Скрыть
Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Обращали море в сушу. Доказательством сему служит то, что уже совершено было, когда море Он изменил в сушу. Симмах выражается так: «преложил море в сушу; перешли реку ногами». Сей Бог, даровавший нам возвращение и спасение, есть Тот самый, Который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел безбедно перейти их. Тамо возвеселимся о Нем. Речением «тамо» означается время. Посему говорит, что с того времени, как воцарится Он в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанною радостью.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами». Здесь переменено время: о прошедшем Пророк сказал, как о будущем. Впрочем другие переводчики удержали и самое время. Симмах говорит так: пременил море в сушу, реку перешли ногами. Сей Бог, дарующий нам спасение, есть тот же самый, который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел прейдти безбедно.

«Тамо возвеселимся о Нем», то есть, при Иордане. Ибо, упомянув о сем и показав, как прешли Иордан предки, присовокупили Иудеи: «тамо возвеселимся о Нем».

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о нем

Вот всемогущество нашего Господа! Какая торжественная истина! Наш Бог, точно, обращал море в сушу и глубокая река оставляла сухим свое ложе, давая возможность проходить сынам Израиля посуху. Никогда, ни один певец языческих богов не в состоянии был возгласить такую торжественную хвалу своему божеству, потому что если он воспевал хвалу ему, то в его песне недоставало самого существенного элемента – истины. Он по необходимости был напыщен в своем произведении, так как должен был вымышлять то, чего на самом деле нет.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Владычествующем силою своею (над) веком.

Там, говорит, то есть, в городе Иерycaлиме, в который идем, будем духовно радоваться о Боге. Под силою Божиею мы разумеем беспредельное и непобедимое могущество Его; а владычествует Бог и над настоящим и над будущим веком, как имеющим бесконечное и далее всех веков простирающееся царство.

Афанасий согласно с Кириллом говорит: Там воцаримся со Христом, когда Он будет царствовать над новым веком, И там возвеселимся о Нем, ибо там Он отрет слезу нашу, там освободит от всякой печали. Слова Феодорита: Там возвеселимся, т. е. при Иордане, как язычники при Божественной купели; ибо и тогда разделился Иордан для народа, и теперь тот же Иордан, приняв Творца и Зиждителя всех, одевает людей спасением.

Очи Его на языки призирает.

Очи, говорит, Божие призирают на народы, потому что Он имеет принять их в наследство и усвоить Себе чрез веру. Итак, знай, иудей, что Бог отнял от тебя посещение свое и обратил оное на народы.

Слова великого Афанасия: Под очами Божиими должно разуметь Апостолов, а под огорчающими иудеев.

Преогорчевающии да не возносятся в себе.

Преогорчевающими здесь называет иудеев, как постоянно роптавших и противоречивших Богу. Пусть иудеи, говорит, не возносятся в самих себе, и не говорят, что, будто, их одних знает и любит Бог, потому что они огорчили Бога. И пророк Иезекииль называет евреев домом огорчающим: не убойся, говорит, лица их, ибо дом огорчающий они (Иез. 3,9). Те же евреи называются огорчающими и в другом отношении, как давшие в пищу Владыки Христу горькую желчь, и во время жажды Его напоившие Его уксусом, смешанным с горькою смирною. Слова пророков загадочны и темны по тем причинам, о которых мы сказали в главе 12-й предисловия сей книги. Читатель, можешь называть еще огорчающими и неприятельские народы и демонов, имея посетителем и промыслителем своим Бога.

Слова Феодорита: Оставшиеся в нечестии еллины много о себе думают, что они не увлеклись множеством. Им то пророческое слово утверждает повеление: Огорчающие пусть не возносятся в себе, ибо они огорчают против себя праведного Судью и привлекают на себя праведное наказание.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о нем

Сими словами, приидите и видите, прикровенно укоряет Пророк почти всех людей за их нерадение, по причине котораго лишается Бог достодолжных Ему похвал. Ибо откуду происходит то, что большая часть людей, сущих в мире, проходит дела Божия слепыми очами, ежели не от того, что едва ли из тысящи един обращает внимание свое на них? Итак, потребно жало, которое бы спящих могло возбуждать. Понеже убо Пророк видел, что люди или суетными занимаются делами, или скитаются по свету для снискания мнимаго просвещения: сего ради увещавает, дабы приуготовилися к видению Божиих дел. Употребляя глагол видите, дает знать, что многие слепотствуют даже и в таких вещах, кои сами по себе ясны. Иначе всуе повелевал бы дела Божия видеть, ежели бы они не были ясны. Притом полагает и самое зерцало Божиих дел, на которое повелевает всем обращать внимание свое, то есть, тот способ, который употребляет Бог во управлении человеческаго рода. Ибо сие на опыте утверждающееся понятие больше нас трогает: сего ради и апостол Павел, в главе Деян. 17:27, сказав вообще о силе Бога, речь свою сюда наклоняет, повелевая каждому в себя войти и здесь искать Бога, яко не далече от нас суща. Следующия слова: коль страшен в советех паче сынов человеческих, или, как в Еврейском тексте изображено, страшен в деле над сыны человеческими – не то означают, что Бог величеством Своим превосходит людей; но что промысл Его, являющийся в творении и в сохранении их, есть зело чуден, как сказано во псалме Пс. 39:6. Следовательно и самые недальновидные люди найдут в себе самих довольно причин, чего ради долженствуют чтить и бояться Бога. За сим от всеобщаго о человеческом роде промысла преходит Пророк к особливому попечению о церкви, упоминая о чудесах, в пользу избраннаго народа соделанных, и глаголя: обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами. В сем члене подразумевается фигура синекдоха; понеже нет сомнения, что сими словами не все исчисляет благодеяния Божии, но вкратце глаголет о безчисленных, что самое и в следующих вскоре за сим словах означает, глаголя: тамо возвеселимся о Нем. И не глаголет: возвеселюся или возвеселихся, но – возвеселимся. Ибо не к себе единому, ниже к единым потомкам своим относит величие благодеяний и чудных дел Божиих, но ко всей церкви, дабы все не о себе самих, ниже о силах своих, но о едином Боге веселилися, и Его неизреченныя милости прославляли. Тако, глаголет, возвеселимся о Нем.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем

Здесь слова приидите и видите имеют такой смысл: обратите внимание свое, народы земные, и размыслите о делах Божиих, о каждом деле, какое совершается Богом, и вы увидите, сколь велик и страшен Господь в советех Своих, т.е. в Своих намерениях и действиях, в тех средствах, какие Он употребляет для спасения людей, – Он страшен в советех паче сынов человеческих, (по пер. с евр.) «в делах над сынами человеческими». Таковые средства употреблены были Им против египтян, когда, побеждая хитрости и сопротивления людей, Он обратил «море в сушу» (Исх. 14:21), и когда чрез реку Иордан как посуху, перенесен был ковчег Завета, а затем и весь израильский народ перешел ногами своими чрез реку (Нав. 3:16–17). Упомянув о сих чудных и страшных делах Божиих, псалмопевец присовокупил: тамо возвеселимся о Нем, т.е. как тогда перешедшие море и реку как посуху, радовались и веселились о Боге своем, так и мы возвеселимся о Нем. «Речение тамо, – по словам св. Афанасия Великого, – означает время. С того времени, как воцарится Он (т.е. Спаситель мира) в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанной радостью» [3, с. 214].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible