Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
Святые отцы
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 4-7 «И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего». Ибо в праздник пасхи, когда по закону собран был весь народ, Тит, подступив с войском, осадил столицу Иудеев. Поелику в праздник пасхи пригвоздили ко кресту Спасителя; то в это же время несут наказание за нечестие.
«Положиша знамения своя знамения, и не познаша», «Яко во исходе превыше»; то есть трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами соделав победу сию знаемою для всех потомков. И Пилат вопреки закону внес в город царския знамена, и римские цари на камне во вратах изваяли свиную голову. Из всего же этого дознали Иудеи, что лишены они Божественнаго попечения. Сие и Господь предсказал в божественном Евангелии. «Егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущии во Иудеи, да бежат на горы» (Мф.24:15–16).
«Яко в дубраве древяне секирами разсекоша». «Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиши и́». Употребив орудия древосеков и древоделей, и стены разрушили, и двери домов прорубили, как дуб изсекли все искусно и прекрасно выработанное.
Экумений (†VIв.)
сечивом и оскордом разрушиша и
Господь являет Себя незлобивым и мирным. Ибо дьявол, согласно слову пророка, секирой и бердышом сокрушает двери тех, кто его не принимает. А Господь и ныне, и в Песни Песней говорит невесте: отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя (Песн 5:2). И если кто-то отворит ему, то Он войдет.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 5-6 Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и (ломами и бердышами).
Дубравою называется дровяная роща, находящаяся между горами. Итак, римляне, говорит, посекли секирами ворота Иерусалима, как секут дрова и вообще лесное дерево и ломами разрушили крыши и ворота Иерусалимских домов, и все, что было построено из дерева. Бердышами также и резцами разрушили стены их; ибо резец есть орудие каменосечцев, употребляемое для обсечки камней, для разламывания стен и для разрушения крепостей.
В высшем смысле: когда на Тебя злоумышляют враги, то ты представляй их вне дверей твоих с секирами, посекающими у владычественного ума двери, чтобы, по посечении их, могли взять духовное всеоружие, на которое ты надеялся (у Никиты).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 5-8 яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли
Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники. Ибо употребив древяныя и железныя орудия, и стены града разрушили, и двери храма разсекли секирами, и все, что было устроено прекрасным художеством, яко лес обезобразили и опустошили: и сим не удовольствовавшись, простерли ярость свою до того, что великолепнейший во всем свете храм, имени Божию посвященный, предали огню на сожжение. А дабы еще лучше изобразить жестокую лютость врагов, Пророк вводит их взаимно друг друга увещавающих, дабы ничего не щадили; кратко рещи: Пророк жалуется, что враги так были ожесточены, что нигде ничего не оставили в целости. Под именем праздников разуметь должно священныя собрания, установленныя в Синагогах не токмо для чтения и толкования Пророков, но и для поклонения Богу и для призывания имени Его; аки бы сказал, что нечестивые употребили все средства, дабы истребить богослужение во Иудеи.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Яко в дубраве древяне секирами рассекоша двери его вкупе.
сечивом и оскордом разрушиша и
Ириней (Орда), еп. (†1904)
двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и
Двери его – или города, или храма. LXX и Вульгата, кажется, относят к городу; еврейский же текст, где в ст. 6 – упоминается о разрушении резьбы, очевидно, относит к храму, Святое и Святое Святых коего было украшено резьбою, которую уничтожили халдеи. Сечивом – топором; оскордом – собственно инструментом для обтесывания камней.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 5–8 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имени Твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли
Слова яко во исходе относятся к выражению: положиша знамения. Яко значит здесь «как», а потому после слов яко во исходе нужно добавить опущенное: «так и», т.е. так и превыше. Исход, или «выход», то же, что – «дверь, ворота», чрез которые выходят из города, или из храма. Посему в изречениях: положиша знамения, яко во исходе превыше, – заключается такой смысл: победители (халдеи) поставили знаки своего господства, или власти, как в воротах города, так и над ними, и – вообще на высоких местах, например, на вершине масличной горы. У преосвящ. Порфирия это место переведено так: «они поставили свои изображения над выходом (из храма высоко)». Далее в выписанных стихах псалмопевец, от лица верующих израильтян, продолжает описывать разные злодеяния, учиненные врагами их в Иерусалиме, и говорит, что они поступили в сем случае не лучше грабителей и разбойников. Употребив деревянные и железные орудия (сечивом и оскордом, т.е. бердышами и ломами), они разрушили стены города, посекли секирами (топорами) ворота Иерусалима, как посекают и рубят дрова и вообще лесное дерево; и все, что было устроено прекрасным художеством, обезобразили, как лес, и опустошили, но как бы не удовлетворившись и этим, простерли зверство свое до того, что предали огню великолепнейший в целом свете храм, посвященный имени Божию, осквернили самое святилище Божие и сравняли его с землею. И чтобы еще сильнее изобразить жестокость и лютость врагов, псалмопевец говорит, что они вошли в совещание между собою и со всеми союзниками (южики их, т.е. «родня, союзники») разбойнического их нападения о том, чтобы лишить иудеев самого дорогого для них – их священных собраний (праздники Божия), установленных для чтения и толкования пророков, а также для поклонения Богу и призывания святого имени Его. Уничтожив храм Соломонов, нечестивые решились употребить, вместе с тем, все средства к тому, чтобы истребить богослужение в Иудейской земле.