Скрыть
нижѐ пребꙋ́дꙋтъ беззакѡ́нницы пред̾ ѻ҆чи́ма твои́ма: возненави́дѣлъ є҆сѝ всѧ̑ дѣ́лающыѧ беззако́нїе,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие

«Нечестивые не пребудут пред очами Твоими». Здесь он показывает, что Бог ненавидит зло, и научает желающих приближаться к Нему – благоустроять себя, таким образом, потому что иначе невоз­можно быть близко к Богу. Если к человеку доброму не мо­жет быть близок тот, кто отличается от него своими нра­вами, то тем более к Богу. А что злые не могут быть близки к людям добродетельным, послушай, как говорят они о праведнике: «тяжело нам и смотреть на него» (Прем.2:15). Так Иоанн, находясь в темнице и никому не показываясь, был несносен для Иродиады, хотя эта женщина была так далека от него; и после смерти он тяготил совесть того, кто был тогда тираном. Итак, не думайте, чтобы кто-нибудь из живу­щих добродетельно терпел зло, хотя бы на него и нападали злые; терпят зло делающие зло.

Беседы на псалмы. На псалом 5

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:

«Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.

Евфимий Зигабен (†1118)

ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие

Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими

В этих словах, как полагают, содержится пророчество об иудеях, которые, пока оставались верными закону Божию, обыкновенно были удостаиваемы божественного покровительства, напротив как только являлись его нарушителями, тот-час же праведно были отвергаемы Богом.

Возненавидел ecu вся делающыя беззаконие

А это сказано о неверующих в истинного Бога язычниках, не принявших закона Божия. Здесь надобно различать противозаконника от беззаконника: противозаконник это будет тот, кто знает закон, но преступает его: беззаконник же тот, кто вовсе не получил никакого закона. Но мы нередко, смешивая эти два понятая, и противозаконника называем также беззаконником, как не соблюдающего закон. Сказав вообще о грешниках, пророк перечисляет затем в частности и те грехи, которые казались ему в свое время более существенными и главнейшими.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам – каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар. 24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие

Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий

«Не пребудут пред очами» - не будешь наблюдать, оберегать их.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

5:5-7. Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй,
ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.
Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.


Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Во 2-ой части (стихи: 5–7), в противоположность сему, оттеняется, насколько неприемлемы для Господа беззаконницы, коих ненавидит и гнушается Он, и предрекается погибель тех, кто ходит во лжи (ср. Апок.21:8;22:15). Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.

 Стихи: 5, 6, 7 - О беззаконниках. Слова, по-видимому, несвязные и отрывочные, каковые часто употребляют Святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование их, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своей Церкви, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания... А так как нечестие и грехи творятся или словом, или делом, или помышлением, сего ради Пророк обособленно каждый грех и исчисляет: и первое говорит вообще о беззаконниках, то есть злых человеках; потом о говорящих лжу, то есть, о клеветниках; засим о мужах кровей, то есть, о людях бесчеловечных и кровожаждущих; наконец, о людях льстивых, то есть, лукавых и коварных.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь

По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible