Скрыть
Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 18-19 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих. Колесницею Божией называет небесные и умные силы, которые носят на себе Бога. Это подобно сказанному: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7,10). Они же суть и гобзующие, или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему, носимый тьмами на сей колеснице есть тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон.

Он же опять и восшел на высоту, разумеет же высоту креста, и пленил плен, то есть возвратил из плена души, плененный диаволом. Ибо это обещал Он, говоря: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12,32). Приял ecu даяния в человецех. От кого же приял даяния человеков, как не от Отца, изрекшего: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое (Пс. 2,8)? Ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Те самые человеки, которых приял Ты в даяние, древле были непокорящимися, но и в них, говорит, вселился Ты. Смысл речи отыскивается чрез перестановку слов. Приял ecu даяния в человецех, почему и вселяешься в них, то есть в данных Тебе. Но те самые, которых приял Ты, древле были непокорны. Явно же, что непокорны были, когда служили твари паче Творца.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих». У вас, иудеи, Бог имел малое число святых, на которых возседал, и с которыми был в общении, но не так будет и теперь. Ибо тьмы тем достойны Божия на них возседания; безчисленныя тысячи и тьмы гобзующих и плодоносящих Богу благочестие имеет новое достояние; все они благоустроены, достойны венцев, поспешают «к почести высшаго звания» (Флп.3:14).

«Господь в них в Синаи во Святем». Кто на Синае являлся предкам нашим, говорит Пророк, Тот самый правит и сими. Ибо не иный есть тот, и иный – этот, но один и тот же Господь всех, богатый во всех призывающих Его. Так пророческое слово, указав снисшедшаго и низложившаго полчище врагов, показывает Его же восходящаго и дарующаго свободу древле плененным.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 18-19 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем. Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся, еже вселитися

Шестое отделение Давидова славословия - средоточие всей песни: прославление Мессии победоносного и воцаряющегося.

Сказав, что Церковь вопреки всем усилиям зависти и злобы пребудет всегдашним и единственным блаженным селением Божества, пророк как бы ищет обитателя и владыку сего селения, и обретает его, и беседует с ним.

«Я вижу, - говорит он, - на горе Божией две, или паче многие тмы колесниц Божиих, Ангелов, служащих Ему (Дан.7:10), посылаемых за хотящих наследовании спасение (Евр.1:14), готовых поборствовать воинствующей на земле Церкви против духов злобы поднебесных».

«За ними следуют тысящи усугубляющих или составляющих второе воинство, собственное воинство Церкви земное и небесное» (Апок.19:11-12).

«Господь в них: Он сам является предводительствующим сими воинствами».

«Святилище присутствия Его столь обширно, что Синай со всеми чудесами своими является там, как часть украшений оного».

Представив, таким образом, всю Церковь единым святилищем или храмом, поставленным среди воинств Мессии, пророк обращается к нему Самому и в созерцании будущего восклицает:

«Ты уже не на Синае, ниже на Сионе: ты восшел на высоту, на небо, которое есть престол Твой» (Ис.66:1).

«Ты пленил плен и в крови завета Твоего испустил узники ада (Зах.9:11); Ты приял дары Святаго Духа для раздаяния их человекам» (Деян.2:33).

Так излагает слово לקחה (давать) Апостол (Еф.4:8; согласно с его употреблением у Евреев. См.: Быт.48:9).

«Раздаянием сих богатых даров Ты пленяешь наконец и тех, которые противились тому, чтобы обитал в них Бог благолепия».

Событие сие изображает Апостол Павел (см.: Рим.9-11).

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

Колесница Божия тмами тем.

Сказав выше: сотворите путь Восшедшему, Давид прилично теперь упоминает и о колеснице Восшедшего. Колесницу Божию могут составлять все христиане, обуздавшие себя верою и подложившие свою выю под благое и легкое Христово иго и имеющие всадника и владеющего браздами их Самого Христа. Эта колесница по словам Давида, по своему множеству есть двадцати тысячекратная, по сравнению, как говорят Божественный Кирилл и Феодорит, с древнею колесницею иудейских праведников.

Тысяща гобзующих (изобилующих).

Здесь не достает глагола: есть, то есть уверовавшие во Христа суть тысячи изобилующих; чем? плодоношением добродетелей.

Слова Григория Нисского: Колесница Божия, в которую впрягаются тысячи изобилующих, есть некая невидимая сила. Так восседает на небесные умные силы и правит броздами их тот, кто, явясь на Синай—святой гори, дал закон. При том слова оные подобны сказанным: тысячи тысяч служили Ему. Они же, без сомнения, и гобзующие, как освобожденные от грехов. Слова Божественного Кирилла: Колесницу сии составляют и Апостолы, на которых восседя, Бог протекает подсолнечную, а после них и те, которые чисты и изобилуют добродетелями.

Господь в них, (как был) в Синае во святем.

Здесь недостает союза: как, чтобы была полная мысль: Господь в них, как был на Синае святом; а один предлог: во (на), излишен; именно в выражении: во святом. Один, говорит, и тот же Бог в христианской церкви, который и там—на Синайской горе дал законы. Синай называет святым потому, что освящен присутствием и явлением на нем Бога и потому что был посвящен Богу.

Слова Феодорита: Ибо не различается тот один от другого; один и тот же Господе всех, богатый во всех, призывающих Его.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Колесница Божия тьмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем

Понеже многие по большей части судят низко о всемогуществе Божием, а о присутствии Его и не помышляют, сего ради Давид величественными словами свидетельствует о сем. И как мысли человеческия весьма склонны к сомнению, то и при малейших искушениях, встречающихся в мире, колеблются и падают. Отсюду происходит страх и трепет, а иногда самое отчаяние. Чего ради? Понеже не помышляют о безпредельной Божией силе, или, по крайней мере, много унижают оную. Сего ради Пророк, желая уврачевать сей недуг, предлагает на среду безчисленное множество Ангелов, превозмогающих все неудобствия мира сего. Колесница Божия тьмами тем, тысяща гобзующих. Сие выражение то же значит, аки бы сказано было, что Бог в готовности имеет безчисленное множество небесных сил ко охранению нашего здравия. Сего довольно к ободрению наших умов и сердец, хотя бы тысящи смертей угрожали нам. Следующее присовокупление: Господь в них, относится также к похвале вездеприсутствия Божия, аки бы сказано было, что Богу так нельзя не иметь власть над Ангелами, как нельзя отрещися от Божественнаго существа Своего. Между тем однакож прикровенно научает, что Бог несравненно больше имеет силы един, нежели десять тысящ, так сказать, Ангельских миров. А дабы далечайшее разстояние, находящееся между нами и Богом, как мы обыкновенно воображаем, не остановило течения нашей веры: сего ради предлагает нам гору Синайскую, на которой ясно открылось величество Его. Упоминает и о святилище, дабы показать в нем присутствие Бога, и тот священный союз, который утвердил Он между Собою и между сынами Авраама, как сказал и Моисей: да не речеши в сердце твоем: кто взыдет на небо, или кто прейдет на ону страну моря? Близ тебе есть глагол, во устех твоих и в сердце твоем (Втор. 30:12–14). Сими словами означает Моисей, что ежели хотим мы безопасны быть под защитою Бога, то не инде где должны искать присутствия Его, как в законе и Пророках, а потом в самих себе. В сем разуме и Давид упоминает здесь о присутствии Бога посреди Ангелов, також о горе Синайстей и о святилище Божием: Господь в них в Синаи во святем.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.

Господь всемогущ: у Него тьмы колесниц и Он вошел на высоту пленив плен

Сион, сделавшийся местом присутствия Всемогущего существа, сделался вместе с тем и местом особенного сосредоточения Его непобедимой силы. У Бога войск («колесниц», имевших важное значение в военных операциях, количеством которых потому древние определяли силу врага) - тьмы тем. «Тьмы тем, тысячи тысяч» - цифры круглые, т. е. содержащие неопределенную величину, причем тысяча собственно означает величину очень большую, а тьмы тем (тьма - 10 тыс.) неизмеримо большое количество. Под войском Божиим Давид разумеет великое количество духов, ангелов, как Его силу и Его воинов. Теперь эта великая сила Божия сосредоточена на Сионе «во святилище» так же, как она была сосредоточена и проявляла себя в чудесном действии на Синае.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем

На этом Сионе царит Он в могуществе (колесница) и славе, окруженный мириадами ангелов. Колесница Божия – военная колесница Божия, – символ Его победного могущества над врагами теократии; их у Бога две тмы, тмами тем – 20 тысяч, т.е. царствующий на Сионе окружен такими колесницами. Управляющих этими колесницами нужно считать ангелов, окружающих Бога (Зах. 14:5); они – гобзующие – изобилующие, пользующиеся благосостоянием; они присутствуют на Сионе – как воинство Божие (Втор. 33:2), радуются Его славе, хвалят Его. В Синае во святем, – в обращенном в святилище Синае; – Бог, являвшийся окруженным ангелами на Синае (Втор. 33:2) как Законодатель, теперь является в святилище на Сионе – над скрижалями закона, в шехине присутствуя – как Законодатель своего народа; Сион так. обр. стал Синаем, Синай находится в святилище.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем

Продолжая все ту же победную песнь над врагами народа Божия, или (в прообразовательном смысле) Церкви Христовой, псалмопевец говорит здесь о небесном воинстве, которое изображает в виде бесчисленного множества (тмами тем – то же, что «тысячи тысяч») колесниц Божиих, которыми управляет тысяча гобзующих, т.е. изобилующих благодатию и плодоношением добродетелей, или, что то же, «тысящя тысящ служащих Богу ангелов» (Дан. 7:10). По словам св. Григория Нисского (у Зигабена в подстрочном примечании), «колесница Божия, в которую впрягаются тысячи изобилующих, есть некая невидимая сила. Так восседает на небесные умные силы и правит браздами их Тот, Кто, явясь на Синае – святой горе, дал Закон» [7, с. 514, прим. 1]. Господь в них, т.е. Он Сам является предводительствующим сими воинствами, и Он здесь, на Сионе, есть Тот же, Кто явил святилище Свое на Синае, окруженный ангелами (Втор. 33:2).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible