Скрыть
Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Заповеждь Боже силою Твоею. Силою Отчею именует Сына, по сказанному: Христос Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1,24). Посему, лик Апостолов умоляет Отца, чтобы укрепил, еже содела в них. Что же соделал в них, как не тело их? Посему просят, чтобы, освободив от тления, облек их в нетление, что и соделает Господь, когда снидет с небес, и мертвые восстанут нетленными.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 29-30 «Заповеждь Боже силою Твоею: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас». «От храма Твоего во Иерусалим». Симмах переводит так: повели, Боже, о силе Твоей. Укрепи, Боже, что соделал Ты нам, ради храма Твоего, который над Иерусалимом, то есть, утверди, Владыка, благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятаго, и посажденнаго «превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21). Ибо Иерусалимом Пророк называет вышний град, о котором блаженный Павел говорит: «а вышний Иерусалим: свободь есть, иже есть мати всем нам» (Гал.4:26). Посему просят ради родства с храмом утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смешение насладилось сообщенным даром. Отсюда Пророк начинает предсказание об обращении царей.

«Тебе принесут царие дары». Ибо, прекратив гонение, воздадут достолепное чествование, как Богу. И как сами приемлют дань от подданных, так, подобно рабам и подданным, принесут они дары Тебе. Свидетелями сему собственныя наши очи, которыми видим истинность пророчества.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 29-32 Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу

Десятое, и последнее отделение Давидова славословия: молитва за Церковь и против врагов ее.

Молитва обращена к Богу, которому Бог Его повелел укрепиться, то есть к Богочеловеку Мессии. Давид неоднократно в подобных выражениях заключает тайну воплощения (Пс.44:8; 109:1).

Предмет молитвы, по-видимому, ограничивается Церковию Иудейскою, но если она (молитва. - Сост.) должна быть следствием описанных в предыдущих частях псалма восхищений, то ее сокровенное значение должно простираться далее и обнимать всю Церковь Вселенскую.

В первой части молитвы испрашивается внутреннее утверждение Церкви.

«Поелику Бог, Отец Твой, повелел и положил в судьбах Своих, чтобы Ты, о Боже воплощенный, укрепился или паче укрепил владычество Твое, Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал нам, продли чудесное сохранение Церкви Твоея, созидание в ней новыя Твоея твари, причастие Твоих заслуг и даруемые Тобою мир и радость о Духе Святе. Мы не имеем права на сии блага, но ты сохрани и доверши собственное Твое дело».

Вслед за сим молением пророк открывает предчувствие события своей молитвы, распространяющегося на всю Церковь.

«Когда ты, о Боже воплощенный, укрепишь дело Твое на земле, тогда начиная от храма, который есть место таинственного присутствия Твоего (см. Апок.21:22) по всему Иерусалиму - по всему пространству Церкви Твоея, которая есть вышний Иерусалим (Гал.4:26), не один какой-либо народ или царь, как Иудейский, но многие народы и цари принесут Тебе дар, или дань покорности и служения царству Твоему».

Во второй части молитвы испрашивается приведение Церкви в безопасность от врагов.

Зверь тростника значит или зверя, живущего в тростнике, дикого и нечистого, или зверя Египетского, поелику тростник есть произведение преимущественно Египетское (см.: Ис.19:6) и символ Египта (см.: Ис.36:6; Иез.29:6,7), или врага, вооруженного стрелою или копием из трости. Как бы то ни было, пророк сим открывает общее значение своей загадки: он говорит ясно, что дело идет о народах, браней желающих. Подробности не могли и не долженствовали быть ясны для его времени, а может быть, еще и доселе не открылись окончательным событием.

«Прети зверю тростника, то есть удержи, воспяти стремление врагов, подобно зверям (Пс.73:19; 79:14) нападающих на Твое наследие и некогда имеющих соединить все свои силы под образом двух зверей из моря и от земли (Апок.13:1-11). Прети сонму тельцов, то есть сонму сильных, которые среди народов являются как крепкие тельцы между младыми юнцами. Прети сему лукавому сонму, который, дабы показаться истинною Твоею Церковию, подобною сребровидной голубице (см.: Пс.67:14), осыпает себя сотрением сребра, украшается притворною чистотою, Словом: расточи народы, которые желают браней и возмущают покой Твоего царства благодатного».

Окончив молитву, паки пророк видит ее событие и славные последствия.

«Приидут вельможи от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простерти руки свои, дабы принести дары Богу».

Событие сие предначалось пришествием в Иерусалим царицы Савской, но в большей полноте открыться долженствовало после пленения Вавилонского (см.: Пс.86:4; Ис.19:24; Соф.3:10), совершилось во время пришествия Мессии, начиная от евнуха царицы Кандакии, и может быть, еще совершится (см.: Пс.71).

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

Заповеждь, Боже, силою Твоею.

Сии слова произносятся к Отцу, чтоб Он дал заповедь силе своей, то есть, Сыну своему касательно проповеди Евангелия. Да не устрашает тебя речение: заповеждь, ибо это говорится к Нему в отношении к человечеству Его, как и сам Сын сказал: Он Мне (Отец) дал заповедь, что Мне сказать и что говорить (Иоан. 12,49). А что Христос есть сила Отца, о том свидетельствует Павел, когда называет Христа Божиею силою и Божиею премудростью (1Кор. 1,24).

Укрепи, Боже, сие, еже соделал ecи в нас.

См. Толкование на Пс. 67:30

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 29-30 Заповеждь, Боже, силою твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма твоего во Иерусалим тебе принесут царие дары

Описав торжественное собрание народа, стекшагося во храм по случаю одержанных побед, Пророк просит Бога, дабы силу Свою, которую явил в низложении врагов, и в возстановлении церкви Своея, продолжил и на будущее время, укрепляя и сохраняя людей Своих. А понеже люди часто присвояют себе то, что единому Богу приписывать долженствовали, сего ради прикровенно напоминает, что народ не своею силою преодолел врагов, но получил оную свыше. Ибо прося Бога о укреплении соделаннаго, показывает, что Его силою было соделано все, коль ни мужественно Израильтяне сражалися на брани; а сим образом к благодарности увещавает их, низлагая гордость и высокоумие. А дабы лучше преклонить их к смирению, сего ради припоминает, что они имеют и впредь крайнюю нужду в продолжении милости Божией. Следующия за сим слова, от храма Твоего, иже во Иерусалиме, имеют непосредственную связь с предидущим изречением. Ибо здесь дается причина, чего ради благоволил Бог силою Своею одарить Израильтян паче, нежели других: понеже де имел во Иерусалиме храм, который силою Своею прославить хотел, где также находился и ковчег завета. На сем основании и выше изобразил Пророк Бога живущим во святилище. Понеже убо не всуе избрал Себе Бог святилище оное, но оттуду и милости Свои ниспосылал на народ, и нужные ответы ему давал: сего ради прилично просит Пророк, дабы явил силу Свою от храма, ибо по силе завета и обетований оттуду надлежало просить всякия милости. Но здесь встречается вопрос: чего ради Давид упоминает о храме, который не был еще построен? На сие ответствуем, что под именем храма разумеется здесь ветхозаветная скиния, в которой, как всем известно, тогда уже был поставлен ковчег завета. Впрочем, как выше приписывал Богу одержанныя над врагами победы, так и плод их относит здесь к тому же Богу. Ибо глаголет, что побежденные цари, как ему, так и преемникам его не токмо дань будут платить, но и познают Бога сильнаго во бранех. А сим доказательством сильнее убеждает верных приносить Богу жертву хвалы и благодарения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-30 Заповеждь, Боже, силою твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма твоего во Иерусалим тебе принесут царие дары.

Утверди, Господи, Твое покровительство Иерусалиму. Тебе здесь будут приносить дары египтяне и другие цари

Давид молит Бога упрочить за евреями на все последующее время его жизни такое же победное существование, каким оно было доселе, следствием чего цари еврейского народа будут всегда пред Его храмом приносить благодарные и богатые дары. - «Ради храма Твоего» - пред Твоим храмом.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас

В заключение псалмопевец молится, чтобы Бог и впредь являл Свою силу в пользу Своего народа, чтобы окончил дело Своей милости, начатое подчинение языческих народов; да устроит Он так, чтобы языческие цари стали приносить жертвы в Иерусалиме, чтобы враждебные иудеям египтяне и все цари и народы к тому склонились хоть вследствие страха наказания (запрети).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 29–30 Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары

Словами заповеждь силою Твоею псалмопевец молится, чтобы Господь и впредь являл Свою силу в пользу Своего народа, чтобы окончил дело Своей милости, начатое подчинением языческих народов. Но говоря, по-видимому, о Церкви иудейской, псалмопевец-пророк устремляется мыслью в будущее и обнимает всю вообще Церковь Вселенскую. Молитва его, таким образом, обращена, по изъяснению св. отцов (Афанасия Великого, Кирилла и блж. Феодорита), к Богу Сыну, Которому Бог Отец заповедал укрепиться (3, с 225:7, с. 521]. «Поелику Бог Отец Твой предназначил укрепиться Тебе, Сыну Божию, Спасителю мира, или укрепить Свое достояние – Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал для нас: для Церкви Своей, сохрани и доверши собственное Твое дело». «Утверди, Владыко, – говорит блж. Феодорит в объяснении сего места, – благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятого и посажденнаго «превыше всякаго начальства и власти, и силы, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф. 1:21). Ибо Иерусалимом называется вышний град (Гал. 4:26)» [6, с. 315]. И вслед за сим молением пророк выражает как бы предчувствие исполнения своей молитвы. Когда Ты, Боже воплощенный, как бы так говорит он, укрепишь дело Твое на земле, тогда, начиная от храма, который есть место таинственного присутствия Твоего по всему Иерусалиму – по всему пространству Церкви Твоей, которая есть вышний Иерусалим, не один какой-либо народ или царь (как иудейский), но многие народы и цари принесут Тебе дары, или дань покорности и служения Царству Твоему.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible