Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 72:10
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Сего ради обратятся люди Мои семо. За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие. И дние исполнени обрящутся в ниx. Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил исполнен дней (Быт. 25,8), то есть все дни их были исполнены добрых дел.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Сего ради обратятся людие Мои семо: и дние исполнени обрящутся в них». Пророческое слово, утешая предаюшихся малодушию, предложило сие нам, как изреченное Богом всяческих. Между тем как они произносили хулы на Бога, и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь. Из сего явствует, что псалом приличен возвратившимся уже из плена и пересказывающим о том, что было в Вавилоне. Ибо сказано: «сего ради обратятся людие Мои семо», то есть в Иудею. Поэтому живущие в Иудеи говорят «семо», что вовсе не прилично было бы сказать пребывающим в Вавилоне. Днями же исполненными Пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости. Таким образом, указав на Божие обетование, снова возвращается к повествованию о хуле Вавилонян и о смущении помыслов.
Евфимий Зигабен (†1118)
Сего ради обратятся людие мои семо.
Эти слова сказаны пророком от лица Божия. Ради этого, говорит, т.е. ради сказанного выше их нечестия, находящейся в плену народ мой возвратится в свое отечество—Иудею. Так нужно понимать слова: обратятся семо; ибо когда Давид писал псалом, то находился в Иерусалиме.
И дние исполпени обрящутся в них.
Исполнены они как в меру жизни, так и добродетельными делами. Смысл же здесь тот, что они состарились, или что угодили Богу. Можно понимать эти слова и по отношении ко врагам, что дни их найдены будут в них исполненными зла, так что ничего не будет недоставать для лукавства их.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них
Сей стих зависит от предыдущаго, и содержит смысл такой, что многие из числа Божия народа, будучи увлечены искушением, претерпели бедственное кораблекрушение, то есть, погибли в волнах неверия. Ибо, как кажется, не о избранных глаголет здесь, но токмо замечает притворных Израильтян, которые одним токмо именем занимали место в церкви. Сих нарицает погибшими, яко таких, которые, прельстясь наружным блеском нечестивых, отпали от Бога и от благочестия. Но можно слова сии отнести и к самым избранным, из коих многих так сильно колеблет искушение сие, что они обращаются семо и овамо, не потому однако, аки бы предавалися грехам или нечестию, но потому, что яко человеки подвержены немощам. Следующия за сим слова: аки чаша, исполненная воды, пролиется им – означают, что верные сетуют и печалятся, когда не видят никакого от благочестия плода. Ибо чаша, исполненная воды и проливаемая, положена здесь в преносном смысле, вместо чрезмерной печали. Последуя переводу 70 толковников, некоторые место сие толкуют так, что людие Божии, то есть, люди верные и боящиеся Бога, обращая внимание на нечестивых, находят, что они подлинно благополучны; понеже при всех грехах своих весьма долго живут и, будучи исполнены дней, достигают глубокой старости.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Сего ради обратятся людие Мои семо.
«Смысл речи, – говорит св. Афан., – таков: наказание их (т.е. нечестивых, о коих выше шла речь) принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие. И дние исполнени обрящутся в них. Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и тогда только хорошо исполнят время жизни своей». Бл. Феодорит, относя к возвратившимся из Вавилонского плена Иудеям и пересказывающим, что было в Вавилоне, объясняет так: «Между тем, как нечестивые произносили хулы на Бога и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь... Сего ради обратятся людие Мои семо, т.е. в Иудею. Днями исполненными пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости». С Евр.: «Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею». Еврейский текст, по-видимому, дает такой смысл, что некоторые даже из народа Божия, видя благополучие нечестивых, обращаются к мыслям и чувствам последних, пьют нечестие из полного источника, а потому так дерзко и говорят.Ириней (Орда), еп. (†1904)
Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них
Поэтому, вследствие того, что таким нечестивцам живется так хорошо, и они во всем достигают исполнения своих желаний, мало-помалу даже благочестивые израильтяне (людие мои) обращаются к ним, думая, что только у них, только в жизни по их правилам, находится полное счастие жизни. Семо – т.е. обращаются к только что изображенному счастию и жизни нечестивцев; псалмопевец причисляет себя к богобоящимся, к верным израильтянам, поэтому и называет их своим народом. И эти богобоящиеся постепенно обольщаются счастием нечестивых и обращаются к правилам их жизни. Обрящутся – находят, т.е. обращающийся к нечестивым народ находит, думает, что находит счастие.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Сего ради обратятся людие Мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем
Причисляя себя самого к избранному народу Божию, псалмопевец обращает в этих стихах речь свою к этому народу, и от имени Божия говорит о нем: вот и народ Мой последует примеру нечестивых и вступит на их же путь и может случиться, что и у него настанут дни, полные благополучия и всякого довольствия (дние исполнени обрящутся). Далее, слово и реша (поставленное в форме прошедшего времени), по соответствию с предыдущими глаголами: обратятся, обрящутся, – нужно читать так же, в будущем: «и рекут – и скажут» (как и переведено оно с греч. у преосвящ. Порфирия). И последующие за тем слова относит к тому же народу Божию, который, не устояв против искушения со стороны нечестивых и соблазнившись их примером, будет говорить: как знать Богу? и разве есть ведение у Всевышнего? Так могли говорить и, без сомнения, говорили не только те лицемерные израильтяне, которые только по имени принадлежали к народу Божию и которых обличал потом Господь Иисус Христос (Мф. 15:8–9; Ис. 29:13), но и самые благочестивые из евреев, которые колебались сомнениями относительно Промысла Божия, хотя и не отпадали от веры, но, подобно Иеремии пророку, выражали такие жалобы: «Праведен еси, Господи, обаче судьбы возглаголю к Тебе: что, яко путь нечестивых спеется; угобзишася вси творящии беззакония?» (Иер. 12:1).