел: хваляйся, о Господа да хвалится (2Кор. 10:17).

Яко оружием благоволения венчал еси нас, то есть, при конце за труды наши даруешь нам венец, ограждая нас им, как некиим оружием.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

«Ибо Ты благословляешь праведника, Господи». Так как многие, имеющие подобное настроение и особенно преданные добродетели подвергаются осуж­дению и осмеянию, то чтобы кто-нибудь из людей более слабых не падал духом, посмотри, как пророк укрепляет душу его: «ибо Ты», говорит, «благословляешь праведника». Какой вред от того, что люди и вся вселенная презирают его, если Владыка ангелов восхваляет его и прославляет? Точно также нет никакой пользы от того, если бы все, живущие на суше и на море, прославляли, а Он не благословлял. Поэтому будем всегда стремится к тому, чтобы Он нас прославил, чтобы Он нас увенчал. Если будет так, то мы станем выше всех, хотя бы мы находились в бедности, хотя бы в болезнях, хотя бы в крайне стесненных обстоятельствах. Так и бла­женный Иов, сидевший на куче нечистот, покрытый гноем ран и бесчисленным множеством червей, терпевший невыно­симые страдания, презираемый рабами, оскорбляемый друзьями, врагами и женою, доведенный до бедности, голода и неисцельной болезни, был блаженнее всех. Почему? Потому, что Бог бла­гословил его, говоря: «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1).

«Благоволением, как щитом, венчаешь его». В заключе­ние пророк опять произносит благодарность, воссылая благо­дарственное славословие Богу. Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, оружие по сердцу Божию, оружие самое бла­гонадежное. Смысл этих слов следующий: Ты оградил нас самою лучшею помощью. Другой переводчик говорит: увенчаешь его (στεφανώσεις αΰτόν) (Акила), относя это к праведнику таким обра­зом: Ты увенчаешь его, праведника, т.е. твое благоволение слу­жит ему вместо оружия и оружия превосходного; или так: Ты ограждаешь праведника самою лучшею помощью, так что ни доблести его не лишаются безопасности, ни безопасность его не лишается славы. Подлинно, кто может быть сильнее, кто доб­лестнее человека, охраняемого вышнею десницею? Этот венец сплетается из милости, как сам Давид говорит в другом месте: «венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102:4). Он сплетается и из правды, как говорит Павел: «а теперь готовится мне венец правды» (2Тим.4:8). Он есть и венец благодати, как другой писатель говорит: «возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч.4:9). Он есть венец славы, как гово­рить Исаия: «будет великолепным венцом и славною диадемою» (Ис.28:5). Этот венец имеет в себе все – и человеколюбие, и правду, и благодать, и славу, и красоту; он есть дар Божий, принося­щий разнообразную благодать. Он есть и венец нетления, как говорит Павел: «те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1Кор.9:25). Таким образом, смысл приведенных слов следующий: Ты окружил нас безопасностью и сла­вою. Таковы дары Божии – крепки и прекрасны; таковы венцы Его. У людей же бывает не так, но кто в славе, тот не в совершенной безопасности; а кто в безопасности, тот не всегда в славе; то и другое у них не легко соединяется, а если и соединяется, то скоро разрывается. Например: люди, облечен­ные властью, знатные и славные, не находятся в безопасности, но потому самому, по величию славы своей, они особенно и стоят на опасном месте; люди отверженные и презренные, находясь в безопасности по своей неизвестности, не пользуются честью, но потому особенно, что находятся в безопасности, не имеют почестей. А у Бога не так, но то и другое, и безопасность и слава, соединяются в высочайшей степени. Поэтому, представ­ляя величие этих благ, и прежде всего то, как велико благо – быть угодным Богу, в чем заключается и оружие, и слава, и безопасность и множество других благ, с терпением будем проходить предстоящий нам подвиг, не будем никогда падать духом и оставаться без оружия. В этом роде войны невоз­можно воину оставлять оружие, но только тогда оканчиваются труды, когда оканчивается зрелище; а зрелище оканчивается тогда, когда душа отрешается от тела. Итак, пока мы в здеш­ней жизни, нам нужно постоянно бороться, и сидя дома, и вы­ходя на торжище, и вкушая пищу, и в болезни, и в здоровье. Даже время болезни бывает особенно временем этой борьбы, когда болезненные чувствования со всех сторон тревожат душу, когда скорби осаждают ее, когда диавол стоит и под­стрекает сказать какое-нибудь недоброе слово. Тогда-то особенно и нужно держать себя в безопасности, ограждаться броней, щи­том, шлемом и другим оружием, и непрестанно благодарить Бога. Это страшные стрелы для диавола, это смертельный удар для злого духа, за это особенно даруются светлые венцы. Так и блаженный Иов, – ничто не препятствует нам опять обратиться к нему, – за то особенно сделался славным, за то стал знаменитым, за то удостоился венца, что он во время иску­шений, болезни и бедности показал неизменную душу и непо­колебимое сердце, и воссылал Богу благодарственные славосло­вия, эту духовную жертву. Жертвою были слова его, которые он произносил: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).

