Скрыть
предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 7-8 Возжгоша огнем Святило Твое. К великому нашему бедствию, вторгшись к нам, имели они одну цель — разорить данный Тобою Закон. Ибо пророк словом «праздники» означает подзаконное служение. И они, говорит, дерзнули на это, не взирая на чудотворения, бывшие при наших предках, и не стыдясь пророческой благодати. Ибо вдруг не стало у них всего этого, а прежде, и по возвращении из плена, имели они пророков: Аггея, Захаpию, Малахию. Пророки же прежде них бывшие предсказывали народу и царям будущее, и явными делали злоумышления врагов, в чем нетрудно удостовериться из истории.

См. также Толкование на Пс. 73:10

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего». Не довольно для них было разорить другия здания, но простерли неистовство и на храм, Тебе посвященный, и иное предали огню, а иное разрушили руками, с тем, что свято, поступая как с вещами обыкновенными.

Евфимий Зигабен (†1118)

Возжгоша огнем святило Твое; на земли оскверниша жилище имене Твоего.

Святилищем Божиим Давид называет храм, как изъяснено нами в предыдущем псалме. Сказал: осквернили, то есть, тот же самый храм скверно и нечестиво повергли на землю, сделав святое общеупотребительным. Прилично также назвал его жилищем имени Божия, так как самое существо Божие неописанно. Некоторые выражения: имени Твоего, принимаюсь за сказанное другими словами вместо: Твое, читая так, осквернили жилище Твое.

Оскверненное жилище Божие есть душа, имеющая в себе образы небесного, потом принявшая раскаленную страду вожделения и сделавшаяся пленницею грехa. Слова Феодора: Скверным называет не нечистое, но часто общее. Так сказал священник Авимелех Давиду: нет скверных (т. е. общих) хлебов в руках моих, но только священные (1Цар. 21,4). А общими хлебами называются те, которые едят все вообще, которые ни священны, ни нечисты.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-8 яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли

Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники. Ибо употребив древяныя и железныя орудия, и стены града разрушили, и двери храма разсекли секирами, и все, что было устроено прекрасным художеством, яко лес обезобразили и опустошили: и сим не удовольствовавшись, простерли ярость свою до того, что великолепнейший во всем свете храм, имени Божию посвященный, предали огню на сожжение. А дабы еще лучше изобразить жестокую лютость врагов, Пророк вводит их взаимно друг друга увещавающих, дабы ничего не щадили; кратко рещи: Пророк жалуется, что враги так были ожесточены, что нигде ничего не оставили в целости. Под именем праздников разуметь должно священныя собрания, установленныя в Синагогах не токмо для чтения и толкования Пророков, но и для поклонения Богу и для призывания имени Его; аки бы сказал, что нечестивые употребили все средства, дабы истребить богослужение во Иудеи.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего

Возжгоша огнем святило Твое – сожгли святилище Твое – на земли оскверниша жилище имене Твоего, т.е. храм. Оскверниша – «с тем, что свято, поступали как с вещами обыкновенными» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего.

Сожжение храма указывает, что описанное в псалме опустошение храма нельзя относить к Антиоху Епифану, когда были уничтожены только его ворота. - «Осквернили жилище - издевались над святостью места и святынями Израиля самыми разнообразными и грубыми средствами, что было в обычаях того времени.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–8 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имени Твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли

Слова яко во исходе относятся к выражению: положиша знамения. Яко значит здесь «как», а потому после слов яко во исходе нужно добавить опущенное: «так и», т.е. так и превыше. Исход, или «выход», то же, что – «дверь, ворота», чрез которые выходят из города, или из храма. Посему в изречениях: положиша знамения, яко во исходе превыше, – заключается такой смысл: победители (халдеи) поставили знаки своего господства, или власти, как в воротах города, так и над ними, и – вообще на высоких местах, например, на вершине масличной горы. У преосвящ. Порфирия это место переведено так: «они поставили свои изображения над выходом (из храма высоко)». Далее в выписанных стихах псалмопевец, от лица верующих израильтян, продолжает описывать разные злодеяния, учиненные врагами их в Иерусалиме, и говорит, что они поступили в сем случае не лучше грабителей и разбойников. Употребив деревянные и железные орудия (сечивом и оскордом, т.е. бердышами и ломами), они разрушили стены города, посекли секирами (топорами) ворота Иерусалима, как посекают и рубят дрова и вообще лесное дерево; и все, что было устроено прекрасным художеством, обезобразили, как лес, и опустошили, но как бы не удовлетворившись и этим, простерли зверство свое до того, что предали огню великолепнейший в целом свете храм, посвященный имени Божию, осквернили самое святилище Божие и сравняли его с землею. И чтобы еще сильнее изобразить жестокость и лютость врагов, псалмопевец говорит, что они вошли в совещание между собою и со всеми союзниками (южики их, т.е. «родня, союзники») разбойнического их нападения о том, чтобы лишить иудеев самого дорогого для них – их священных собраний (праздники Божия), установленных для чтения и толкования пророков, а также для поклонения Богу и призывания святого имени Его. Уничтожив храм Соломонов, нечестивые решились употребить, вместе с тем, все средства к тому, чтобы истребить богослужение в Иудейской земле.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible