Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Яко несть в смерти поминаяй Тебе. Поелику время покаяния стало у меня продолжительно; то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. А потому и прошу поспешить милостию.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Посмотри, сколько он приводит причин ко спа­сению. «Ибо я», говорит, «немощен; ибо кости мои потрясены» так как я прошу этого у Господа; «ибо в смерти нет памятования о Тебе», – выражая этими словами не то, будто наше бытие окан­чивается с настоящей жизнью, – нет, он знал учение о вос­кресении, – а то, что после отшествия отсюда покаяние уже не может иметь места. Так и богач исповедовал грехи свои и раскаивался, но это не принесло ему никакой пользы по не­благовременности (Лк.16). И девы желали получить елей, но никто не дал им (Мф.25). Поэтому и пророк просит, чтобы здесь были омыты грехи его, дабы пред страшное суди­лище он мог предстать с дерзновением.

Беседы на псалмы. На псалом 6


Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой на­дежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: «на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов. 3:23).

Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть по­каяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для вен­цов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – «спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в… аду… кто исповедает Тебя?». Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко несть в смерти поминай Тебе, во аде же кто исповестся Тебе

Посему умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания; потому что для них не имеет места врачевство покаяния.

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе

Посему я спешу, посему трепещу, посему напрягаю силы, достоверно зная, что если настигнет [меня] конец жизни моей, то во аде никак мне не принести покаяние. Ибо нет во аде покаяния, нет по смерти прошения, нет во гробе оставления [грехов]. Наша жизнь подобна торгу: как только торг прекратится, никто не может там что-либо купить. Если поприще прекращено, то никто не подвизается на нем и не получает венок. После того как спускается ночь, ни рыночная площадь, ни прибыль не видны. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, завершающем жизненный путь: «Смерть… мужу покой, егоже путь сокровен есть: затвори бо Бог окрест его» (Иов.3:23). Там, где Бог затворил, – как возможно покаяние? Сия жизнь – жизнь труждающихся, та – увенчанных венком. Сия жизнь – явление Божьего человеколюбия, та – истинного правосудия. Посему спаси мя ради милости Твоея, яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? Кто? Никто. А потому хорошо заранее готовить себя к тому [грядущему] путешествию, запасаясь на путь всем необходимым, дабы то ночное и темное время не застало нас неготовыми, как неразумных дев. Зная это, и другой мудрец заставляет нас подняться, побуждает к рвению и говорит: «уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село» (Притч.24:27). Селом я называю человеческую жизнь, ибо «всяка плоть сено и всяка слава человек яко цвет травный» (Ис.40:6). – «Уготовляй на исход дела твоя», потому что «человек, яко трава дние его» (Пс.102:15), и «уготовися на село», ибо «яко цвет селный, тако оцветет» (Пс.102:15), опадет, и иссохнет, и «восстанет на глас птицы» (Еккл.12:4) всякая трава, то есть «во гласе архангелове и последней трубе» (1Сол.4:16) всякая плоть восстанет из мертвых (ср. 1Кор.15:52). И вновь сказано: «поминай последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир.7:39). Пророк всегда помнит о последних своих, всегда имеет страх о том страшном часе и непрестанно в умилении проводит ночи, плача и рыдая.

Слово на 6-й псалом

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О бессмертии души


Сектанты говорят: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным»(Пс.12:4); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6).

Православный ответ: говорится о той же нравственной смерти людей греховных, не способных благословлять Господа Бога.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Яко несть в смерти поминаяй Тебе (Ибо умерший не вспоминает Тебя).

Смертию здесь пророк называет грех, так как он есть виновник смерти; ибо сначала явился в мир грех, а за ним уже явилась и смерть, как его следствие. И так, говорит пророк, тот, кто творит грех, в то самое время не помнит уже о Боге, как бы опьяневший от этого греха и ослепленный им. Или же: пророк называет здесь смертию время кончины, когда человек вместе с жизнь утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно.

Во аде же кто исповестся (исповедается) Тебе?

Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом—за нею наступает уже собственно время воздаяния.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе?

Третий довод берет от славы Божией. Молю, говорит, да не яростию Твоею обличиши мене (Пс.6:2). Если же это сотворишь, без сомнения, на смерть вечную осужден буду. Если же осужден буду, пострадает от части память Твоя, и хвала Твоя. Осужденные в ад не вспоминают о Боге, не исповедуют благодеяний и милостей Твоих. Те, кто место это толкует как о смерти телесной и под именем ада понимают гроб, неосновательно приводят слова Езекии царя у Исаии положенные: не похвалят Тебе иже во аде, ни умершии возблагословят Тя (Ис.38:18). Ибо и это место по всему понимать нужно как о смерти вечной, и об осужденных в ад . Хотя Езекия и боялся умереть телесно, но не меньше боялся умереть и душевно, потому и воспел свою песнь в возблагодарение Богу, поскольку понял от дара телесного здравия, как от знамения Божественного о себе благоволения, отпущения грехов и избавление от опасности геенны. Оттого и произнес эти слова: Ты избавил еси душу мою, да не погибнет, и завергл еси за мя вся грехи моя: не похвалят бо Тебе иже во аде, ни умершии (то есть осужденные в геенну) возблагословят Тя, и не надеются, иже во аде, милости Твоея (Ис.38:17-18).

В самом деле, если бы об одной смерти телесной это понимать надлежало, то были бы весьма маловажны доводы Пророка, который вопреки говорит, что умершие телесно и лежащие в гробу хотя и не хвалят Бога по телу (невозможно ибо это), но души их, живущие вечно, хвалят Его. Тела же, лежащие в гробу, ожидают правды Божией, то есть верного обетования воскресения. Одни только спускающиеся в ад на вечное осуждение и не ожидающие сказанной Божьей правды не воспоминают о Боге, не хвалят Его и никогда хвалить не будут. Так понимает это Езекиино место Иероним, в толковании на Исаию, и иные Отцы.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?

«Этими словами, – говорит св. Злат., – выражается то, что после отшествия отсюду покаяние уже не может иметь места». «Поскольку время покаяния стало у меня продолжительно: то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места покаянию. А потому и прошу поспешить милостию» (Св. Афан.).

«Умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни; ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания, потому что для них не имеет места покаяние» (Бл. Феод.). Здесь слово: поминаяй означает деятельное памятование о Боге или хождение пред Богом, угождение Господу; исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние, решительная нравственно-добрая перемена, какая возможна только в настоящей жизни, при благодатных средствах св. Церкви. Слово: ад означает в Священном Писании смерть, гроб, могилу, состояние по смерти. См. Пс. 87:12, 29:10, 113:25.

С Евр.: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»?

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе

Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там «нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога - значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (см. кн. Иова XII:12-14; III:13-20). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Я́ко несть в сме́рти помина́яй Тебе́, во а́де же кто испове́стся Тебе́?

Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?


Шестой Псалом – нарочито покаянный (стихи со второго по восьмой). Но Давид здесь говорит не столько о самих грехах, сколько о своем раскаянии в них и о своей Богооставленности из-за них. Умоляя Господа не обличать и не карать его в гневе Своем, он смиренно указывает и на немощь свою, и на то, что пришли в смятение и кости, и душа его. В раскаянии своем он, оказывается, не только утруждал себя вздохами сердечными, но и омывал слезами постель свою, и это на всякую ночь. От сознания этого гнева Божия пришли в смятение и взоры его, и как бы ветхим, бессильным стал он и пред врагами своими. Взывая к милости Господней об избавлении души его от всех этих бед и зол, Давид говорит и о смерти, может быть, в сознании, что ее заслужил (особенно, как нужно думать, грехом против Урии). И мы видим, что такая смерть страшит его, ибо она отнимет у него возможность покаяния, а с ним и возвращения близости к Богу, почему он в середине Псалма и говорит: «яко несть в сме́рти помина́яй Тебе́: во а́де же кто испове́стся Тебе́?».

«Если же осужден буду, пострадает отчасти память Твоя и хвала Твоя. Ибо осужденные не вспоминают о Боге, и не исповедают благодеяний и милостей Твоих».

Псалтирь протолкованная. Том I

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты (адвентисты) говорят:   Нижеследующие «тексты Священного Писания доказывают, что люди после смерти ничего не знают ни в каком случае и никакого сознания не имеют».

а)  «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс.145:3-4).
 

Ответ:   Из многих мест Священного Писания приведенных нами выше видно, что душа по смерти тела сохраняет все силы и способности, данные ей Богом (остается мыслящей, чувствующей и действующей), и продолжает жить полною внутреннею жизнью, при чем обладает даже большим ведением сравнительно с тем, когда пребывала в теле (1Кор.13:10-122Кор.5:8).
Указываемые сектантами тексты также не подтверждают мысли о бессознательном состоянии души человека после его смерти.

«Пророк Давид излагает (Пс.145:3-4) причину, – говорит Евфимий Зигабен, – по которой нет спасения у начальников. Он ее полагает в том, что душа князя, на которого ты надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смертный человек и не пребывает бессмертным. Α по исходе души из тела его, оно обращается через разрушение в землю... Днем Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т.е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и другом, подобном тому».

«Не надейтесь на князей... Добрый совет, – замечает блаженный Феодорит, – потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князья чтят справедливость. Α если бы и то и другое было, то надобно иметь в виду бренность естества... Смотри на природу и не полагайся на власть, потому что дни человека, что трава (Пс.102:15). Духом пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему по Божественному определению (Быт.3:19). По разлучении души с телом и по разрешении тела в прах суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо, представив, что богатый, у которого был хороший урожай в поле, замышляет разорить житницы и построить большие, присовокупил: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил». (Лк.12:20). И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога».
 

б) «В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6).
 

Ответ:   «Яко несть в смерти поминай тебе; во ад же кто исповедается тебе. Пророк выражает этими словами не то, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – будто наше бытие оканчивается с настоящею жизнью; нет, он знал учение о воскресении, и то, что после отшествия отсюда покаяние уже не может иметь места. Так и богач исповедовал грехи свои и раскаивался, но это не принесло ему никакой пользы по неблаговременности (Лк.16). И девы желали получить елей, но никто не дал им (Мф.25). Поэтому и пророк просит, чтобы здесь были омыты грехи его, дабы пред страшное судилище он мог предстать с дерзновением».
«Убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. Α потому и прошу поспешить милостью».(св.Афанасий Великий)
«Пророк называет здесь смертью время кончины, когда человек вместе с жизнью утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно. Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом за нею наступает уже собственно время воздаяния». (Евфимий Зигабен)
 

в)   «Не мертвые восхвалят Господа, не все нисходящие в могилу, но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек» (Пс.113:25-26; Ис.38:18).
 

Ответ:   «Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах, – пишет святой Иоанн Златоуст. – Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая о них в молитве (Исх.32:13). Также три отрока их именем молятся о спасении (Дан.3:35). Если же они имели такую силу, то как они мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22).
Праведник, и скончавшись, не умер... а кого ожидает бесконечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни – мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому то и пророк не сказал просто: живые, – но: мы живые, – указывая на себя самого... и на подобных ему, живущих добродетельно... отныне и вовек. Видишь ли, что и это прибавление означает тоже самое? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, кто живет всегда славною жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те – во свете и славе, занимаясь с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу».
 

г)   «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовек ни в чем, что делается подо солнцем» (Еккл.9:5-6).
 

Ответ:   Екклесиаст признавал бессмертие душ (Еккл.12:7) и в приведенном месте выражает взгляд с точки зрения земной жизни на состояние душ умерших людей, как на состояние полу жизни, с ничтожными признаками сознания и чувства. В других местах ветхозаветного Откровения имеются свидетельства о сознательной жизни умерших, которые представляются способными отличать себя от других подобных душ, беседовать с ними (Ис.14:9–10), утешаться (Иез.32:31), молиться (2Мак.15:12–14). Вообще, нужно иметь в виду, что ветхозаветное библейское учение о загробном состоянии души, в сравнение с новозаветным, когда Бог говорил нам в Сыне (Евр.1:2), есть только начатки учения об этом предмете, не всегда ясные и определенные.

 

Православная Церковь и сектанты

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе

По русскому переводу: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Слово поминаяй означает деятельное памятование о Боге, или хождение пред Богом, угождение Господу. Ад (от греч. – «не видеть») собственно означает темное место, а в переносном смысле – гроб, могилу, вообще состояние по смерти. Исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена, какая только возможна в настоящей жизни, при благодатных средствах Святой Церкви. Таким образом, смысл изречений сего стиха может быть выражен так: спаси меня, Господи, милостью Твоей: ибо я боюсь, как бы смерть не предварила Твоего милосердия, милости прощения грехов моих,– так как по смерти невозможно благоугодить Тебе; смерть низводит во ад, а во аде уже нет места покаянию.

Объяснение священной книги псалмов

Псалтирь в святоотеческом изъяснении

Ст. 5-6 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе;

Все спасение наше должно приписывать только «милости» Божией за приносимое нами покаяние. Во «аде» нет покаяния. Ныне Дух Святый хотя и не имеет общения с недостойными, однако же некоторым образом сопребывает с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их обращения; а по смерти Дух совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать. Поэтому нет им после «смерти во аде» исповедания, потому что там не сопребывает уже помощь Духа Святаго (Василий В., Анастасий).

Псалтирь в святоотеческом изъяснении

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka