Скрыть
Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Снидет яко дождь на руно, то есть безмолвно, сказал же это по причине утаенного Его пришествия.

Толкование на псалмы

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю

Соломон, когда построил чудесный храм и провидел Идущего в оный, с удивлением говорит: «аще истинно поживет Господь с человеки на земли» (3Цар. 8, 27)? Давид, предупреждая сей вопрос, истинно так, говорит в надписанном на Соломона псалме, в котором сказано: «снидет яко дождь на руно». «Дождь» – сим означается небесное Его происхождение, а «на руно» – Его человечество. Ибо дождь, падая на волну, падает без шума, так как и волхвы, когда неизвестна была тайна рождения, говорили: «где есть рождейся Царь иудейский» (Мф. 2, 2)? и Ирод смутившись, выведывал о Родившемся и спрашивал: «где Христос раждается» (Мф. 2, 4)?

Кто же есть Сей сходящий? Давид говорит тут же: и «пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (Пс. 71, 3). Другой пророк также говорит: «радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй» (Зах. 9, 9). Царей много, о каком же Царе ты говоришь, пророк? Покажи нам такой признак, которого не имеют другие Цари. Если ты говоришь о Царе, порфиру носящем, то сие отличительное украшение уже имеют; если ты говоришь о Царе, сопровождаемом воинами и сидящем на позлащенной колеснице, то и сие другие уже имеют. Покажи нам особенный признак того Царя, которого пришествие ты возвещаешь. Пророк, ответствуя на сие, говорит: «се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй: той кроток и всед на подъяремника и жребца юна», а не на колесницу. Вот единственный признак приходящего Царя. Из всех Царей один только Иисус, сев на жребя, не бывавшее под ярмом, при хвалебных восклицаниях въехал во Иерусалим, как Царь. Что же делает пришедший оный Царь? «И ты в крови завета Твоего испустил еси узники Твоя от рова, неимуща воды» (Зах. 9, 11).

Поучения огласительные 12

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

Где же он возвестил это? Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: «сойдет, как дождь на руно« (Пс.71:6), потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в то же время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в то же время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: «сойдет, как дождь на руно». Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: «который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» (Пс.40:10). Скажи же о суде Его: «зачем волнуются народы, и племена замышляют тщетное?» (Пс.2:1). Скажи и о кресте: «они пронзили руки мои и ноги мои», «сосчитали все кости мои» (Пс.21:17–18). Скажи и о желчи, дан­ной Ему: «дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Скажи и о помазании Его: «умастил елеем голову мою» (Пс.22:5). Скажи и о крещении Его: «у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:2). Скажи и о таинствах Его: «приготовил для меня трапезу против притеснителей моих» (Пс.22:5). Скажи о чаше Его: «чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!» (Пс.22:5). Скажи об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов» (Пс.49:9). Скажи и о хуле на Него иудеев: «он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если… угоден Ему» (Пс.21:9). Скажи и о спасении языч­ников: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое» (Пс.2:8). Скажи и о погребении Его: «что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление» (Пс.15:10). Скажи и о вознесении Его на небеса: «вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном» (Пс.46:6). Скажи и об избрании апо­столов: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» (Пс.44:17). Скажи и о лике дев: «приведутся к Царю девы во след Ее» (Пс.44:15). Скажи и о призвании Церкви: «предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» (Пс.44:10). Скажи и о сидении Его одесную Отца: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1).

Беседа о Давиде царе и Павле апостоле; о покаянии


«Сойдет, как дождь на руно». Что это значит? Это значит, что Сын Божий, явившись на землю, пришел не с потря­сением вселенной, не среди блеска молний и грохота громов, наконец без обнаружения Своей божественности. Этого не вынесли бы горы (земные), потому что «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется… горам, и они задымятся« (Пс.103:32). Если бы Он обнаружил Свое действительное бытие, тогда бы солнце погасло, луна померкла, море иссохло, земля погибла, наша природа обратилась бы в ничто. Поэтому Он облекся в плоть, пришел тихо и без шума, так что никто не знал, даже сам диавол. Пришел тайно и вселился в девическую утробу. О, чудные и неслыханные дела! Камень расседается, а утроба не расседается; горы разрушаются, а утроба носит Бога! Как объяснить? Как понять? О, безумие еретиков! Как раба но­сила Владыку? Исследующий небесное (рождение Сына), объясни зем­ное: как Вездесущий был в утробе, и в тоже время не был заключен в ней? Потому что и в утробе Он был и на престоле восседал. Как это (могло быть), я не знаю; принимаю верою и не допытываюсь умом. Итак, как Он хочет придти на землю тихо, никого не устрашая и не смущая, то (и сказано): «Сойдет, как дождь на руно». Не сказал (псалмопевец): на землю, но: «на руно». Действительно, падая на землю, дождь производит шум, падая же на шерсть и руно, шума не производит, потому что мягкость шерсти заглушает силу падения дождя.

И чтобы ты знал, что Он пришел тихо, не смущая и не тревожа никого, не губя и не поражая (сказано): «Сойдет, как дождь на руно». Ты сказал о снисхождении Его, совершившемся без шума; скажи и о предании Его. «Человек… который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» (Пс.40:10). Скажи о зависти иудеев: «возненавидели Меня напрасно» (Ин.15:25, ср. Пс.34:19). Скажи и о суде над Ним: «зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его» (Пс.2:1–2). Скажи и о кресте Его: «они пронзили руки мои и ноги мои…, сосчитали все кости мои» (Пс.21:17–18). Скажи о пище и питье Его: «и дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Скажи и об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов» (Пс.49:9). Скажи и о призвании язычников: «все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен,… Царь великий на… всей земле…» (Пс.46:2–3). Скажи и о злословии против Него иудеев: «уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему» (Пс.21:9). Скажи и о гробе Его: «положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную» (Пс.87:7). Скажи и о воскресении Его: «не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление» (Пс.15:10). Скажи и о вознесении: «вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном» (Пс.46:6). Скажи и о сидении Его: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1). Скажи и о славе Его Церкви: «предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» (Пс.44:10). Скажи и о лике девственниц: «приведутся к Царю девы во след Ее» (Пс.44:15). Скажи и об избрании апостолов: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» (Пс.44:17). Скажи и о крещении: «у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:2). Скажи и о таинствах: «приготовил для меня трапезу против притеснителей моих» (Пс.22:5). Скажи и о помазании: «умастил елеем голову мою, и чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна» (Пс.22:5). Скажи и о ходатайстве за язычников: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое» (Пс.2:8).

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю

Сим ясно представил нам Пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно. Как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе; так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившаго с Мариею обручника. Уже в последствии по зачатии, подозревая нечто необычайное, «восхоте тай пустити ю» (Мф.1:19); но дознал от Ангела, что рождение сие есть не человеческое, а духовное.

Евфимий Зигабен (†1118)

Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю

Сими словами изображается тайна воплощения Бога Слова, сошедшего во чрево Девы без всякого ощущения, подобно тому, как снисходит дождь на руно из шерсти, без всякого стука и ощущения для слуха, и капля падает на землю нечувствительно и не производя знака на ней. Под каплею здесь разумеется падающая с облаков изредка и по одиночке до начала дождя.

Слова Феодорита: Как руно, принимая дождь, не делает никакого шума и капли росы, нисходящие на землю, не производясь никакого ощущения в слухах, так без голоса и шума снизошло в ложесна девические Слово и тайно произведено зачатие, так что и живший с нею обручник ничего не заметил. А некто сказал, что поелику капля снисходит на землю с шумом, то по сему Дева названа руном, как произшедшая от Адама, которого Евангельская притча называет овцею заблудившеюся от сотни. На ней открылось то, что совершено по желанию Гедеона, что означала земля и руно попеременно, то орошаемые, то оставшиеся не орошенными… Итак, первое снисхождение, по Евсевию, как дождь на руно; а учение по всей вселенной – распространилось с большим движением. Ибо по всей земле разнесся голос их, и следовательно как капли, каплющие на землю. Еще руно означает Израиля, по Дидиму, а земля – язычников. Ибо Господь прежде пришел к овцам дома Израилева, а потом к язычникам, дабы напоенная каплями Его могла принести духовные плоды.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Книга Исхода, глава 3. Купина, огнем горящая, несгораемая. (Исх. 3:2) Не была ли она образом Богородицы Девы, по общему толкованию святых Отцов, которая, приняв во чрево огонь Божества, осталась непорочной в Своем Девстве.

Книга Судей Израилевых, глава 6. Руно Гедеоново орошенное. (Суд. 6:37) Не было ли оно образом Богородицы? На Нее, как дождь на руно, сошел Сын Божий, словами псалма: Низойдет Он, как дождь на руно, словно капли, падающие на землю (Пс. 71:6).

Что вы на это скажете, противники святых икон? Или отвергните все образы и вознегодуйте на Того, Кто повелел их создать, или примите всякий образ по рассуждению и приличному рассмотрению.

ГОВОРИТЕ: Но ты советуешь принять нам кумиров?

ОТВЕЧАЮ: Я говорю об образах, а не о кумирах. Одно дело образ, другое же кумир. Кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто: Мы знаем, что идол в мире ничто (1Кор. 8:4), поскольку образует бога, который Богом не является. Икона же образует нечто истинное, как, например, икона Христа образует Христа, истинного Бога нашего. Икона Богородицы образует истинную Богородицу, и так далее. 

Знали ли Израильтяне, создавшие скинию, ковчег, херувимы и другие образы, о заповеди Господней не создавать кумира или не знали? Не можете сказать, что не знали, ибо заповеди Господни хранились на скрижалях в ковчеге. Если же знали, то почему создали херувимы и другие образы? Создали по повелению Божию. Если им было велено, то кто запретил нам? Если вы приведете какие-либо запреты из Писания, то они относятся к идолам и на них направлены. Многие образы появлялись в Ветхом Завете и без повеления Божия, что вы обнаружите во второй части. Если они появляются во славу Божию, то на это не всегда требуется повеление: достаточно повеления в общем, если что-то делается во славу. Если хотите знать, кто нам повелел создавать иконы, то это Христос, Апостолы и вся Святая Кафолическая Церковь: Христос – изображением лица Своего на убрусе. Апостолы – и Преданием, и изображением икон Богородицы, как Апостол Лука. Вся же Церковь Святая – Соборным утверждением. Если же кто Церковь Соборную не слушает, тот язычник и мытарь, по Слову Христа. Ветхозаветное повеление Божие создавать образы во славу Его перешло и к нам.
 

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю

Сие подобие месту сему весьма прилично. Оно изображает, коликая происходит польза от благоучрежденнаго и законнаго правления для всех вообще. Известно, что кошение лугов бывает с начала лета, когда начинает сильно действовать солнечный жар. Земля ежели бы новым не оросилася дождем, то бы и самыя коренья злака, по причине наготы земли, изсохли. Отсюду научает Пророк, что Бог не иначе промышляет о благосостоянии церкви Своея, покровительствуя оную руками царей, как защищает землю от солнечнаго зноя чрез орошение дождя. Исполнение события сего наипаче видим во Христе, Который источая свыше таинственную благодать, соделовает церковь Свою и цветущею и плодоносною.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю.

С Евр.: «Он сойдет, как дождь, на скошенный луг, как капли, орошающие землю», – т.е. безмолвно; «сказал сие (Давид) по причине утаенного Его (Мессии) пришествия» (Св. Афан.). «Без шума, крайне безмолвно и таинственно. Как руно (шерсть), принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе: так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившего с Мариею обручника» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна.

«Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. - «Процветет праведник и будет обилие мира» - пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира («обилие мира»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю

Явление Его может быть сравниваемо с чудным, живительным, оплодотворяющим жаждущую землю дождем. На руно; с евр. на скошенный луг, или луговую зыбь. LXX, понимая псалом в мессианском смысле, перевели на руно, имея в виду руно Гедеона (Суд. 6:37) и под ним разумели тип святого (белая волна) народа, к которому имел прийти Мессия и даровать ему оживление и благословение (изображаемое в дожде или росе; ср. Пс. 132:3; Ис. 26:19; Ос. 14:6) и притом чудесным образом (роса в истории Гедеона была чудесная). Смысл с евр.: «что дождь для скошенного луга – оживляющий, оплодотворяющий – то Царь-Мессия для Своего народа». Св.отцы изъясняют этот стих о нисхождении Христа на землю, и под руном разумеют то чистую утробу Богоматери, то народ иудейский. Бл. Августин под землею разумеет языческие народы, к которым пришло царство Мессии, когда отвергли оное иудеи, оставшись после бесплодными, как и руно Гедеоново после было сухо, а земля стала влажною.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, Дóндеже отъимется луна

Если понимать изречения этих стихов буквально и в историческом смысле – о Соломоне, – то нужно дать им такое значение: восшествие на царство или, что то же, воцарение сего царя будет в высшей степени кроткое, тихое и благотворное для его царства. Царь этот будет благополезен и благодетелен для своего народа, как оживляющий и оплодотворяющий тихий дождь бывает благотворен для луговой местности, или вообще для жаждущей земли. Вследствие этого, также и по причине отличающих сего царя прекрасных качеств души его: тихости, кротости, правдивости и миролюбия, – царство его обильно будет праведниками, и будет господствовать в нем вечный мир. Но это последнее, на что указывают слова дондеже отъимется луна, уже не приложимо к Соломону, а потому и всю предыдущую речь сих стихов нужно изъяснять опять в пророческом смысле, в отношении к Мессии Христу Спасителю нашему. Именно словами снидет яко дождь на руно, по изъяснению св. отцов (св. Афанасий Александрийский и блж. Феодорит), изображается тайна воплощения Бога Слова, сошедшего во чрево Пресвятой Девы без всякого ощущения, подобно тому, как неслышно и незаметно снисходит роса или дождь на руно овечьей шерсти, и как капли дождевые, до начатия дождя, изредка падая на землю, не производят никакого шума и не оставляют знака на ней [3, с. 242; 6, с. 336–337]. В соответствии с этим объяснением отцов, и Святая Церковь в богослужебных песнопениях именует Пресвятую Деву Богородину «руном одушевленным, Гедеоном предусмотренным» (см. в каноне Субботы акафиста Пресвятой Богородице, песнь 6, тропарь 2). Возсияет во днех его, т.е. во дни Христа Спасителя будет сиять правда и множество мира. По изъяснению блж. Феодорита, здесь говорится о том, что многие малые области на земле и отдельные царства, бывшие до пришествия Христа во вражде между собою и бедствуя от частых войн, во дни земной жизни Христа Спасителя были соединены в одну независимую державу Римскую, раскинувшуюся по всей вселенной (по тогдашним понятиям народа; см. Лк. 2:1). Таким образом, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, отдельных мелких владений не стало, и одно царство стало обладать над всею вселенной. Мир, принесенный Христом на землю и водворяемый Им повсюду, дал силу Божественной проповеди [6, с. 337], по распространении которой апостолами люди, преданные до того времени нечестию, научились благочестию и праведности. В основанной и утвержденной на земле Церкви Христовой возсияла праведная жизнь (правда), и народы, просвещенные верой во Христа, стали дорожить (хотя далеко не все) миром как величайшим благом: множество мира сияет и «будет сиять» в христианской Церкви дондеже отымется луна, т.е. до скончания мира, когда «солнце померкнет, и луна не даст света своего» (Мф. 24:29).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible