Скрыть
я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря, и проч. Пересказывает, что произвело смущение в душе его, во-первых смущало то, что нечестивые проводят жизнь в глубоком мире, потом смущало и то, что благоденствуют они целую жизнь, и благоденствие их продолжается до самой смерти, даже смерть встречают такую, от какой никто не откажется, если спросить его, желает ли он себе такой смерти. Еще смущался тем, что, если постигает нечестивых за грех какое-либо вразумляющее наказание, то бывает оно не тяжкое, но легкое и удобосносное. Сверх же всего этого смущало его и то, что нечестивые не разделяют трудов человеческих, не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого пропитания, потому что сей труд рук человеческих налагается на людей как бы вместо наказания.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко возревнова на беззаконныя, мир грешников зря». Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастии

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 3-6 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их и утверждения в ране их: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим.

Пророк говорит от лица подвижника, которого еще колеблет плотское мудрование: Возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их, то есть никакая скорбь не пробуждает их от душевного усыпления, от сна смертного, от смерти душевной. Они в трудех человеческих не суть, и с человеки не приемлют ран. Человеками здесь названы служители истинного Бога, сохранившие в себе достоинство человека: они упражняются в благочестивых произвольных подвигах и подвергаются невольному наказанию Господню. Отверженные грешники, живя в небрежении, не участвуют ни в подвигах, ни в скорбях. Какое же последствие такого положения отверженных Богом? Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. В них уничтожается всякое сознание греховности своей, является неизмеримое, неисцелимое самомнение; греховная жизнь соделывается их неотъемлемою принадлежностию, как бы постоянною одеждою, облачением, обнаружением, и соделывает такою же принадлежностию их нечестие, заключающееся в неведении Бога, в ложных понятиях о Боге и о всем Богооткровенном учении. В таком состоянии находит произвольных, нераскаянных грешников смерть и, восхитив их, представляет на Суд Божий.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.

Здесь Давид открывает причину, по которой находился в опасности поколебаться и излиться, где ревнованием называет возбуждение в нем благословной ярости против не благословной вещи: потому что, говорит, как мне казалось, я негодовал на беззаконных и нечестивых врагов справедливо, видя, что они в мире и, не будучи обеспокоиваемы войною от сильнейшего народа, пользуются совершенным спокойствием, не смотря на то, что они грешники и злы.

Григория Богослова: И Давид недоумевает и негодует на благополучие злых. Потом, указывая мыслям своим на всевышние суды и предопределенное за жизнь каждого воздаяние, таким образом противостоит смятению и врачует скорбь. Так и Иов говорит Богу: Почему нечестивые живут? и (почему) состарились в изобилии (21,7)? также и Иеремия: Праведен Ты, Господи! ибо я могу защищаться пред Тобою; впрочем я о судьбах буду говорить пред Тобою: почему путь нечестивых благоуспешен? (почему) благоденствуют все отвергающие закон (Иep. 12,1)? И святые недоумевали и спрашивали, но не так, как нечестивые: они не обвиняли Бога и не порицали Его в неправде делами Его. Давид в другом месте говорит: правда Твоя как горы Божии. И Иов столь много пострадал и не произнес слов против Бога; a Иepeмия, предвидя, что иной может делать какие-либо заключения свои, прежде вопроса излагает свой суд: Праведен Ты, Господи, то есть, знаем, что все Тобою производится праведно, но способа не знаем. Что ж? узнали они что либо более? Нет; даже и ответа не получили на сие. Что и Давид говорит: и я надеялся познать, но сие трудно для меня, а не получали ответа, чтобы позднейшие научились—ни о чем подобном не вопрошать.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря

Сии слова тем примечательны, что искушения, о которых глаголет здесь Пророк, не простым токмо приключаются людям, ниже таким, которые мало в благочестии успели, но суть общия всем, даже и таким, которые в училище Божием паче других преуспели. Таким образом, себя самого в пример представляя, хощет, дабы мы, сколько возможно, в случае искушений были осторожны. Он сам, хотя не совершенно пал, однако чистосердечно признается, что весьма близок был к падению, и потому напоминает, что и всем предлежит падения опасность, ежели не поддержит нас крепкая Божия десница. За сим показывает и причину искушения, признаваясь, что он, судя о благополучии нечестивых по настоящему счастию их, был завистию уязвлен. Возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. То есть, позавидовал беззаконным, когда увидел, что они наслаждаются благоденствием и миром, котораго они не заслуживали.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.

С Евр.: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». «Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и в великом счастии» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря

При виде счастия нечестивых я ощутил зависть к ним.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря

Здесь выражения: не подвижастеся нозе... не пролияшася стопы – употреблены псалмопевцем, по свойству еврейской поэтической речи, в иносказательном смысле и означают небольшое движение душевных помыслов, или поползновение мыслей и чувств, от пути истины на путь неправды и заблуждения. Вмале значит «еще немного, едва не». Выразив в (ст. 1) свое твердое и вполне согласное с истиною убеждение, псалмопевец признается в том, что и он недалек был от опасности потерять истину и впасть в заблуждение, и говорит: Бог Благ и Милостив ко всем праведникам – это истина неоспоримая, но я едва не споткнулся сомнениями в этой истине: едва не уклонились ноги мои от уверенности в ней, едва не поскользнулись (пролияшася) стопы моя, а причиною сего было то, говорит он, что я позавидовал (возревновах) безумным, видя благоденствие нечестивых». «Как огнем меня жгло, – говорит от лица псалмопевца блж. Феодорит, – когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и в великом счастии» [6, с. 343].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible