Скрыть
Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! Какие же разумеет дела? Не Божественные ли знамения, и не изгнание ли множества нечистых демонов? Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Обвиняет иудеев в бесчувствии, потому что и величие чудес не привело их к покорности.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои»; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: «во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои», – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои

Как величественно и торжественно поет Псалмопевец, проникнутый вполне чувством неизмеримого величия своего Господа. Ни один языческий певец не в состоянии так воспеть своему призрачному божеству. Какая истина и искренность в словах царя пророка!

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! во (при) множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.

Воскликните, говорит, Богу так: Господи! страшны чудеса, произведенные Тобою в Египте и все, что Ты сделал до них и после них. И поелику Богопознание и вера в Тебя распространилась по всей земле, то посему многие враги истины, убоявшись великой Твоей силы, находящейся в царстве православных, будут притворяться, то есть, лицемерно показывать веру в Тебя. Ибо ложью здесь называет лицемерие, по словам Феодорита и Исихия. И действительно мы находим, что многие еллины и еретики приняли православную веру во Христа по страху и по власти православных христианских царей, равно как многие приняли иудейство по причине угрозы и силы царей Иудейских.

Почему Иосиф в XI-й книге Древностей говорит, что многие из неприятелей— еллинов приняли обрезание притворно исповедуя Иудейство. И повествователь в книге Есфири говорит, что многие другие народы из страха к иудеям обрезывали срам (т.е. тайный член), приобретая себе чрез то безопасность. Слова Афанасия: Как иудеи лгали пред Тобою, хотя и видели производимые Тобою чрезмерные знамения; то вместо их поклонится все множество народов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои

Здесь дает причину, чего ради хощет, дабы все хвалили Бога. А понеже премногие люди с холодностию разсуждают пред другими о похвалах Божиих, сего ради Пророк, дабы сильнее тронуть чувства верных, повелевает и язык и слово обращать к Богу: рцыте Богу. Но дабы и таковое расположение более возвысить в них, глаголет, что врагам только свойственно лгать пред Богом: но и сии трепещут силы Его. Аки бы сказал: ежели де люди злые и лукавые, которые охотно желали бы избежать власти Его, волею и неволею принуждены бывают смиряться пред Ним, то что творити подобает верным, которых Бог не страхом Себе покоряет, но милостию призывает? Ибо здесь подразумевается прикровенное сравнение между добровольным служением, которое оказывают верные, будучи привлекаемы любовию к Богу, и между рабским и принужденным покорением, к которому неверные силою привлекаются. Что бо иное значит лгать пред Богом, как быть покорну не от доброй воли, но по нужде, как сказано во псалме Пс. 17:45? Впрочем, хотя лицемеры многоразличными образы лгут пред Богом, но Пророк не о сем глаголет здесь, а только то показывает, колико сила Божия и самим врагам страшна, когда и нехотящих их себе покоряет.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои

Святой пророк изображает силу Божественного смотрения о Церкви. Он видит, что все восстает на Церковь: и огнь, и вода грозят ей; враги ставят сети, полагают на хребет сынов ее тяжелые ноши. Здесь св. пророк имеет в виду, во-первых, Церковь в рабстве египетском, среди гонений Антиохов, а таинственно Церковь Христову, гонимую от змия, и особенно в первые времена христианства - времена мучеников.

Во всех сих случаях, кажется, враг торжествовал над Церковью, но он обманулся в своих действиях. Бог явил суд Свой; Церковь одержала победу и еще одержит более решительную, когда смерть будет пожерта победою.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои

«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него «множество» силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут тебе врази Твои

Под страшными делами разумея вообще чудеса Божии, псалмопевец научает здесь, как возносить песнопение Богу. Приступая, говорит он, к песнопению во славу Божию, говорите пред Богом во всеуслышание: Господи, как велики и многочисленны чудеса, совершенные Тобою в Египте, и как страшны все дела Твои, явленные и прежде, и после, и всегда творимые Тобою. Чрез них истинное богопознание и вера в Тебя распространяется по всей земле – по множеству силы Твоей солжут, а по переводу с еврейского – «покорятся Тебе враги Твои». Словом солжут выражено здесь, по словам Феодорита и Исихия, лицемерие врагов евангельской истины, которые, убоясь великой силы Божией, являемой в страшных делах Его, и притворяясь верующими, будут лицемерно показывать веру во Христа, каковыми и были, как видно из истории, многие еллины и иудеи, принявшие веру Христову по страху сильной власти православных христианских царей, равно как и многие принявшие лицемерно иудейство по причине угрозы и силы царей иудейских (Эсф. 8:17) [7, с. 495]. Солгавшими Богу признаются также враги Господа Иисуса Христа, оклеветавшие истину воскресения Его из мертвых (Мф. 28:13).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible