Скрыть
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши

И далее говорит: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Какой же это город? - горний Иерусалим.

Творения

Афанасий Великий, свт. (†373)

И во граде Твоем образ их уничижиши. Град Господень есть вышний Иерусалим; образ же их — образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за cиe, ибо в оное время услышать: не вем вас (Мф. 25,10), как не имеющих на себе небесного Его образа.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 18-20 «Обаче за льщения их положил еси им злая; низложил еси я, внегда разгордешася». «Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». «Яко соние» востающих. Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире; потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну; потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вавилонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

«Господи во граде Твоем образ их уничижиши». Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: «уничижиши» его, наказав за злочестие во граде Твоем.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко соние востающаго.

Благополучие, говорит, Вавилонян показалось неким сновидением, потому что как, увидев кто либо во сне какое-нибудь приятное, или вожделенное мечтание, потом, пробудившись, недоволен бывает тем, что его услаждение оным оказалось тщетным и ложным; так и Вавилоняне, по миновании благополучия их, будут думать, что пустое и ложное было их счастье. Такова человеческая роскошь, слава и благоденствие; они подобны сновидениям по причине непостоянства и скорого изменения их.

Некто другой говорит: Все подобия Божественного Писания ясны, а особенно сие, сравнивающее мнимое счастье с сонною мечтою, которая оканчивается со сном, хотя и казалось кому либо, что он имеет нечто в руках; ибо таково сновидение представляющееся в душе на краткое время. Но когда спящего кто либо нечаянно разбудит, все разрушается и ничего нет вещественного, остается только память того, что будто видел: так, говорит, будет и с счастьем их, имеющим только вид и вдруг погибающим, потому что оно не имеет никакого остатка действительности. Слова Феодорита: Прилично благоденствие их уподобил сновидению, ибо зрелище настоящей жизни ничем не различается от сновидения. Святого Афанасия: Возношение их обратится, говорить, в падение, и таким образом бывшее у них богатство будет почитаемо за неимеющее ничего действительного и слабейшее всякой тени образы тех, которые видят сонные грезы. Ибо, по словам безыменного, не всегда все окончили жизнь при своем богатстве и роскоши и славе; но, как только вознеслись, Ты низложил их, ибо по мере возвышения их по причине богатства и гордости, они будут низведены и унижены, так что несчастье их будет для них тем ужаснее. Притом пророк удивляется здесь внезапной перемене неправедно благоденствующих, как те, которые прежде строили великие дома, соединяли поля с полями, лишаются всего сего внезапно и столь оскудевают за свое нечестие, что сравниваются с имевшим сновидения и видевшим во сне много благ, но по пробуждении, ничего в руках своих неудержавшим (в издан. Своде).

Господи! во граде Твоем (для города Твоего) образ их уничижиши.

Ради, говорит, города Твоего Иерусалима Ты поругаешься благополучию Вавилонян: ибо образом, по изъяснении Феодорита назвал благополучие и могущество их, которое не есть в собственном смысле что либо действительное и истинное, так как и образ не есть самая вещь, но подобие вещи, почему и называется изображением ее. Можно также под городом разуметь и гражданство Израильского народа и горний Иерусалим.

Слова Ефрема: За то, что носили (только) образ перстного, а не небесного, они будут уничижены и услышат: не знаю вас; потому что вы не имели на себе образа небесного. Тоже самое говорит и Афанасий и Дидим. Слова Феодорита: Ты, говорит, уничижишь их, подвергая их наказаниям за нечестие против Твоего града.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши

Пророк употребляет здесь прекрасное подобие, сравнивая благополучие нечестивых с сновидением. Известно, что сновидение не есть вещь истинная, но мечтательная. Кто во сне видит себя богатым, тот пробудившись усматривает, что он прельщен пустым привидением. Тако нечестивые, изобилующие богатством в веке сем, хотя мнятся быть благополучны, но когда прейдет нощь века сего, тогда познают, что они поистинне были неблагополучны. И тогда‐то образ их, то есть мечтательное их благополучие, в ничто обратится. Ибо во граде Божием, где пребывает истинное и вечное блаженство, и не будет иметь места сие мнимое и мгновенное благополучие, которое состоит в злате, в сребре, в рабах, в конях, в домах, в садах, в честях, в достоинствах, в пирах и роскошах; вся сия тогда погибнут, и стяжателей своих несчастливейшими соделают. Сего ради весьма прилично увещавает апостол Павел, глаголя: да имущии благая мира сего будут яко неимущии, и плачущиеся яко не плачущии, и радующиися яко не радующеся, и купующии яко не содержаще (1Кор. 7:29–30). Прилично и блаженный Августин говорит, что Бог во граде Своем небесном уничижит образ людей нечестивых: чего ради? Понеже и они во граде своем земном образ Божий уничижили.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Господи, во граде Твоем образ их уничижиши.

С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши

Псалмопевец очами веры видит уже нечестивых преданными внезапной и совершенной погибели, и кажущуюся славу их (образ) уничтоженною, подобно прерванному прекрасному сновидению.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши

Кратковременное благоденствие нечестивых прекрасно уподобляется здесь сновидению спящего человека, которому во время сна его воображение представляет такие образы, или картины, благополучия в богатстве, почестях или в такой роскоши и изобилии благ земных, каких он в действительности никогда не имел и не мог иметь, и который, пробудившись, усматривает, что все его счастье есть не что иное, как соние, имеющее один образ благополучия, обратившийся в ничто, вместе с пробуждением его. Во граде Божием, в небесном Иерусалиме, где пребывает истинное и вечное блаженство, не будет места для кратковременного земного благополучия, состоящего в изобилии благ земных. Очами веры прозревая в последней судьбе нечестивых всемогущее действие Промысла Божия и благоговейно обращая к Нему свое верующее сердце, псалмопевец говорит: нечестивые носят в себе образ благоденствия и счастья, который, по переходе во град Твой, т.е. в будущую жизнь, Ты, Господи, рассеешь (уничижиши), как сон востающаго, как призрак.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible