Скрыть
падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И врази Его персть полижут. До того покорятся Ему враги, что и не подумают о брани с Ним, почему, в переносном смысле изображены падающими на землю и чрез это выражающими свою покорность.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Фарсисом, и блаженный Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген, первенствующий город в Ливии. Сава же есть народ ефиопский. А Ливийцы, называемые и Афрами, населяют западныя страны вселенной; Ефиопы же – восточныя и южныя; и Аравитяне – средину суши, а островитяне – средину моря. О всех их сказал Пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение, как Богу, и принесут дары, как Царю. А враги подпадут клятвам, наложенным на змия: «на персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» (Быт.3:14). Враги же Бога и Спасителя нашего суть все лукавые демоны, над которыми даровал власть, повелев «наступати на змию и скорпию» (Лк.10:19). После того, как Пророк упомянул о трех или четырех народах, и прикровенно предызобразил перемену во всех народах, ведет он речь с большею ясностию.

Евфимий Зигабен (†1118)

Пред Ним припадут Ефиопляне

Есть два рода Ефиоплян, как мы сказали в 67-м псалме. Иные из них живут на востоке, а другие в концах запада. А если самые дальние племена Eфиоплян поклонятся Христу; то, без coмнения, поклонятся Ему и те народы, которые обитают в средней части земли. Можно под Ефиоплянами разуметь и демонов. Ибо демоны большею частью являются в виде ефиопов по причине темноты и мрачности их. Но касательно чувственных Ефиопов слово – предпадут (на греч.) – должно понимать за слово – поклонятся, где предлог – προ – пред – представляется излишним. А касательно мысленных Ефиопов, или демонов означает – низринутся, смирятся и скончаются.

и врази Его персть полижут

Враги, говорит, Христовы – иудеи – будут закланы. Ибо закалаемые от нестерпимой боли и мучения грызут землю. Или согласно с Кириллом можно понимать, что враги Евангельской проповеди, изменясь, будут лобызать землю святых храмов. Или под врагами должно разуметь демонов, которые благочестивыми будут повергнуты на земь и до того будут попираемы ими, что от невозможности подняться они будут казаться лижущими землю.

Это говорится и о Соломоне, когда царица Ефиопская, побужденная носившеюся славою его, пришла, как говорит Феодорит, к нему. И далеко жившие от него, по слуху о мудрости его приидут к нему и никто не дерзнет противиться ему; но враги его с удовольствием будут лобызать следы ног его. А Кирилл говорит, что есть Eфиопы мысленные, имеющие омраченное сердце и очерненный ум.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Пред Ним припадут Ефиопляне.


Ефиопляне покорились Христовой вере в начале IV века чрез Фрументия и Едессия. Но Ефиопия предварила сие обращение еще в лице Савской царицы (См. Пс. 67:32) и в лице евнуха царицы Кандакии (Деян. 8:27). В Русск. Псалтири: «Падут пред Ним жители пустынь»И врази Его персть полижут – т.е. «до того покорятcя Ему (Спасителю) враги, что и не подумают о брани; почему в переносном смысле изображены падающими на землю, и чрез это выражающими свою покорность» (св. Афан.); «припадут пред Ним и воздадут Ему поклонение, как Богу» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:

«От моря до моря» - от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат - северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» - до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот - пусть владения этого царя обнимут весь мир. - «Падут пред Ним жители пустынь», - т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. - «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. - «Цари Фарсиса» - Фарсис - город в Испании, «островов» - острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» - с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие - в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 9-10 Пред ним припадут ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Ибо и самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся. Ефиопляне – вместо евр. «жители пустыни»; даже они, самые дикие и непокорные, подчинятся, полижут персть, когда повергнутся на земле пред Царем. Фарсис (Тартесса в Испании, вероятнее, коллективное название всех финикийских колоний в Испании); острови – (прибрежные страны или и острова на западе) название всего запада; Аравия и Сава – весь юг; все названные провинции были очень богаты и потому могли доставить богатые дары. Псалмист ссылается, конечно, на 3Цар. 5:1; 10 и д. и видит в рассказанном там образы мессианских отношений.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред Ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

Под образом царя Соломона псалмопевец продолжает пророческую речь о вечном Царе, Сыне Божием и Господе Иисусе Христе, Царству Которого будут принадлежать все царства земные от моря до моря. В представлении псалмопевца и его современников вся земля, населенная людьми, заключена была между морями: с одной стороны, западной, – Средиземным морем и Атлантическим океаном, и с другой, восточной, – Индийским морем и Тихим океаном; равным образом, с северной и южной сторон земной материк окружен также морями и океанами. Поэтому псалмопевец и говорит, что воспеваемый им Царь будет владычествовать над всеми землями, которые простираются от берегов одного моря до берегов другого моря, и от рек, на которых обитают люди, до самых последних конечностей вселенной. Это и значит, что Царство Христово, или Святая Церковь Его, распространится по всей земле. Пред Ним припадут, или, что то же, Ему (Христу Богу) выразят покорность, Ему поклонятся ефиопляне, жители Эфиопии – страны африканских пустынь (с еврейского слово «ефиопляне» так и переводится; «жители пустынь»), где ныне Нубия и Абиссиния. Эти полудикие и непокорные народы, которые враждебно (врази его) относятся ко всякой гражданственности и мирной жизни, – даже и они подчинятся, полижут персть (прах земной – образное выражение духовной покорности), когда «возьмут на Себя иго Христово» (Мф. 11:29).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible