Скрыть
когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли. Божественный суд кротким воздаст спасением, равно как грешникам воздаст казнями.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 «С небесе слышан сотворил еси суд», то есть, свыше произносишь приговоры, над кем Тебе угодно.

«Земля убояся и умолча:» «Внегда востати на суд Богу, спасти еся кроткия земли». Все исполнились страха, говорит Пророк, и перестали нападать на нас, узрев, что Ты, как некий судия, произносишь на них приговор, а те, которые водились правыми помыслами и возвещали помощь Твою, улучили спасение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу спасти вся кроткия земли.

Землею здесь называет каждого человека, которому сказано: земля ты и в землю отойдешь (Быт. 3,19). А особенно называет землею человека мудрствующего о земном. Итак когда, говорит, Бог восстал на означенный всеобщий и последний суд, тогда все люди умолкли, потому что кончилось и прекратилось всякое дело их. Но Бог восстает, говорит, на суд, чтобы спасти всех кротких, то есть праведных; так как кротость есть особенное свойство праведника.

По словам Оригена, назвал кроткими земли, чтобы мы упражнялись в кротости еще находясь на земли, еще будучи в теле, и прекратили гнев—сию скверную страсть, противную ублажаемой кротости. Слова Афанасия: Те, которые подвергнутся наказанию, будут, говорит, вовсе безответны. Ибо (Бог) наперед сказал им о Божественном суде. А землею здесь называет всю человеческую природу, которая тогда и убоится, ибо когда наступит оный день, тогда не будет никого, кто бы не убоялся. Безыменного: Благоустройство души, сосредоточивающее силы ее, составляет добродетель; а бесчинное движение и мятеж есть порок. И Каин, будучи движим грехом, услышал: ты согрешил? Умолчи, и прекрати безрассудное стремление. Итак, поелику речение: умолчал, есть ограничение грехa и восприятие правды; то, когда Бог восстал на суд, убоявшись умолчала земля, т.е. живущие на ней люди. Ибо страхом Господа устраняется всякий от зла (Прит. 15,27). А возвещение о суде показывает уже не долготерпение, но угрозу согрешающим, и поелику молчать значит быть кротким, то спасает кротких земли уже по восстании на суд.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 9-10 С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли

Взяв случай от гнева Божия на Ассириан, преходит ко гневу, который явил той же Бог в день всемирнаго суда, и котораго никто из нечестивых стерпеть не возможет. Глаголет же о вещах будущих словами прошедшаго времени, по обычаю Пророческому. С небесе слышан сотворил еси суд: сиречь, с небесе возвестиши различными знаменами и страшною трубою архангельскою пришествие Твое на суд. Земля убояся и умолча: сиречь, тогда вси живущии на земли убоятся и умолкнут, издыхающе от страха и чаяния грядущих на вселенную (Лк. 21:26). Внегда востати на суд Богу: сиречь, егда по долговременном терпении и ожидании грешных на покаяние, востанеши наконец, и сядеши на престоле Твоем судити вселенней, и спасти вся кроткия земли. Сие бо будет намерение и конец суда, спасение кротких и казнь нечестивых. Нарицает Священное Писание благочестивых и праведных людей кроткими, потому что они без прекословия повинуются воле Божией, и терпеливно сносят гонения, бываемыя от нечестивых. Сия добродетель противополагается лютости гонителей, и свойственна ученикам Иисуса Христа, Который аки агнец незлобивый в мире сем обращался, и пред стригущими Его уст Своих не отверзал: посему кротость все добродетели в себе заключает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

ст. 9-10 С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли

Земля убояся, и умолча. «Землею, – говорит св. Афан., – называет здесь все естество человеческое, которое и придет тогда (в день страшного суда Божия) в боязнь». Бл. Феодорит относят к поражению Ассириян, которое всех поразило ужасом, и спасло кроткия земли. С Евр.: «С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла, когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–10 Ты страшен еси, и кто противостанет тебе? Оттоле гнев Твой. С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли

Того Самого любвеобильного и благодеющего Бога, Которого во многих других случаях псалмопевец именует долготерпеливым и многомилостивым (Пс. 102:8), здесь он называет страшным. Но и здесь он представляет Бога страшным не в смысле ужасного (terribilis), наводящего страх и ужас, но в смысле дивного (mirabilis) «в делах своих» (Пс. 65:3), возбуждающего страх и благоговение, достойного самого высокого уважения (reverendus). В особенности Господь Бог является страшным и грозным для людей, когда проявляет праведный гнев Свой на непокоряющихся Ему грешников и вообще на нечестивых, противящихся святой воле Его, как и в настоящем случае. Тогда никто не может устоять пред Ним. Господь Бог проявил гнев Свой с небесе над ассириянами и в самый момент проявления этого гнева (оттоле гнев Твой) слышанным сделался для всех суд Божий, и тут же обнаружились благие и счастливые последствия сего суда для иудейского народа: последовал мир, земля убоялась и утихла, и все увидели спасение не только иудеев, но и других народов, от власти угнетателей, – в то самое время, когда возстал Бог судить, дабы спасти всех угнетенных на земле (вся кроткия земли).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible