Скрыть
Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли

Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это — тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.

Толкование на псалмы

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 25-26 Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

Посему как благий Отец, который имеет у себя возлюбленного сына (24-26), удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца моего. Чего же ища? - Горних занятий. Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому; когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2-3)? И часть моя Боже во век.

Творения

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 24-25 и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли

Божиею помощию называет направление разумения к делам правым. «И советом Твоим наставил мя еси»; потому что наставление к прекрасному не бывает без Божия совета: «и со славою приял мя еси». Прекрасно стыду противопоставляет славу, которая как бы некоею колесницею и крылом служит для приемлемого под Божию руку, как скоро отчуждит кто себя от дел постыдных. И таким образом псалмопевец присовокупил к сказанному; «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» Так, конечно, поступают доныне многие из людей, хотя в их власти и таковые блага на небе, однако же признают они достойным молитвы просить себе у Бога сих мечтательных обольщении, владения чем-нибудь, или почести, или богатства, или жалкой этой ничтожной славы, за какою с безумием гоняется человеческий род. А приобретающий блага небесные в след за тем присовокупляет: «мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое» (Пс.72:28), показывая, что, некоторым образом, тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли»

Акила перевел яснее: Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого. Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле; потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли

Опять звенит в ушах моих песнь Давидова: «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле», Боже? И вопрошаю внутри себя, что она значит? Но дух мой ответ подает такой: душа благочестивая не только на земле, но и на небесах ничего не хочет, кроме Бога. Ей и небо без Бога ничто, как и земля.

Имеют на земле нечестивые и беззаконники свои удовольствия, имеют золото, серебро, каменья, алмазы, яхонты, коней, кареты, украшенные дома и платье из виссона, и прочее тому подобное имеют, и тем утешаются. Но душа боголюбивая все это, как сор и грязь, с презрением ниспровергает и попирает, и не только землю с ее сокровищем, но и небо оставляет, чтобы Бога единого, в Котором все свое сокровище и удовольствие полагает, обрести.

Ничто ее не веселит, ни небо, ни земля, ни земное, ни небесное не может утешить, если не видит Того, Кого любит. Как другу ничто не приятно: что ни видит, и с кем ни общается, и чем ни утешается – ничто то не приятно, если любимого своего друга не видит, так Бога любящей душе ничто не может подать утешения, если Любимого своего не видит: «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земли», Боже?

Письма посланные. Письмо 17

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли

Да, Ты, Господи, должен быть для меня всем; ни из-за чего я не должен расставаться с Тобою, Боже сердца моего, или, по апостолу, ничто не должно разлучать меня с Тобою: ни высота, ни глубина, ни небо, ни земля, ни Ангелы, ни Начала… ни другая какая тварь (Рим. 8,38–39). Ты – бесценное, неотъемлемое мое Сокровище.

Дневник. Том III. 1859–1860

Евфимий Зигабен (†1118)

Что бо ми есть на небеси? и от Тебе, что восхотех на земли

Некоторые говорят, что сии слова сказал людям Бог, говоря: что для Меня Бога бывает на небе со стороны Ангелов, кроме одного служения и послушания? и от тебя, человек, чего другого Я требовал на земле, как не того же самого? Или можно понимать и иначе, что они сказываются Богу со стороны человека: что для меня—человека вожделенно на небе, кроме Тебя, Господи? и у Тебя, Боже, чего другого просил я—человек на земле, как не Тебя же самого и твоей помощи? Последнюю мысль подал перевод Акилы. Кратко, и вообще сказать, слова псалмов Давидовых во многих местах не полны по причине сжатости еврейского языка, с которого переложены слова на греческий язык соответственно одному только значению каждого слова без всякого распространения.

Перевод Акилы у Феодорита таков: Кто мне на небе? и с Тобою я ничего не хотел на земле; вместо того, чтоб сказать: Надежда моя на небе: я ожидал, говорит, и ожидаю, что Ты будешь ко мне благ на небе и на земле. По словам Феодорита: Ибо я не имею другого Бога и попечителя, кроме Тебя на небе, и никого не ставлю наравне с Тобою на земле, но и на небе и на земле я знаю Тебя. Это сказано также преимущественно от лица уверовавших в Спасителя народов.

Златоуст изъясняет это так: Поелику я желаю и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи, ибо Ты моя доля и жребий и наслаждение благ; и я ничего не желаю ни горнего ни дольнего кроме Тебя одного. По словам Афанасия это изъясняется так: Поелику для меня ничего нет на небе кроме Тебя одного; то посему я не желаю получить ничего и на земле от Тебя, так как все земное тленно и временно. Одно только я желал получить и тем только желанием я изнурял себя, чтобы Ты только был моею частью. Слова Божест. Максима: У Ангелов нет желания к удовольствию, расслабляющего умственные силы, ни неистовой раздражительности, но один только разум, естественно ведущий разумных к первому уму; и сему только радуется Бог, и сего требует от своих рабов, что показывает в словах своих чрез великого Давида: Ибо что мне на небе, и от тебя чего я желал на земле? Есть на небе приношения Богу со стороны святых Ангелов, но кроме разумного служения нет ничего, какового требуя и от нас, Он научил в молитве говорить: Да будет воля Твоя. Слова Нисского: Будучи высок умом, и зрительным и проницательным оком души увидев как бы вблизи то, что посредством надежды предопределено для добрых вдали и пройдя душею все видимое, и вошедши в небесные недоступные обители, он обличает пристрастных к земному в безрассудности следующими словами: Ибо что на небе, и от Тебя чего я желал на земле? одною и тою же частицею (что, и чего) небесное удивительно превозносит и отличает, а земное, столько для очей людей бессмысленных вожделенное, с презрением и осмеянием уничижает и отвергает. Посему в сих словах он наперед осуждает нерассудительность свою в отношении к добру, называя самого себя скотоподобным за все то время, в которое он видел в этом (земном) добро. Но когда соединился с Богом, а Бог есть Слово и когда наставлен был Им на правый путь, а правым наставником делается для него слово посредством совета, и когда увидел в добродетели славу, чрез которую взирающие на небо возносятся; тогда произнес оные (вопросительные) речения, из которых одно выражает удивление небесному благу, а другое презрение к ничтожному и суетному погрешительному пристрастию к жизни: ибо что мне, говорит, на небе и все прочее, к чему пристрастны до ныне многие люди? ибо тогда как такие блага находятся во власти их на небе, желание того, чтобы от Бога даны были им мечтательные обманы—некоторая власть, или честь, или богатство или несчастная сия полуслава,—это составляет любимое занятие их, в каком стремлении природа наша выходит из самой себя, беснуется.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли

Здесь яснее показывает Пророк, колико успел он, будучи во святилище Божием. Довольствуяся единым Богом, отвергает все сущее на земле, кроме Его. Аки бы сказал: есть ли что толь прекрасное, и толь драгоценное, чего бы мог я пожелать на небеси кроме Тебя? И паки, есть ли какая вещь толь прекрасная и толь драгоценная, которыя бы пожелал я на земле кроме Тебя? Нет, я ничего такого не обретаю ни на земле, ни на небеси, что бы могло удовольствовать меня, и совершенно успокоить сердце мое, кроме Тебя единаго. Ежели Ты токмо милостив ко мне, то я презираю все прочия твари, сущия на небеси и на земли. Твое милосердие и Твоя благость составляют все мое богатство, вся благая, и все роды удовольствий. Впрочем когда говорит Пророк, что он ничего не ищет на небеси и на земли, кроме единаго Бога, тем самым отвергает не токмо всех ложных богов, коими в его времена наполнена была земля и небо, по общему заблуждению мира, но и все ложныя мечты, коими весь почти мир себя ослепляет. Ибо хотя в нынешния времена не уловляются люди прежнею оною сатанинскою прелестию, и не делают себе ложных богов, но или гордостию надмеваются, когда надеяся на свои силы и мнимую мудрость, присвояют себе то, что свойственно единому Богу; или питаяся ложными надеждами, уповают на благоприятство людей, или на свое богатство, и на другия пособия мира. Итак сей есть единственный способ к снисканию Бога, когда мы не скитаемся по разным косвенным путям; но оставя нечестие и гордость, сих мерзких кумиров, к единому Богу прямо прибегаем.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? 
Исчезе сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век.

 

С Евр.: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле». Исчезе сердце мое и плоть моя. С Евр.: «Изнемогает плоть моя и сердце мое». «Поскольку на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого; то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно; желал же единого только, и желанием сим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною частию» (Св. Афан.). Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. С Евр.: «Бог твердыня сердца моего и часть моя во век». «Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли

Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него - погибнут

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? - «И с тобою ничего не хочу на земле» - кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения - кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 25–26 Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

Изречениями сих стихов псалмопевец еще яснее и сильнее удостоверяет в том, какими благотворными подследствиями отразилось на нем непосредственное вразумление его Богом, полученное от святилища Божия. Все земное, как тленное и скоропреходящее, он отвергает и, довольствуясь духовным созерцанием и внутренним общением с Богом, в Нем едином находит полное удовлетворение и вечное блаженство. По переводу с еврейского, эти стихи читаются так: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». А по словам св. Афанасия Александрийского, в сих изречениях псалмопевец выразил следующее: «Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя Единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно, желал же единого только, и желанием сим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частию» [3, с. 248]. По Феодориту: «Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами» [6, с. 347].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible