Скрыть
Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, да не растлиши, псалом Асафу

Содержание: В этом псалме вводится лице Апостолов, которые советуют людям — положить конец нечестию, и представляют им на вид страшный и Божественный суд.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

А Симмах перевел: победный о нетлении псалом Асафу. Поелику псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием, и предвозвещает, как погибель делателям лукавства, так благия воздаяния любителям добродетели; то пророческое слово не без основания повелевает в надписании, не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление. И сей псалом изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся Божией милости.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец. Да не растлиши. Псалом песни Асафу

Этот псалом содержит пророчество о скончании миpa и праведном суде Божием, о наказании грешников и о чести праведников, как изъясняет Феодорит. Посему он учит всех взирать на конец жизни сей и не погублять себя грехами. Некоторые: «да не растлиши», принимают за: не греши. Об Асафе и прочих словах надписи мы сказали в предисловии к псалмам. По словам Феодорита и этот псалом написан от лица находившихся в Вавилонском плене евреев.

В переводе Симмаха этот псалом имеет следующую надпись: победная песнь. Почему Ориген говорит: Это высочайшее слово о нетлении предопределенном для праведников, которым и сокровища наград уготованы за победу, почему и названо в надписи победным, и указываете нам на конец, о котором говорит Апостол: потом конец, когда препобедившие здесь добрый подвиг получат нетленную жизнь. По словам Афанасия сей псалом сказывается от лица Апостолов, увещевающих людей оставить нечестие и поставляющих им на вид страшный и Божественный будущий суд.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

Надписание в еврейском тексте: Начальнейшему певцу, да не погубиши: псалом и песнь Асафова.

Содержание: в сем псалме содержится общая молитва церкви, которая благодарит Бога за сохранение ея, и утешает себя покровительством Его. Сим будучи обнадежена, ругается врагам своим и возвещает им суд и вечную погибель.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу.

См. Псал. 56. Симмах перевел: «Победный о нетлении псалом Асафу». «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся милости Божией. Поскольку псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием и предвозвещает как погибель делателям лукавства, так благия начинания любителям добродетели; то пророческое слово не без основания повелевает в надписании не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление». По св. Афанасию, «в псалме сем вводится лице Апостолов, которые советуют людям положить конец нечестию, и представляют им на вид страшный и Бож. суд». С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

Псалом написан Асафом, точнее одним из его потомков, живших в позднейшее от Давида время. Содержание псалма отвечает времени царя Езекии, когда нападение Сеннахирима Ассирийского на Иерусалим уже было близко, но когда царь не терял надежды на защиту со стороны Бога. На это именно время указывает то беспокойное волнение, которое, по псалму, переживала Иудея (ст. 4), полная беззащитность евреев, нападение врагов направлялось на Иудею с севера (ст. 5), они отличались заносчивостью и пренебрежением к Иегове (ст. 5). Такие черты совпадают с положением Иудеи при нападении Сеннахирима на Иерусалим.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

Не подлежит никакому сомнению, что псалом этот написан в такое время, когда израильтяне подвергались тяжелым преследованиям со стороны нечестивых, высокомерных врагов, но при этом проникнуты были самою твердою уверенностью, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному народу. Не невероятно, что псалом этот представляет выражение той уверенности, какая оживила царя Езекию и народ его, после того как пророк во имя Божие предвозвестил предстоящее поражение нечестивых, богохульных ассириян (ср. Ис. 37:33 и д.). Асаф здесь – один из потомков Асафа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

Надписание это, составляющее 1-й стих псалма, состоит из нескольких отрывочных, не имеющих между собою никакой связи, речений, или кратких выражений, из которых каждое повторяется в надписаниях псалмов уже не один раз и в своем месте было объясняемо. Так, изречение в конец объяснено в псалмах 4, 6, 8, 50 и др. Выражение да не растлиши имеется в надписаниях 56-го и 57-го псалмов, где и дано ему объяснение. Псалом песни – это изречение встречалось в надписаниях псалмов 66, 67, 47 и др., и там же оно было объяснено. Асафу – это имя стоит в надписаниях тринадцати псалмов и означает в одних – писателя тех псалмов, а в других – то лицо из рода Асафа, известного певца и начальника хора при Давиде, которому передан был псалом составителем его, для музыкального и хорового исполнения. В надписании сего (74-го) псалма имя Асафа приведено в последнем значении, т.е. что псалом этот, по составлении его, передан для пения, с аккомпанементом музыки, одному из потомков Асафа, состоящему начальником певческого хора.

В этом псалме ясно развивается та мысль, что Бог несомненно спасает Своих верных рабов и осуждает их врагов. Под именем беззаконных и высокомерных врагов, которым угрожает праведное наказание Божие (ст. 8-9 и 11), некоторые толковники и ученые исследователи Псалтири (свящ. Вишняков и еп. Порфирий) разумеют ассириян и основывают свое мнение на весьма близком сходстве псалма сего с последующим, 75-м псалмом, который, несомненно, относится к чудесному поражению ассириян при Сеннахириме, царе ассирийском, и при Езекии, царе иудейском. В рассматриваемом псалме выражается уверенность, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному врагами народу. Уверенность эта подняла упавший дух царя Езекии и народа его после того, как пророк от имени Божия предвозвестил предстоящее поражение нечестивых и богохульных ассириян (4Цар. 19:32–34).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible