Скрыть
извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Спаси Мя от брения, да не углебну. Вот что взывал Он, молясь о человечество, почему и говорит: измолче гортань Мой. Слово же «измолче» означает неослабность молитвы.

См. также Толкование на Пс. 68:4

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Спаси мя от брения, да не углебну». Уподобляюсь я упадшим в тинный ров и ожидающим себе смерти. Посему у Тебя прошу спасения.

«Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод». Прошу освобождения и от врагов, и от причиняемых ими бедствий. Ибо глубиною вод Пророк назвал налагаемыя врагами наказания.

Евфимий Зигабен (†1118)

Спаси мя от брения (тины) да не углебну (чтобы мне не погрязнуть).

Истинное, говорит, спасение зависит от Тебя, Отец мой! потому что человек не может спасти другого человека подобного себе. Итак, выражение: с истиною спасения Твоего, здесь значит то же что: с истинным спасением Твоим. И это есть свойство еврейского языка, что в нем употребляются существительные вместо прилагательных и первообразные вместо производных. А то, что выше назвал: ιλυν, (тиною) здесь назвал: πηλον (перстию), потому что те же подобия, которые употреблены выше, употребляют и здесь.

Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.

Ненавидевшие Христа были как чувственные враги иудеи, так и умственные—демоны; а глубокими водами называет скрытные и неприметные ухищрения врагов, подобно тому как и глубина скрытна и не видна.

Слова Исихия: Иудеи ненавидели Его за то, что Он обличал их в лице в лицемерии, и потому имели в глубине души воду злобы, так что хотя иногда называли Его Учителем, а иногда—истинным и от Бога пришедшим, но в глубине сердца скрывали злобу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15-18 спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость твоя: по множеству щедрот твоих призри на мя. Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя

Спаси мя от брения. Повторяет то же подобие, которое выше употребил, однако в различном смысле: ибо прежде сказал: углебох в тимении глубины, а здесь просит, да не углебнет. Выше жаловался на приключившияся несчастия, а здесь молится, дабы не приключились. Сия разность удобно тем решится, что в начале псалма глаголал по своему чувственному опыту, а здесь, взирая на конец посреде смертельных обстоятельств, воодушевляется надеждою избавления. Сие яснее изображает в последнем члене 16 стиха, где говорит: да не сведет о мне ровенник уст своих. Аки бы сказал: да не подавит мене тяжесть страданий, и да не буду поглощен отчаянием. А призыванием Божией милости и щедрот доказывает, в какой тесноте и в каких подвигах находился святый Пророк, когда прибегает к оружиям сим. Дело, поистинне, великия важности, призывать Бога на помощь, когда Он гневается, и прибегать к удалившемуся, яко к близ сущему. Сего ради Давид собирает все возможныя средства, дабы противоположить их отчаянию: а испрашивая Божию милость и многия щедроты, показывает, что он для того токмо пребывает благонадежен, поелику знает, что Бог есть милосерд. Следующия слова: призри на мя, означают то же, что самым делом докажи, что Ты мене услышал, и потому воззри на меня и подай нужную помощь. В следующем 18 стихе то же самое повторяет; а частым повторением одних и тех же слов изъявляет как жестокость печали своея, так и усердное моление. Просит, дабы Бог не отвратил от него лица Своего, не потому, что боится отказа, но понеже скорбь и болезнь часто колеблют мысли бедных людей. А как Бог особенно любит рабов Своих, и их призывает к Себе, сего ради представляет себя единым из числа оных. Ибо не хвалится собою, ниже мечтает, аки бы нечто заслужил у Бога, но уповает на милость Божию, являемую туне: а притом дает свидетельство и о благочестии своем, что верно чтил Бога, призвавшаго и возлюбившаго его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–16 Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих

Брение – значит вообще: «грязь»; а здесь – «болотная тина», или трясина, которая так затягивает упавшего в нее, что он никак не может высвободиться из нее. Поэтому выражение: спаси мя от брения – значит: «извлеки меня из тины»; да не углебну (от слова «углебати», см. ст. 3) значит: «чтобы мне не погрязнуть, не потонуть». Ровенник (от слова «ров») значит: «колодезь с водою», также – «пропасть». Тина (брение), воды и ровенник употреблены пророком, очевидно, в переносном смысле, как образы великих опасностей и бед (см. Пс. 17:17, 29:2–4). Как выше (в ст.3) он жаловался на приключившиеся ему несчастья и опасности, так теперь умоляет о том, чтобы те же несчастья не подвергли его окончательной погибели, и, воодушевленный надеждою на милость Божию, просит Господа о спасении от всех бед и о избавлении от всех врагов (от ненавидящих его), причинявших те бедствия (как и в Пс. 17:18). Бедственное положение изображаемого пророком страдальца было близко к отчаянию, и он сравнивает его поэтому с падением в колодезь (ровенник), готовый сведением краев своего отверстия поглотить навсегда упавшего в него. Всеми этими образными изречениями Давид пророчески предызображал страждущего Спасителя, приближавшегося к смертной пропасти: ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество – чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти: да не сведет над Ним ровенник уст своих.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible