Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Tии же всуе искаша душу мою. Вопиет уже на сопротивные силы, жалуясь на то насилие, какое терпел от них, и умоляя предать их вечным казням.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Тии же всуе искаша душу мою». Стараются они умертвить меня, не сделавшаго им никакой обиды.
«Внидут в преисподняя земли». Но знаю, что преданы будут смерти. Потом предвещает и самый образ их кончины.
Евфимий Зигабен (†1118)
Tии же всуе искаша душу мою; внидут в преисподняя земли.
Бог, говорит, помогает мне: враги мои сии напрасно и без всякой причины искали души моей, иначе желали умертвить меня; потому что и они умрут и с смертью снизойдут в ад.
Слова Кирилла: Суетно—поставлено в смысле: несбыточное дело предпринимают ибо не могут похитить того, что охраняется под рукою державною.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 10-11 Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут
Сущность слов сих такая, что враги Давидовы, хотя ныне стоят над его главою, однако скоро падут и погибнут: понеже Бог стремглав низринет их, и не токмо погибели предаст, но и сделает то, что трупы их, без погребения лежать будут на земле. Ибо быть частию лисиц означает то же, что быть на части растерзану и изъедену от зверей. Бог часто угрожает сею казнию людям нечестивым, что на них и сбывается. Они погибши от меча, делаются добычею голодных волков и псов. Бог не удостоивает их даже и погребения. Правда, то же случается иногда и с людьми благочестивыми, так как временныя казни общия суть и злым и добрым: но различие в том состоит, что Бог кости рабов Своих, разсеянныя повсюду, собирает и хранит под верною стражею, дабы ни едина из них не погибла (Пс. 33:21). Но разсеяние костей людей отверженных есть начало вечныя погибели.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-12 Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная
Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге
Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» - в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» - добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. 42:15-16 кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут
Равным образом он несомненно знает, что теперешние враги его бедственно погибнут, между тем как он – царь – на радость всем благочестивым и к посрамлению всех клеветников, спасен будет. Преисподняя земли – представляемый подземный ад, шеол, и здесь самая низшая часть его.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут
Здесь псалмопевец говорит о врагах своих, что они напрасно искали погибели его, с одной стороны, потому, что человек, смерти которого они всячески домогались, не был ничем виновен против них, с другой же – их домогательство его смерти было суетно и напрасно, потому что Сам Господь покровительствовал Давиду, и они не могли не видеть это. И за это они сами, говорит он, подвергнутся страшной участи: внидут в преисподняя земли, т.е. преданы будут смерти и снидут во ад, но смерть их будет необыкновенная: они предадятся в руки оружия и части лисовом будут, т.е. поражены будут вражеским мечем во время войны, и как «большая часть падших на войне не удостоятся погребения, но оставлены будут на съедение хищным зверям (лисовом – лисицам)», говорит блж. Феодорит [6, с. 287], что, по всей вероятности, и было с ними во время несчастной битвы израильтян с филистимлянами (1Цар. 31).