Беседы на псалмы. На псалом 5

Нил Синайский, прп. (†430)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

Сказано: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13). Для праведных одно и то же служит оружием и венцом, так что вооруженный духовно венчается. Ибо и Соломон сказал: «венцем же сладости защитит тя» (Притч. 4:9).

Письма на разные темы. Председателю Аристотелю

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

И «да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них». А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.

«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи». Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведають могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: «хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор.1:31).

«Яко оружием благоволения венчал еси нас». Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: «благоволил еси Господи землю Твою» (Пс.84:2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: «по благоволению хотения Своего» (Еф.1:5), то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

Яко (за то, что) Ты благословиши праведника, Господи

Прославляя его не только в настоящей жизни, но и в будущей, когда Ты скажешь: пpиидитe, благословенные Отца Моего (Матф. 25,34). И так Ты, говорит, благословишь его, а нечестивые его хулят. Этими словами он утешает тех, которые терпят хулы за свою добродетельную жизнь.

Яко оружием благоволения (благоволением как оружием) венчал (оградил) ecи нас

Ты, говорит, Господи, крепко оградил и верно защитил нас крестом Твоим, этим щитом благоволения, т.е. неизреченного Твоего устроения. Или далее: под оружием благоволения должно разуметь надежный и крепкий щит. Выражение это свойственно св. Писанию Ветхого Завета; так говорится: сын силы, вместо сильный, и муж кровей, вместо жаждущий убийства или крови, и человек мира, вместо смирный. Так должно понимать и это, согласно с другими выражениями. Ты защитил нас крепостью Твоею, как щитом славным и крепким. Венец, ведь, именно есть круг, округленный и защищение.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

То есть: похвалятся о Тебе вси любящии имя Твое, того ради, понеже Ты благословиши их, и благословляя благосотвориши, даровав им венец славы, егоже заслуживают. А понеже корень и основание всех благ есть благоволение Божие, избравшее нас прежде сложения мира, от негоже происходит и звание, и оправдание, и благая дела, и самое прославление, сего ради заключает: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас, то есть: возвеселимся, и возрадуемся, и восхвалим Тя, Господи, того ради, понеже вся благая наша, временная и вечная, оттуду проистекают, яко Ты благоволением Твоим (благодатию Твоею, милостию Твоею) аки оружием или аки щитом ограждаеши нас.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.13   Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Ст.13   Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Оружием благоволения венчал еси нас. С Евр.: «благоволением, как щитом, венчаешь его».

«Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, – отвечает св. Злат., – оружие по сердцу Божию, оружие самое благонадежное: – Ты ограждаешь праведника лучшею помощию, Твое благоволение служит ему вместо оружия. Этот венец сплетается из милости, правды, благодати и славы» (Св. Злат.). Или: «Твое благое изволение о нас и великая к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем» (Блаж. Феодор.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

Заканчивает Давид пятый Псалом, как мы сказали, светло и отрадно (стихи: 12–13): свидетельством о блаженно-радостной участи праведных, о том, что «оружием благоволения венчает нас» Господь. Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.

«Так как все благое наше, временное и вечное, оттуду (от Тебя) проистекает, ибо Ты Благоволением Твоим, Благодатию Твоею, Милостью Твоей, аки оружием или щитом, ограждаешь нас».

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Они так противоположны и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовно живущему и внутренне озаренному человеку. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается. Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible