Скрыть
во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возсияет во днех Его правда. Ибо во время Его пришествия прекратятся все брани между народами.

И множество мира, дондеже отымется луна. Такое множество мира будет в пришествие Его, что продлится до будущих времен, в которые солнце померкнет, и луна не даст света своего (Мф. 24,29).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Возсияет во днех Его правда

Слова сии и делами подтверждаются; потому что естество человеческое, освободившись от прежняго злочестия, научилось благочестию. И если некоторые из уверовавших не живут по евангельским законам; то неизчислимыя тысячи и из воинов, и из людей частных, из городских, и сельских жителей, прилагают великую заботливость о добродетели.

и множество мира, дондеже отымется луна

Ибо древле малыя владения и отдельныя царства у каждаго народа, бедствуя от частых войн, не могли пользоваться дарами мира, непрестанно проводили жизнь с оружием в руках; и войны сии описаны многими из Римлян и Еллинов. Да и история Царств и Маккавеев показывает нам скольких бедствий причиною были малыя владения. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, владений сих не стало; одно царство обладает нашею вселенною, и водворяемый Им мир дал силу Божественной проповеди. Выражение: «дондеже отымется луна», употреблено в значении всего времени настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна

Всем ясно, что пророк духом возвестил о деяниях Госпо
да во плоти. Дни же Господа – это не дни, которые Он 
прожил во плоти на земле, а добродетели, которые, озаряя нас будто дневным светом, заставляют праведность
 восходить в нас. Что же такое эта праведность, как
 не способность [правильного] распределения, не позволяющая, чтобы худшее восставало на лучшее, то есть 
мудрование плоти на закон духа? Обилие мира настает в нас тогда, когда успокоенные [в нас] страсти пребывают [уже] не восстающими на душу. Слова же пока не исчезнет луна означают следующее: чрез познание
 Бога, рождающего в нас праведность, настает обильный 
мир, такой, что даже простые образы, производимые
 нашим изменчивым естеством – ведь это и есть луна – 
совершенно исчезают.

Вопросы и затруднения

Евфимий Зигабен (†1118)

Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отъимется луна

Будет, говорит, во дни Христа, сиять правда и множество мира. Так, по словам Феодорита, во время рождения Христова различные частные державы языческие были соединены в одну независимую державу Римскую. Вышло, говорит, от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земли (Лук. 2,1). Посему тогда города, бывшие до Христа друг другу враждебными, наблюдали между собою правду и мир, как управлявшиеся одним государством. Отнятием (αναιρεσιν) луны называет уничтожение ее, (αναιρεσιν) имеющее последовать в скончание миpa. Ибо солнце, говорит, померкнет, и луна не даст света своего (Матф. 24,29), где (на греч.) предлог – αντι – излишен, как сказано и в 7-м псалме при изъяснении слов: «если я воздал воздающим мне злом». Хотя у всех людей и не пребудет правда и мир до скончания мирa; однако же и тогда во многих местах будет храним мир. Ибо Давид не говорит здесь о всеобщем всемирном правосудии и мире. Впрочем иначе можно понимать и так, что воссияет правда и мир у Бога, так как во дни Христовы праведно, или достойно будут покланяться Блаженной Троице Единого Божества, или Триипостасному Богу, и будет мир между небесными и земными (тварями), которые будут сохранены до скончания мира.

Нисский говорит: Поелику Ангельские силы прежде домостроительства не обитали на земле; то, говорит, что и не всегда в мире с людьми. А луна, то есть, сопротивная сила отнимется, с постепенным окончанием и истощением славы ее. Ибо, по Божеств. Кириллу, ночный князь – диавол был прославляем по всей вселенной, как изображаемый луною, поставленною во обладание ночи и подающею поддельный свет – мудрость мирa сего. Но его славу разрушил князь берущий грех мира сего. Во дни Его воссияли правда чрез веру и множество мира чрез обращение к Богу. Хорошо сказано: отнимется. Ибо как доселе диавол отнимал человека; теперь отнимется сам. А Феодорит: Это – доколе не отнимется луна (поставлено) вместо (доколе не отнимется) все время настоящей жизни. И Евсевий: Это – доколе не отнимется луна (сказано) о конце, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего. Ибо сею частью мирa он означил конец его. А Дидим под луною разумеет церковь, которая доколе находится на земле, познает отчасти и не вся истинно просветилась, имея некогда быть подобно солнцу, когда лунное состояние церкви уничтожится и исполняющие церковь праведники просияют, как солнце во царствии Отца их. Почему и говорится к невесте: Кто сия произникающая как утро. Ибо ныне она имеет только начало просвещения, потом будет подобна по светлости полной луне, а наконец (будет) поразительна как солнце.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна

Сие изречение и следующия за ним другия зависят от перваго стиха, где Давид просил Бога, дабы Он наставил царя сына его в правде и суде к благополучию всего народа, а наипаче праведных людей. Итак должность Соломонова была защищать и охранять праведных людей; а праведными соделывать их, есть дело свойственное Христу, Который не токмо всякому свое воздаст, но и Духом Своим преобразует души, и сим образом вводит в них правду, которая иначе изгнана была бы от мира. За сею следует благословение Бога, которое сообщает Он всем живущим под мирным владычеством Царя Христа, дабы ничего не доставало к благополучию их. Но ежели кому угодно имя мира взять в собственном и пространнейшем знаменовании, мы не прекословим. Ибо к совершенно блаженной жизни подлинно нет ничего желательнее мира, когда среди военных мятежей не можно жить без опасности и страха, и когда всякое изобилие вещей или расхищается, или само собою погибает. А что дни царевы распространяет даже до кончины мира, отсюду лучше видим, что Давид не токмо объемлет здесь потомков своих, сидевших на земном престоле; но восходит даже до Христа, Который воскресши из мертвых небесную жизнь и славу Себе приобрел, дабы мог церковию Своею без конца управлять.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Дондеже отъимется луна.

С Евр.: «Во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна». Сии слова, по бл. Феод., употреблены «в значении всего времени настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный». «Такое множество мира будет в пришествие Его (Мессии), что продлится до будущих времен, в которыя солнце померкнет, и луна не даст света своего (Мф. 24:29)» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна.

«Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. - «Процветет праведник и будет обилие мира» - пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира («обилие мира»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отъимется луна

С Ним наступит вечный (дондеже отнимется луна) мир и вечная правда. Возсияет с евр. «пусть процветает» вследствие живительного дождя. Вместо абстрактного – правда – в евр. конкретное – праведник.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, Дóндеже отъимется луна

Если понимать изречения этих стихов буквально и в историческом смысле – о Соломоне, – то нужно дать им такое значение: восшествие на царство или, что то же, воцарение сего царя будет в высшей степени кроткое, тихое и благотворное для его царства. Царь этот будет благополезен и благодетелен для своего народа, как оживляющий и оплодотворяющий тихий дождь бывает благотворен для луговой местности, или вообще для жаждущей земли. Вследствие этого, также и по причине отличающих сего царя прекрасных качеств души его: тихости, кротости, правдивости и миролюбия, – царство его обильно будет праведниками, и будет господствовать в нем вечный мир. Но это последнее, на что указывают слова дондеже отъимется луна, уже не приложимо к Соломону, а потому и всю предыдущую речь сих стихов нужно изъяснять опять в пророческом смысле, в отношении к Мессии Христу Спасителю нашему. Именно словами снидет яко дождь на руно, по изъяснению св. отцов (св. Афанасий Александрийский и блж. Феодорит), изображается тайна воплощения Бога Слова, сошедшего во чрево Пресвятой Девы без всякого ощущения, подобно тому, как неслышно и незаметно снисходит роса или дождь на руно овечьей шерсти, и как капли дождевые, до начатия дождя, изредка падая на землю, не производят никакого шума и не оставляют знака на ней [3, с. 242; 6, с. 336–337]. В соответствии с этим объяснением отцов, и Святая Церковь в богослужебных песнопениях именует Пресвятую Деву Богородину «руном одушевленным, Гедеоном предусмотренным» (см. в каноне Субботы акафиста Пресвятой Богородице, песнь 6, тропарь 2). Возсияет во днех его, т.е. во дни Христа Спасителя будет сиять правда и множество мира. По изъяснению блж. Феодорита, здесь говорится о том, что многие малые области на земле и отдельные царства, бывшие до пришествия Христа во вражде между собою и бедствуя от частых войн, во дни земной жизни Христа Спасителя были соединены в одну независимую державу Римскую, раскинувшуюся по всей вселенной (по тогдашним понятиям народа; см. Лк. 2:1). Таким образом, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, отдельных мелких владений не стало, и одно царство стало обладать над всею вселенной. Мир, принесенный Христом на землю и водворяемый Им повсюду, дал силу Божественной проповеди [6, с. 337], по распространении которой апостолами люди, преданные до того времени нечестию, научились благочестию и праведности. В основанной и утвержденной на земле Церкви Христовой возсияла праведная жизнь (правда), и народы, просвещенные верой во Христа, стали дорожить (хотя далеко не все) миром как величайшим благом: множество мира сияет и «будет сиять» в христианской Церкви дондеже отымется луна, т.е. до скончания мира, когда «солнце померкнет, и луна не даст света своего» (Мф. 24:29).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible