Скрыть
Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да будет трапеза их пред ними в сеть. Этим изображает, что постигнет иудеев по страдании Его. И как бы так говорит: потерпят они тоже самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом рук его (Ис. 3,11).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние и в соблазн». Поэтому и их веселие премени, Владыка, в бедствия, пусть и сами впадут в тоже, что делали другим. Ибо трапезою Пророк назвал веселие, а сетию – наказания. Так перевел и Симмах: да будет трапеза их пред ними в сеть и в наказание, и послужит в уловление им.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн.

Златоуст и Феодорит и другие говорят, что именем трапезы выражается пиршество, а именем сети И воздаяния и преткновения выражается печаль и наказание. Итак, Господь говорит: да обратится радость и веселие иудеев в печаль и скорбь для них , так как находящиеся на пиршестве веселятся, а попадающееся в сеть и встречающее преткновение печалятся и скорбят. В высшем смысле под трапезою можно разуметь богодухновенные Писания, которые были приготовлены для иудеев, как бы в ежедневную пищу, и разумение которых веселило, по словам Евсевия и Дидима, сердца понимавших оные. Но иудеи, хотя и думают, что они питаются Божественными Писаниями, и тщеславятся, что ими побеждают христиане, однако ж не смотря на сие они сами более уловляются сими Писаниями, которые явно говорят о Христе. Таким то образом изъясняется выражение: сетью; а выражение: воздаянием, должно понимать так, что иудеи по причине Божественных писаний наказываются неразумением их. Далее выражение: преткновением, означает то, что иудеи, читая Писания и держась в них одной буквы, заключающей в себе смысл о Христе, претыкаются; например: они читают о пришествии Христовом сии слова: тогда будут пастись волк с агнцами и барс почиет с козлищем и лев, как вол, будет есть мякину (Ис. 4,6), и подобные им, и, не понимая их, претыкаются, ибо слова сии в высшем смысле принимаемые сбылись на деле; а иудеи, понимая их чувственно, претыкаются, сказывая, что они доселе еще не исполнились. За сим слова: да будет и да помрачатся и прочие, стоящие (на греч.) в повелительном настоящего, глаголы имеют значение будущего, вместо: будет и помрачатся, ибо выражают предсказание о тех бедствиях, которым имеют подвергнуться иудеи. Следовательно Сам Христос, как Бог повелевает будущими событиями.

Слова Златоуста: Да будет, говорит, трапеза их сетью, то есть, наслаждение и все блага да изменятся и погибнут и да будут они удобоуловляемы для всех. Далее, показывая, что они подвергаются сему в наказание за грехи, прибавил: в воздаяние им. А всего важнее здесь то, что и конца не будет их бедствиям, что сам пророк сей показал; ибо не просто сказал: хребет их да будет согбен, но навсегда. Слова Кирилла, согласные с Афанасиевыми: как бы так говорит, пусть понесут подобное тому, что приготовили для Меня, чтоб Я испытал. Ибо горе беззаконному: потому что зло постигнет его по делом рук его (Ис. 3,12). И Феодорит, прилагая вышесказанные слова к пленникам Вавилонским, в толковании сего места говорит: Иудеи, не быв ничем обижены, но пользуясь благодеяниями всякого рода, своему Благодетелю поднесли желчь с уксусом, как некий зловредный виноград, почему и подверглись тем же наказаниям, и трапеза их обратилась им в сеть.

Он так говорит: Трапеза есть богодухновенное Писание, созерцание и разумение которого составляет пищу разумных душ, а слово питает подобно трапезе. Другие, смотря потому, как представляется с первого взгляда, сказали, что эта трапеза с желчью и уксусом, которую приготовили для Спасителя, обратится для Иудеев в сеть и в воздаяние и в преткновение, т.е. будет причиною их скорби, пленений и бедствий, так как они и пленены римлянами и город их спустя 40 лет по вознесению Господа опустошен.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн

Здесь следуют жестокия клятвы, о которых должно так разсуждать, что Давид не в свое удовольствие произнес их, дабы излить желчь свою на врагов (как делает большая часть людей, кои, будучи озлоблены, без всякой умеренности предаются досаде и гневу): но, во-первых, по внушению Духа Святаго, просил праведнаго суда на людей отверженных; во-вторых, что не свое личное дело защищал, но ревностию по славе Божией возбужден быв, призывал нечестивых пред судилище Божие. Откуду следует заключить, что не слепою страстию увлечен будучи сие творил так, как делают те, которые самих себя отмщают, но духом мудрости, правоты и кротости клятвы сии изрекл. Следовательно, пример его не служит для тех, которые или гневаются на всех, или с безумною нетерпеливостию стремятся к мщению, в чем ни известнаго конца не предполагают, ни надлежащия меры не хранят. Ибо здесь потребно благоразумие, которое бы различало между людьми отверженными и между теми, кои не совсем еще отчаянны, и могут быть уврачеваны. Потребна справедливость, дабы никто привержен не был к личности; потребна умеренность, которая бы располагала дух в кроткой терпеливости. Кто не имеет трех сих добродетелей, тот, во-первых, не должен безразсудно и с слепым стремлением к клятвам прибегать; потом должен укрощать волнующияся в душе страсти, и не себе лично угождать, но горячность свою к распространению Божией славы обращать. Наконец, ежели хощем быть прямыми подражателями Давиду, то прежде нужно нам облещися во Христа, дабы и на нас не обратил онаго слова, которое некогда противоположил Своим ученикам: не весте, коего духа есте вы (Лк. 9:55). Теперь приступим к толкованию самых слов. Понеже враги положили желчь в пищу Давиду, сего ради принесши жалобу на них, взаим молится здесь: да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн. Сими преносными словами желает, дабы Бог обратил в погибель врагам все то, что ни даровал им потребное к содержанию жизни, превратя в яд даже и самую пищу, предлагаемую на трапезе. Отсюду научаемся, что когда Бог милостив бывает к нам, то и самыя вредныя по естеству своему вещи служат нам во благо: и напротив, когда гневается, то и самыя полезныя обращаются во вред и бывают причиною погибели. Сие мщение Божие долженствует поражать нас немалым страхом, когда Дух Святый вещает, что отверженным людям все пособия жизненныя бывают смертоносны, так что и пища, здравие другим приносящая, убивает их, и самый воздух, которым дышат и питаются, заражает смертоносным поветрием.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими

«Да будет трапеза их сетью им». Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.

«Очи помрачи», «чресла расслабь» - лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 23-26 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый

Таким образом накажи их за это. Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения, порази их слепотою и навсегда сокруши их силу; в полноте гнева твоего опустоши их жилище; ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили; предай их ожесточению, и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс. 36), ранней смерти (Исх. 32:35; Дан. 12:1), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. Трапеза их – приготовленный, накрытый стол служит здесь знаком внешнего счастия жизни, временного наслаждения; их богатство и т.п. да послужит им в падение и т.о. в возмездие. Хребет сляцы, так что они должны ходить согнувшись (знак слабости, страдания). Да будет двор их пуст – истребление потомства.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн

Здесь и в следующих стихах предсказывается о том, что постигнет врагов Христовых. Именно та трапеза с желчию и оцтом, которую они уготовали Христу Спасителю, обратится им самим в сеть, которою они уловлены будут в погибель, и она же послужит им преткновением и возмездием за их злодеяния. Некоторые из отцов Церкви (как св. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит и др.) говорят, что именем трапезы псалмопевец выражает здесь пиршество или вообще временное наслаждение, а именем сети, соблазна и воздаяния выражает печаль и наказание [7, с. 537], как бы так говоря, что все, что может составить для них временное наслаждение – пища и питье, – да послужит им в наказание, пусть будет причиною их падения и вместе с тем воздаянием за всю их злобу против Христа. В высшем или таинственном смысле, под трапезою можно разуметь богодухновенные Писания, занятия которыми и истинное разумение смысла и значения которых составляет пищу разумных душ, а слово их питает подобно трапезе. Но иудеи, хотя и хвалятся знанием Писаний, но, не уразумев и не приняв истинного смысла их, сами уловляются ими в сеть; Писания послужили для них соблазном или преткновением, потому что, читал Писания и держась одного буквального смысла их, они не уразумели сказанного в них о пришествии Христа Спасителя в мир и не приняли Его (Рим. 11:9; Ин. 1:11), и таким образом эта духовная трапеза (Священное Писание или Божественное Откровение) послужила им причиною скорби и бедствий, так как они были пленены римлянами и город их спустя 40 лет по вознесении Господа был опустошен.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible