Скрыть
И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 18-19 И даже до старости и престарения. Поелику сам Христос, по воскресении из мертвых, дал им обетование, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28,20), то и просит, чтобы на нем исполнилось cиe обетование: Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою. Если не оставишь меня, по обетованию Твоему, Владыко, то можно будет тогда возвестить мышцу Твою будущему из язычников и верному роду. Какая же это мышца, говорит о сем далее: Силу Твою и правду Твою. Называет силою, потому что связал крепкого и расхитил сосуды его, и правдою, потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже, даже до вышних. Возвещу, говорит, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию. Это подобно следующему: яко и сама тварь свободится от работы истления (Рим. 8,21). Боже, кто подобен Тебе? Благодарит за то, что, древле за грех справедливо осужденный на смерть, не пребыл в смерти, но по Божию человеколюбию избавлен Христом от истления.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-18 «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им.

«Яко не познах книжная». «Вниду в силе Господни». Симмах перевел так: не умею изчислить. «Вниду в силе Господни». Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею изчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: «многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе», присовокупил: «возвестих и глаголах, умножишася паче числа» (Пс.39:6). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое; но впрочем «вниду в силе Господни», и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя.

«Господи помяну правду Тебе единаго». «Боже мой научил мя еси от юности моея». Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностию называет Пророк времена великаго Моисея, ибо чрез него дан был закон.

«И до ныне возвещу чудеса Твоя». «И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостоивай меня попечения Твоего.

«Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Давид пророчески предсказывает будущее, и старостию называет окончание закона, – а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, разсуждая о Новом Завете; говорит же так: «внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления» (Евр.8:13). Посему и здесь Давид пребываюших в Вавилоне пророчески научает сказать: «и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: «дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».

Евфимий Зигабен (†1118)

И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене.

Последнее старшинство и достоинство человека есть старость, от которой старец и называется старейшим. Кто не оставлен Богом, но сохранен до старости своей, тот, очевидно, не будет оставлен, но будет сохранен им до конца жизни своей. Или можно это разуметь иначе так: до—поставлено неопределенно по свойству священного Писания, а разумеется вместе и те и последующее за сим расстояние времени.

Феодорит замечает, что «даже» не есть слово определенное; ибо он не говорит: не оставь меня до того времени, а после—оставь; так как это было бы весьма нелепо, но вместо сих слов: помоги мне—и теперь по своему обычаю, дабы мне иметь время рассказывать о силе Твоей.

Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему.

Мышца Божия есть сила Его, так как в мышце, то есть, в части руки до локтя заключается сила рук, как сказано и в другом месте, то есть в 43-м псалме. Под родом будущим разумеется род из язычников, или христианский, по Афанасию и Феодориту, который имел прийти во время вочеловечения Христова, как сказал и в 21-м псалме: известно будет Господу о роде идущем. Некоторые списки имеют: доколе не возвещу, (εως αν απαγγελω), a другие: доколе не возмогу возвестить (εως αν απαγγειλω).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 17-18 Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу твою роду всему грядущему

Здесь паки проповедует Давид, колико обязан был Божиим благодеяниям, дабы чрез то не только расположить себя к благодарности, но и укрепиться в надежде на будущее время, как видно из следующаго стиха. А понеже Бог не токмо словом, но и делами научает нас, то Пророк сию вторую часть наипаче замечает здесь, показывая, что он от самаго младенчества из безчисленных опытов научился, и в сей науке довольно успел, что нет ничего лучше и спасительнее, как уповать на единаго Бога. А дабы никогда не мог забыть сего на опыте основаннаго учения, сего ради глаголет: и до ныне возвещу чудеса Твоя, дабы неблагодарностию своею не пресечь течения милостей Божиих, а наипаче дабы не пострадать сего под старость. Ибо молитва его основывается на таком умозаключении, аки бы сказал: Боже, Ты от юности моея всегда был еси щедр и милостив ко мне: ныне, когда изнемогают силы мои, не подашь ли руку помощи Твоея? И конечно, так надобно разсуждать, что когда Бог удостоил нас промысла Своего еще сущих младенцев, и не токмо от юности содержал нас в милости Своей, но и чрез все течение жизни не преставал благодетельствовать нам, то нельзя статься, чтоб при кончине без помощи оставил. Для того частицу и должно брать здесь в заключительном смысле, аки бы сказано было, что Бог, Котораго благость никогда не истощается, и Который всегда пребывает неизменен, таков же будет к нам престарелым, каков был и к юным. Потом и другим доказательством молитву свою подтверждает, показывая, что ежели оставлен будет в старости, то и милость Божия, которою доселе подкрепляем был, останется без проповедника. Таким образом просит Давид, чтоб Бог до самой кончины жизни помогал ему, дабы мог он возвестить и потомкам своим безпрерывное течение милостей Его, и при самой смерти засвидетельствовать, что Бог верных рабов Своих, прибегающих к Нему, никогда не оставляет. Ибо под именем рода грядущаго разумеет сынов и внуков, до которых память милостей Божиих не иначе дойти может, как по совершенном исполнении течения своего. Под именем мышцы разумеет Божию крепость, яко действие правды Его. Между же тем сими именами проповедует образ избавления своего, которым себя поздравляет, показывая, что Бог явил на нем пресветлое знамение чудныя силы Своея.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему

Да не оставит же его Бог и теперь в глубокой его старости, да поможет ему всемогущею Своею рукою и да даст возможность благодарно возвещать потомству беспредельное (даже до вышних) Его могущество и правду, являемую в такой помощи. Престарения – почетное преимущество старости, которым старик пользуется, например, как старший в доме, в обществе; потом глубокая старость.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 18–19 И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен тебе

Здесь под старостию и престарением псалмопевец разумеет последний период земной жизни человека и просит Бога, чтобы Он, защищавший его Своим всесильным покровительством и заступлением во дни юности и в зрелом возрасте, не оставил его Своею милостию и во время старости, когда при оскудении и ослаблении сил телесных и духовных он особенно будет чувствовать нужду в Его покровительстве и сильной защите. Таким образом, Давид просит, чтобы Господь Бог до самой кончины жизни его помогал ему, чтобы ему тем самым предоставлена была полная возможность возвестить и потомкам своим беспрерывное течение милостей Божиих и при самой смерти засвидетельствовать, что Бог никогда не оставляет верных рабов Своих, возлагающих на Него единого все упование свое. Под именем рода грядущаго разумеет внуков и дальнейших потомков своих, а под именем мышцы – всемогущую силу Божию, о которой говорит и в псалме 43 (ст. 4) и которая творит чудеса «на небеси и на земли» (Пс. 113:11). По словам блж. Феодорита, «род грядущий есть род, наставший по вочеловечении Единородного Сына Божия, после Которого составилась Церковь из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных апостолов. Об этом роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: «Возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь» (Пс. 21:31–32). Поэтому кроме народа иудейского должен быть другой народ, о котором пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому и здесь говорит: не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду грядущему, силу Твою и правду Твою. И сие сходно с предсказанием патриарха Иакова: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков» (Быт. 49:10) [6, с. 352–333]. И не только мышцу Твою, т.е. всемогущую силу Твою, но и правду Твою, Боже, возвещу даже до вышних, т.е. до небес. Здесь псалмопевец другими словами повторяет то же самое, что и выше (ст. 15) сказал, что он обязуется возвещать правду Божию, которая, как сказано при объяснении 2-го стиха, есть Сам Сын Божий, Спаситель мира: я, говорит, возвещу, что Кровию Своею Ты, как Правда вечная, искупишь не только земное, но и небесное, вместе с тем я возвещу и те великие дела, которые явил Ты, Господи, в жизни моей, которые соделал для меня. По этим делам Твоим всякий должен убедиться, что никого невозможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе: Боже, кто подобен Тебе!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible