Скрыть
Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою. Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его (Пс. 70:11)?

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Симмах переводит так: да посрамятся и истребятся сопротивляющиеся душе моей, да обманутся в своих начинаниях, да пожнут от сего стыд, и безуспешными останутся несправедливо устрояющие мою гибель.

«Да облекутся в студ и срам ищущии злая мне». Да соделаются достойными посрамления и осмеяния подвергающие меня всякаго рода бедствиям.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою.

«Да исчезнут» Симмах перевел: да истребятся, а вместо слов: душу мою, принимая их за описание, поставил: меня. Клеветать же свойственно всякому врагу как чувственному, так и умственному.

Да облекутся в студ и срам ищущии злая мне.

Пусть оденутся стыдом и срамом ищущие мне падения. Глаголы сии, стоящие (на греч.) в форме повелительной, имеют значение желательных: и да постыдятся и облекутся в стыд, как мы изъяснили в предыдущем 69 псалме, и как сказано в 108-м: да облекутся лгущие на меня в срам и оденутся, как одеждою, стыдом своим.

Слова Афанасия: Когда Ты сам поможешь мне при оскорбительном их отзыве о мне, что я оставлен Тобою, тогда они возвратятся со стыдом, как нашедшие свои клеветы на душу мою тщетными. Какие ж клеветы, как не состоящие в словах: Бог оставил его?

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 10-13 Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от Мене: Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и изчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне

Не можно словами изобразить, коль трудно и тяжко было то искушение, когда нечестивые почитали Давида за человека отверженнаго Богом. Ибо слова сии: Бог оставил есть его – не без умысла разсевали повсюду, но с злым намерением – так, как бы были совершенно удостоверены в нечестии Давида, за которое Бог оставил его. Но Давид мужественным духом переносил неправедные толки их, уповая на милость Вышняго и усердно к Нему прибегая. И нет сомнения, что нарицая Его Богом своим, тяжкое и жестокое оное нападение как бы некиим щитом отражает. Далее испрашивая помощи у Бога, купно молится, дабы враги посрамлены были, донележе все погибнут. Впрочем поелику уже протолковали мы, каким образом должно разуметь клятвы сии, сего ради нет здесь нужды повторять их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Да постыдятся и изчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне

Хитрые враги его считали его уже погибшим, оставленным Богом; пусть же Бог поэтому тем ближе станет к нему со Своею помощью и нанесет врагам постыдное поражение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Боже мой, не удалися от Мене: Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне

Здесь Давид, сознавая виновность свою пред Богом и в то же время проникнутый твердым и искренним упованием на Него, умоляет, чтобы Господь не удалился от него, как удаляется Он от тех людей, которые грехами своими возбуждают праведный гнев Божий и сами бывают причиною того, что Бог отвращает лице Свое от них (см. Ис. 59:2). Вместе с тем он просит помощи себе и суда над теми врагами его, которые оклеветали его в нечестии, за которое будто бы Бог отринул его и удалился от него, причем эту молитву выражает почти теми же изречениями, какими молится в стихах 2-3 псалма 69. Он как бы так говорит: Господи! Грех мой пред Тобою всегда, но я верую и надеюсь, что Ты, милостивый к кающимся грешникам, простишь мне грехопадения мои и не удалишь Свою милость от меня: Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и да исчезнут клевещущие на душу мою, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла. Смысл стиха 13 св. Афанасий Александрийский выражает так: «Когда нападут на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне; тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: «Бог оставил есть его» (ст. 11)?»

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible