Скрыть
Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Боже, ущедри ны и благослови ны. Испрашиваем щедрот Твоих, Владыко, и явления лица Твоего, чтобы прийти нам в состояние проповедать всем народам явственный путь святого Евангелия Твоего, потому что спасением везде называет пришествие Его.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети лице Твое на ны, и помилуй ны». Духовными очами узрев будущее Божественным пришествием спасение всех человеков, Пророк молится, чтобы наступило оно, как можно скорее, и все мы воспользовались происходяшим от сего благословением. Потом яснее показывает сие в присовокупляемых словах.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны

Не дай Бог, чтобы Господь оставил кого вконец: исчезает такой человек, как дым; как по милости Божией мы существуем, так из-за гнева Его мы можем сделаться как ничто, даже хуже. Поэтому необходимо, чтобы Господь всесильный и праведный не помрачал на нас лица Своего, но продолжал к нам милости Свои (помилуй ны) – в Своем благословении, в Своих отеческих щедротах (Боже, ущедри ны и благослови ны).

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Боже, ущедри ны и благослови ны!

Предузнав чрез духа таинство вочеловечения Христова, Давид сими словами просит о исполнении его, и во первых молится о помиловании человеческого естества, которое жестоко было мучимо злым диаволом; во вторых—о благословении, то есть, освящении оного. А сколь много значит благословение, смотри о том в 20-м псалме изъяснение слов: ибо Ты дашь благословение во век века.

Просвети (яви) лице Твое на ны и помилуй ны!

Лице Отца— Сын: ибо кто видел, говорит, Меня, тот видел Отца (Иоан. 14,9). В желательном наклонении сказано: яви, вместо того, чтобы сказать: о если бы Ты, то есть, Сын, явил лице Отца нам, находящимся на земли, чрез божественное свое вочеловечение! Или и Христово лице по плоти, то есть, Сам Христос, названный так пространнее. Речение: помилуй, значит то же, что: ущедри. А говорит одно и то же дважды от великого желания достигнуть того, чего просит.

Евсевий говорит, что священникам иудейским был дан закон благословлять народ, как написано в книге: и сказал Бог Моисею следующее: скажи Аарону и сынам его говоря: так благословите сынов израильских сими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да явит Господь лице свое на тебе и благословит тебя! да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! И положат имя Мое на сынах израилевых; и Я—Господь благословлю их (Числ. 6,22). Слова Афанасия: В твоих щедротах, говорит, Владыко, и в явлении лица Твоего мы имеем нужду, чтобы могли проповедать явный путь святого Твоего Евангелия всем народам, ибо спасением называет пришествие Его. Слова Кирилла: Бог и Отец показал нам лице свое, т. е. Сына, Который есть образ и начертание существа Его. Так Он сам ясно сказал: Кто видел Меня, видел Отца. Исихия: Предузнав о явлении Спасителя, Он просит, чтоб оно скорее исполнилось, чтобы мы получили плод оного благословение. А является лице Творца всех исполняющее нас благословения и щедрот, когда явится нам начертание существа Его и явит Себя для достойных; поелику же Он есть образ Бога невидимого, то приходящий к Нему с чистым умом видит Отца (в изд. Своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны

Понеже ведал просвещаемый Духом Святым Пророк, что благословение, которое имел сообщить грядущий Мессия, относится ко всему человеческому роду, сего ради вообще глаголет: Боже, ущедри ны и благослови ны! Впрочем, особенно просит его Иудеянам, яко сынам перворожденным. Ибо так сам Бог наименовал их: сын мой первенец Израиль (Исх. 4:22). Просвещение лица Божия, о котором молится, Пророк, имеет различныя знаменования. Бог, во-первых, просвещает лице Свое на нас, когда, по удалении облаков гнева Своего, светлым оком взирает на нас, яко на сынов, яко на друзей, яко на присных, находящихся в милости. Во-вторых, просвещает лице Свое на нас, когда осиявает и согревает нас, изливая в мысли мудрость, а в сердце любовь, как обыкновенно творит чувственное светило сие, которое мы называем солнцем, когда оно не закрывается облаками. В-третьих, наконец, просвещает Бог лице Свое на нас, когда творит, дабы мы взирали на Него не иначе как бы отнявши завесу.

Сие соделал Он наипаче тогда, когда чрез таинственное воплощение явился на земли, и с человеки поживе, как сказано у пророка Вар. 3:38. Сего-то наипаче желает здесь святый Пророк, то есть, чтоб Бог, ежели не во образе Бога, то поне во образе человека явил нам лице Свое. Сего самаго и инде просит, глаголя: седяй на Херувимех явися пред Ефремом, и Вениамином, и Манассием (Пс. 79:2). А понеже таковое явление есть дело милосердия Божия, сего ради молит и просит, глаголя: Боже, ущедри ны, и благослови ны: просвети лице Твое на ны, и помилуй ны.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны:

Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили

«Свет» - символ блага. «Осветить лицем» - обратить лице благоволения, ниспослать милость.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны

Псалмопевец молит Бога так явить Себя в милости своей, чтобы и язычники вследствие этого откровения Его уверовали в Него. Ст. 2 очевидно указывает на благословение Моисея (Числ. 6 и д.), но не мог быть приносим жрецом в скинии, так как при благословениях буквально произносились слова, указанные в Пятокнижии.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое

Изречениями этих стихов псалмопевец испрашивает у Бога милости для всех народов земных – того благословения Божия, которое низойдет с пришествием Мессии-Спасителя на землю, выражая моление свое теми словами, какими заповедано было Самим Богом, чрез Моисея, священникам благословлять народ (Чис. 6:24–26): Боже, будь милостив к нам и благослови нас; просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим; или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. Познати на земли путь Твой, т.е. чтобы населяющие землю научены были пути, который ведет к Тебе, и чтобы во всех языцех проповедано было спасение Твое. Ты Сам «путь и истина и живот» (Ин. 14:6), а потому познать путь Твой значит то же, что познать Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3), иметь веру в Тебя и чрез то получить вечное спасение (Мк. 16:16).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible