Скрыть
Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Умножишася паче влас главы Моея ненавидящии Мя туне, потому что многочисленны демоны, злоумышляющие на естество человеческое, и хотя никакой не потерпели от нас обиды, спешат предать нас смерти. Укрепишася врази Мои, изгонящии Мя неправедно. Показывает, что приговор на Него произнесен несправедливо. Боже, Ты уведел ecu безумие Мое. Безумием называет то, что у людей почитается буйством, и именно буйством проповеди о страдании Христовом. Ибо, по слову священного Апостола, крест Христов стал иудеем соблазн, язычникам же безумие (1Кор. 1,23). Посему говорит: Ты, Отче, уведел ecи домостроительство крестное.И говорит это, потому что послушлив был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2,8). И прегрешения Моя от Тебе не утаишася. Это подобно сказанному: не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори (2Кор. 5,21). Это и значат слова: от Тебе не утаишася.

Толкование на псалмы

Нил Синайский, прп. (†430)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Если, как сказал Пророк, «паче влас» мысленной «главы умножишася» (Пс. 68:5) мысленные твои враги, то смотри, с каким множеством неприятелей предпринял ты брань.

Письма на разные темы. Монаху Евлогию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно». Никто из любоведущих да не предполагает, будто бы сказуется сие от лица Бога и Спасителя нашего. Ибо, как замечено нами выше, псалом изречен не более, как от лица тех, которые из Иерусалима отведены в рабство в Вавилон. Говорит же народ: неприязненные превышают всякое число, облечены великим могуществом и враждуют на меня, не подавшаго им причины к ненависти.

«Яже не восхищах, тогда воздаях». В чем не сделал я никакой несправедливости, за то несу наказание. Ибо не как похититель, или сделавший обиду, говорит народ, отвожуся ими в рабство.

Евфимий Зигабен (†1118)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящие мя туне; укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно

Ненавидящие меня, говорит, многочисленны и крепки силами. Сказал: изгонящие меня, вместо: гонители мои, преследующие меня неправедно и без причины, не получив к тому никакого повода.

Верующие называются волосами у Христа, как украшение Его, и как мертвые для настоящих вещей, и как ходящие тесным путем в том, в чем большая часть ходит широким. Феодорит думает, что этот стих сказывается от лица Господа, сверх того и от лица пленных иудеев. Слова Афанасия: Многие демоны злоумышляют против человеческой природы; они и не быв обижены нами, стремятся к погублению нас. Слова Исихия: Волосами своими называет верных, ибо как голова украшается волосами, так и Христос—верными. И Дидима: Хотя (Спаситель) отдал и то, чего не похитил; но Он искупил нас, истребляя наше рукописание, по которому мы должны были уплатить.

Яже не восхищах, тогда воздаях

Слова сии переносны—взяты от подобия тех людей, которые несправедливо платят за те вещи, которых они не похищали. Давид сказывает о себе, что я тогда, когда был взыскиваема выполнял (платил) наказание, то есть, был наказываем и за то, чего не заслужил какою либо неправдою.

Слова Феодорита: С меня взыскивают и я несу наказание за то, в чем не сделал неправды. Дидима: Хотя Он воздавал и то, чего не похищал (Спаситель); но Он избавил нас, истребляя рукописание на нас, за которое нам надлежало бы платить.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Здесь просто и без преносных слов изображает то же, что выше иносказательными словами, взятыми от тины и сильнаго стремления вод, выразил. Впрочем, не для пустаго увеличения слов глаголет, умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя: ибо ненавидим был не токмо вельможами, но и простым народом, который почитал его за злодея и за изменника отечеству. Известно также из Священной истории, коль жестоко Саул гнал его, сопровождаемый многими полками воинов. Изобразив таким образом всеобщую ненависть и безчисленное множество враждующих, утверждает, что без всякия причины толь жестоко страждет. Ибо речение – туне означает то же, что враги его, ничем не будучи обижены, желают ему смерти, и потому нарицает гонение их неправедным. Укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно. К сему еще присовокупляет и то, что враги не токмо имение его расхитили, но и самаго его грабителем и хищником порицали, и тем имени его безчестие наносили, что для человека благороднаго и чувствительнаго горше и несноснее самыя смерти. Ибо многие скорее согласятся умереть, нежели снести безчестие, нанесенное имени их. В самом деле, когда враги Давидовы расхищали имение его, то говорили о нем яко о человеке законопреступном и что они поступают с ним по долгу судей, хотя сами были безчестные люди. Мы из сего примера да научаемся сносить терпеливно не токмо досады и огорчения, но и безчестие и поносныя укоризны, ежели когда случится быть оклеветанным. Ибо ежели Сам Христос, источник всякия правды и святыни, не избегл ложных клевет, то почто нам смущаться в подобном состоянии? Почто не пребывать в подвиге добродетели и честности, когда сие бывает для испытания нашего добродушия?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Господь приближается к смертной пропасти; ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество, чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти. Спаси мя от брвния, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих, ст. 15, 16. Но ад, попранный силою Божества, даст Ему свободный путь в царство живых, как победителю. С сим вместе пророк открывает и почти всеобщую в Иудее ненависть к Спасителю: чужд бых братии моей и странен сыновом матери моея, ст. 9, и страдание Его о доме Божием, обращенном в дом купли: яко ревность дому Твоего снедемя, и поношение поносящих Ти нападоша на мя, ст. 10, и попечение о верных учениках Своих: да не постыдятся о мне терпящий тебе Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущий Тебе, Боже Израилев, ст. 7, и совершенное оставление в подвиге страдания: поношение чаяше душа моя и страсть, и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох, ст. 21, и томление жаждою, и напоение желчью с оцтом: и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта, ст. 22, и наконец - бедственную участь ненавидящих Его: они потребятся от книги живых и с праведными не напишутся, ст. 29.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно («без вины и несправедливо»); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал («чего я не отнимал, то должен отдать»). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей (Мф XXVI:63-65; XXVII:11), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и прообразовательный смысл.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Взывающий о помощи находится в величайшей опасности; его усиленный вопль и ожидания были доселе напрасны. Бесчисленное множество ненавистников и гонителей окружают его и делают ему несправедливые притязания. Тогда; – чего прежде не похищал, должен был после возвращать.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях

Желая честнее и точнее показать, кто причиною всех его бедствий, псалмопевец говорит здесь о многочисленности и великой силе врагов его. Не глубина морская, как бы так говорит он, не болотная тина и не другие страшные явления видимой природы, с которыми я сравниваю мои бедствия и скорби, не бездушная природа, а люди, без причины возненавидевшие меня, враги многочисленные и крепкие силами довели меня до такого ужасного положения. Не только придворные и приближенные Саула, но и простой народ, по причине распространенной первыми клеветы на Давида, почитал его если не за злодея, то, по крайней мере, за изменника отечеству. Кроме того, многочисленное войско, сопровождавшее Саула во всех его преследованиях Давида, считало последнего также за царского врага и крамольника. О всем этом множестве враждующих против него псалмопевец и говорит: ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей: враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; они поступили со мной так, что не только расхитили мое имущество, но и самого меня порицали, как грабителя и хищника: чего я не отнимал, то должен отдать (яже не восхищах, тогда воздаях); они, таким образом, взводили на меня преступления, которым я не причастен.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible