Скрыть
да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да потребятся от книги живых. Хотя и были вписаны, потому что им даны обетования, но, поелику сделали и то и другое, по справедливости будут изглажены.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся». С сим сходно сказанное: «не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс.1:5). О книгах сих упоминает Даниил; ибо говорит: «судище седе, и книги отверзошася» (Дан.7:10). Смысл же пророческих слов есть следующий: да не причастятся они того, что даешь Ты посвятившим себя Тебе; да не будут они иметь части в призвании, какого сподобимся мы по Твоему человеколюбию.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да потребятся от книги живых.

Когда Моисей в молитве за народ, сливший себе в пустыне золотого тельца, сказал Богу: Если оставишь им грех сей, то оставь; а если нет, то изгладь меня из книги, в которую Ты вписал меня (Исх.32,32): тогда отвечал ему Господь: кто согрешил предо Мною, тех изглажу из книги Моей (там же 33). Итак, сия книга есть та, в которой записываются удостаивающиеся жизни. Ее то псалом здесь называет книгою живущих, предсказывая сими словами, что иудеи умрут чрез убиение. Но есть и другая книга, в которой пишутся праведники и о которой сей псалом упоминает в нижеследующих словах.

И с праведными да не напишутся.

О той книге, в которой пишутся праведники, говорит и Господь Апостолам: но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах (Лук. 10,20). Итак, псалом говорит, что иудеи в то самое время, когда умрут, будут причислены к грешникам. Есть и третья книга, в которой пишутся грешники, что показывает Даниил: Судия сел и книги растворились (Дан. 7,10), где книгами писание называет различные знания Божии.

Слова Златословесного: Книга жизни есть память и знание Божие. Там пишутся дела. Итак, блажен, кто удостоится записи в вышнем Иерусалиме. Ибо та, кажется, книга есть книга живых, в которой пишутся ученики Христовы. Василия и Eвceвия: Поелику упомянута книга живых, то нужно представить, не записываются ли иногда некоторые не в жизнь, а в. погибель, так что по сему производятся две записи, одних в жизнь, а других в погибель; часто бывает и изменение в сей записи: хотя и записаны злые дела, но могут быть изглаждены добрыми, и наоборот. Исихия: Хотя, говорит, они и первые записаны ради живущих у Бога отцев своих, так как им даны и обетования; но как они решились на такие дела, то пусть будут изглаждены, и пусть, говорит, не будут написаны с избранными праведниками, сделавшимися достойными у Него жизни, как отрекшиеся от начальника жизни (в изд. Своде). Евсевия: Как в древности у иудеев вписывались имена особенно добродетельных по скончании их (что и ныне сохраняется в наших церквах); то и по кончине, говорит, да не удостоятся записи праведных.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся

Сия есть последняя клятва, и паче всех ужаснейшая: ибо всегда следует за нераскаянными и ожесточенными грешниками, о которых недавно говорил Пророк. Итак, отняв у них надежду покаяния, возвещает купно и вечную погибель: понеже необходимо надобно погибнуть всем тем, которые в книге жизни написаны не обрящутся. И хотя выражение сие не собственное, но преносное, однако от понятия нашего не удалено: ибо книга не что иное есть, как предвечный Божий совет, по силе котораго избранные люди предопределяются ко спасению. А как известно, что Бог никаким переменам не подвержен, то все те, которые предуставлены к вечному животу, были написаны прежде сложения мира. Но понеже избрание к вечному животу есть непостижимо, то в разсуждении понятия человеческаго нарицаются написанными в книгу живых такие людие, коих Бог явными и откровенными знаками причисляет к избранным Своим. Равным образом, нарицаются изглаженными из книги живота такие люди, коих Бог явно отринул от церкви Своея. Понеже убо желал Давид, дабы мщение Божие явно открылось над нечестивыми, сего ради прилично отвержение врагов своих приспособляет к нашему понятию. Аки бы сказал: не полагай их, Боже, в числе избранных Твоих, ниже да собираются с верными в церковь Твою, но погубя их, покажи, что они отвержены от Тебя; и как ныне занимают они место между верными, то хотя наконец отсеки их, дабы не смешивались с Твоими домашними, якоже и Пророк Иезекииль глаголет: в числе людей Моих не будут, и в написании дому Израилева не впишутся (Иез. 13:9). Притом истинно изречение и Иоанново: от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо с нами, но да явятся, яко не суть от нас (1Ин. 2:19). Но как лицемеры надменно хвалятся, нарицая себя первыми членами церкви, то отвержение их весьма прилично сим подобием изображается, когда Дух Святый изглаждает их из книги жизни. Впрочем заметить должно, что избранные Божии во втором члене нарицаются праведными потому, что призваны во святость, а не на нечистоту, якоже Павел глаголет (1Фес. 4:7). Известно и оное того же Павла изречение: ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8:30).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 28–29 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся

Господь Бог, по словам апостола, «егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает» (Рим. 9:18), как, например, ожесточил сердце гонителя евреев фараона (Исх. 10:1), чтобы показать над ним силу Свою, и чтобы проповедано было имя Бога Израилева по всей земле (Исх. 9:16). По судьбам правды Своей, Он попускает нечестивым и беззаконным людям еще глубже пасть в грех и тем как бы «прилагает беззаконие к беззаконию их» (ср. Откр. 22:11), чтобы они ожесточились и сделались неспособными войти в правду Божию, т.е. получить оправдание. В состоянии нравственного ожесточения они сделаются неспособными к раскаянию и воспользоваться милостью прощения и оправдания: да не внидут в правду Твою, – это последняя и самая высшая степень из всех тех бедствий и наказаний, которые призывает пророк на главы беззаконных распинателей Христа. Вместе с лишением надежды на оправдание, ожесточенные и нераскаянные грешники исключаются из числа спасаемых, считаются изглаженными из книги (потребятся от книги живых), лишаются права наследия вечной жизни, уготованного праведникам небесного вечного блаженства: и с праведными не напишутся – с теми, имена которых, по слову Самого Христа Спасителя, «написана суть на небесех» (Лк. 10:20).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible